СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на "Фестивале педагогических идей" на тему: "Урок-семинар по предмету "Право"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поскольку главная задача курса "Право " – способствовать образованию гражданина демократического правового государства, то предпочтение в процессе реализации образовательных задач курса отвожу тем методам, которые предполагают активную позицию ученика ( это методы репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые и исследовательские), а следовательно при проектировании уроков предпочтение отдаю тем технологиям, которые способствуют использованию названных методов.

Наряду с традиционными комбинированными уроками в курсе "Право " часто использую  лекции с проблемным изложением, конференции , деловые игры и семинары . Это способствует осуществлению преемственности форм и методов обучения в школе и ВУЗе, а с другой стороны, необходимо в связи с отсутствием некоторого материала в учебниках и сокращенным количеством времени на те или иные темы.

 Тема моего выступления -  «Урок - семинар по предмету право» 

Просмотр содержимого документа
«Текст выступления»

Выступление на фестивале педагогических идей


Школьный семинар

(Слайд 1) Я работаю учителем права и истории в Пановской средней школе. В предыдущие годы вёл уроки права с 5 по 11 класс, работал в профильных классах. В этом учебном году веду уроки права в 10- 11 м классах.


Поскольку главная задача курса "Право " – способствовать образованию гражданина демократического правового государства, то предпочтение в процессе реализации образовательных задач курса отвожу тем методам, которые предполагают активную позицию ученика ( это методы репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые и исследовательские), а следовательно при проектировании уроков предпочтение отдаю тем технологиям, которые способствуют использованию названных методов.

Наряду с традиционными комбинированными уроками в курсе "Право " часто использую лекции с проблемным изложением, конференции , деловые игры и семинары . Это способствует осуществлению преемственности форм и методов обучения в школе и ВУЗе, а с другой стороны, необходимо в связи с отсутствием некоторого материала в учебниках и сокращенным количеством времени на те или иные темы.

Тема моего выступления - «Урок - семинар по предмету право» .(Слайд 2)

(Слайд 3) Это форма учебного процесса , при которой школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, выполняют нестандартные задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой самостоятельной деятельности под руководством учителя .

(Слайд 4)

(Слайд 5)

Выбор темы - очень важный аспект .

При определении темы необходимо учитывать:

  • значимость проблемы,

  • интерес учащихся,

  • материал должен быть посильным для самостоятельного изучения.

2. При определении целей и задач семинара , исходя из формы проведения, важно учитывать подготовленность класса к самостоятельному изучению проблем и вопросов.


В качестве примера – урок семинар в 10 кл. по теме

"Избирательное право в демократическом государстве".

(СЛАЙД 6)

( СЛАЙД 7) На уроке нужно найти ответы на 3 вопроса:

1.Что такое избирательное право?

2.Какую роль занимают Выборы в государстве?

3.В чем суть избирательных прав граждан?

Учащиеся работают с нормативными источниками 1. текстом Конституции РФ 2. С тестом закона «О выборах Президента Российской Федерации», 3.Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

В начале урока внимание школьников обращается на высказывания К. Ясперса и Р.Арона,

(СЛАЙД 8)

«Свобода возможна только при демократии, т.е, при доступном для всех участии в волеизъявлении» (К.Ясперс, немецкий философ).

«Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия граждан в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что может воплотиться в жизнь» (Р.Арон, французский политолог).

Детям ставятся вопросы:

1) Какова основная мысль каждого высказывания?

2) Что объединяет высказывания двух известных людей?

З) Какова основная цель выборов?

Анализируя эти высказывания , опираясь на ранее полученные знания,учащиеся приходят к выводу об основных принципах демократических выборов о равноправии, добровольности участия, свободе волеизъявления, альтернативности .

Далее идёт работа с текстом Конституции РФ ( ст. 32, 81) по вопросам

(СЛАЙД 9) 1) В чем суть избирательных прав граждан?

2) Кто не имеет права избирать и быть избранным?

З) На основе какого избирательного права избиратели участвуют в выборах?

4) Как осуществляется голосование избирателей?

В ходе работы раскрывается сущность всеобщего, равного, прямого избирательного права.

Потом идёт работа в группах со статьями ( главы 1 ФЗ «0 выборах Президента Российской Федерации») предварительно получив

по 2 вопроса к документу

(СЛАЙД 10)

1. В чем заключается свобода и добровольность участия граждан РФ в выборах Президента РФ?

2) С какого возраста граждане РФ могут избирать Президента РФ?

З) Кто может быть избран Президентом РФ?

4) Кто не имеет права быть Президентом РФ?

5) На какие органы возлагается подготовка и проведение выборов Президента РФ?

б) Какова роль избирательных комиссий в проведении демократических выборов?

Затем каждой группе даётся задание (СЛАЙД 11)

Задание 1: составьте политический портрет государственного деятеля.

Каждая группа составляет список качеств, которыми должен обладать кандидат в Президенты РФ

В качестве закрепления материала детям даются тестовые работы





В заключение урока формулируем выводы : (СЛАЙД 12)

1.Выборы — важнейший институт демократического государства

2. Принципы демократических выборов основаны на

равноправии, добровольности участия, свободе волеизъявления, альтернативности и др.

3.Участие в выборах -проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека.





Семинары дают возможность учащимся активно использовать информацию, полученную по различным каналам. В спорах и дискуссиях учащиеся углубляют, систематизируют и закрепляют свои знания, получая ценные навыки самостоятельной работы, самостоятельное мышление.





























Урок построен на работе с текстом Конституции РФ. Одна из основных учебных задач урока – доказать, что основополагающие принципы Конституции РФ соответствуют принципам правового государства. Прологом к работе является домашнее задание (вопросы семинара), которое учащиеся выполняют самостоятельно с использованием текста Конституции РФ и других предложенных источников. На уроке идет отработка этих же вопросов, обеспечивающих более глубокое проникновение в сложную документальную базу. Сам урок начинается со вступительного слова учителя, где определен круг поднимаемых проблем: сформулировать концепцию правового государства и соотнести ее с конституционными принципами РФ. Первая часть задачи выполняется на основе ранее полученных в курсе Новой истории знаний и анализа тех документов, которые были предложены учителем заранее. В результате общей дискуссии под моим руководством появляется следующий вариант концепции правового государства:

1. Верховенство права и закона.

2. Равенство всех граждан перед законом.

3. Принцип разделения властей.

4. Разветвленная система прав и свобод граждан.

5. Отлаженный механизм защиты этих прав.

Затем, на основе анализа текста Конституции РФ доказываем, что названные принципы в целом в ней реализованы.

В заключение работы формулируем вывод

Основа правового государства: право выше власти, государство подчиняется законам, источник права – законы, принятые с учетом неотчуждаемых прав человека. Конституция создает законодательную базу для создания в России правового государства. Дело за созданием механизма реализации норм основного Закона страны, практической работой государственных органов по наполнению их реальным содержанием. Само собой, не может оставаться в стороне и народ, его самосознание и гражданская ответственность.

.



Просмотр содержимого документа
«Урок-семинар в 10 классе по теме - Избирательное право в демократическом государстве»

казенная муниципальная Пановская средняя общеобразовательная школа











Урок – семинар.



Тема: Избирательное право в демократическом государстве.

















Составил: Макаров Н.А

учитель права и истории













Тема: Избирательное право в демократическом государстве.



Класс: 10

Форма проведения: Семинар

Цели и задачи урока:

  • раскрыть основные принципы демократических выборов, охарактеризовать избирательную процедуру;

  • развивать умение учащихся анализировать документы, высказывать свою точку зрения по предложенным вопросам;

  • способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского самосознания.

Оборудование урока: Использование методов ИКТ

Высказывание известных людей:

«Свобода возможна только при демократии, т.е, при доступном для всех участии в волеизъявлении» (К.Ясперс, немецкий философ).

«Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия граждан в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что может воплотиться в жизнь» (Р.Арон, французский политолог).



На партах разложены листы с фрагментами текста Конституции РФ и закона «0 выборах Президента Российской Федерации», Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации», тесты для закрепления темы урока.











Новости красной строкой: Учитель вместе с учениками обсуждает актуальные проблемы современности. Каждый учащийся, готовясь к уроку о, просматривает программу «Новости», откуда он получает информацию о событиях произошедших в России и в мире. Затем полученную информацию ученик самостоятельно классифицирует по принципу основных сфер общества:

  • политическая

  • экономическая

  • социальная

  • культурная

План урока

1. Организационный момент (2 мин.)

1. Роль выборов в современной России. (6мин.)

2. Избирательное право. (6мин.)

3. Выборы Президента Российской Федерации.(13мин.)

4. Закрепление материала. Тест (13мин.)

5. Итоги. Домашнее задание. (5мин.)

Ход урока:

1.Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, говорит о том, что Избирательное право является обязанностью каждого гражданина РФ, сегодня на уроке мы попытаемся выяснить: Что такое избирательное право? Какую роль занимают Выборы в государстве? В чем суть избирательных прав граждан?

Проводится беседа с учащимися по предыдущей теме — «Политические режимы»

Вопросы для беседы:

1) Что такое демократия и каковы ее основные признаки?

2) Является ли демократия идеальным политическим режимом?





3) Что такое либеральная демократия?

4) Каковы особенности нынешней российской демократии?

2.Переходя к новой теме, учитель говорит о том, что участие в выборах проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома. Выборы — важнейший институт демократического государства.

Внимание школьников обращается на высказывания К. Ясперса и Р.Арона,

Ставятся Вопросы:

1) Какова основная мысль каждого высказывания?

2) Что объединяет высказывания двух известных людей?

З) Какова основная цель выборов?

Далее с опорой на ранее полученные знания учащиеся делают вывод об основных принципах демократических выборов:

равноправии, добровольности участия, свободе волеизъявления, альтернативности и др.

В тетрадях учащиеся записывают определения понятий «выборы», «референдум», «избиратель».

3. Учитель обращает внимание учеников на то, что демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ и соответствующими законами: «О выборах депутатов Государственной думы»; «О выборах Президента Российской Федерации, «О референдуме Российской Федерации» и др.













Учащиеся читают ст. 32, 81 Конституции РФ и отвечают на Вопросы:

1) В чем суть избирательных прав граждан?

2) Кто не имеет права избирать и быть избранным?

З) На основе какого избирательного права избиратели участвуют в выборах?

4) Как осуществляется голосование избирателей?

В ходе работы с документами учащиеся раскрывают сущность всеобщего, равного, прямого избирательного права.

Затем выполняют упражнение «Моя точка зрения» (работа организуется по группам). Каждая группа получает одно утверждение, в ходе обсуждения которого необходимо высказаться «за» или «против» и привести несколько аргументов в защиту своей позиции:

1) работающие граждане должны иметь на выборах по два голоса, а пенсионеры, домохозяйки, учащиеся по одному голосу;

2) выборы должны быть открытыми, т.е. избиратели голосуют не тайно, а подписанными бюллетенями;

3) участие в выборах должно быть обязательным под угрозой штрафа.

3. Учащиеся работают по группам самостоятельно со статьями

( главы 1 ФЗ «0 выборах Президента Российской Федерации»)



Каждая группа получает по два вопроса к документу.

1. В чем заключается свобода и добровольность участия граждан РФ в выборах Президента РФ?

2) С какого возраста граждане РФ могут избирать Президента РФ?

З) Кто может быть избран Президентом РФ?

4) Кто не имеет права быть Президентом РФ?







5) На какие органы возлагается подготовка и проведение выборов Президента РФ?

б) Какова роль избирательных комиссий в проведении демократических выборов?

Ответы на вопросы учащиеся кратко записывают в тетради.

Задание 1: составьте политический портрет государственного деятеля. Каждая группа составляет список качеств, которыми должен обладать кандидат в Президенты РФ

Задание 2: выделите черты, совпавшие в двух списках; укажите качества, которые представлены только в вашем перечне. Объясните, почему вы включили их в свой список?

4. Закрепить изученный материал помогут следующие тесты.

1. Право быть избранным в органы государственной власти называется:

а) активное избирательное право

б) пассивное избирательное право

в) классическое избирательное право

2. Выборными являются должности:

а) министра

б) Президента РФ

в) директора школы

г) депутата













3. Гражданин РФ может быть избран Президентом Российской Федерации, достигнув возраста:

а) 40 лет

б) 30 лет

в) 35 лет

4. Гражданин РФ имеет право быть избирателем, достигнув возраста:

а) 16 лет

6)18 лет

в) 21 года

5. Всенародное голосование, проводимое для выявления отношения всех избирателей страны к важнейшим вопросам общественной жизни, называется:

а) ратификация

б) свободные выборы

в) референдум

6. Президент российской Федерации избирается на срок:

а) 4 года

6) 5 лет

в) 8 лет

7. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является:

а) Министр обороны РФ

б) председатель Правительства РФ

в) Президент РФ

8. Парламент в Российской Федерации называется:

а) государственная дума

б) Совет Федерации

в) Федеральное собрание

9. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий на территории Российской Федерации в течение:

а) 10 лет

б) 5 лет

в) 15 лет

10. Президент РФ является:

а) Председателем Правительства;

б) главой государства;

в) Председателем Федерального Собрания.

5. Итоги. Домашнее задание.

Учитель отмечает, сегодня на уроке мы выяснили какую роль, играют Выборы в демократическом государстве, каковы источники избирательного права, какие избирательные права и обязанности существуют у граждан РФ.

Домашнее задание: выучить понятие, проанализировать конспект.

Составить политический портрет государственного деятеля.

:



Дидактические материалы:

  1. Конституция Российской Федерации

  2. Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации»

  3. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации»



 



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к выступлению»

Урок- семинар по предмету «Право»

Урок- семинар по предмету «Право»

Урок-семинар это форма учебного процесса, при которой школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, выполняют нестандартные задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой самостоятельной деятельности под руководством учителя

Урок-семинар

это форма учебного процесса, при которой школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, выполняют нестандартные задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой самостоятельной деятельности под руководством учителя

По роли в учебном процессе  семинары делятся на:

По роли в учебном процессе семинары делятся на:

  • семинары по изучение нового материала;
  • повторно- обобщающие семинары;
  • интегрированные семинары
  • комбинированные семинары
  • контрольные семинары
Формы организации семинаров

Формы организации семинаров

  • семинар – исследование
  • семинар с элементами дискуссии
  • семинар – « круглый стол »
  • семинар – « карусель »
  • семинар - « мозговой штурм »
Урок- семинар  «Избирательное право в демократическом государстве

Урок- семинар

«Избирательное право в демократическом государстве".

1. Что такое избирательное право? 2.Какую роль занимают  выборы в государстве? 3.В чем суть избирательных прав  граждан?

1. Что такое избирательное право?

2.Какую роль занимают

выборы в государстве?

3.В чем суть избирательных прав

граждан?

«Свобода возможна только при  демократии, т.е, при доступном для всех участии в волеизъявлении» (К.Ясперс, немецкий философ).  «Современные выборы, возможно,  всего лишь карикатура на идею участия граждан в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что может воплотиться в жизнь»  (Р.Арон, французский политолог).

«Свобода возможна только при

демократии, т.е, при доступном

для всех участии в волеизъявлении»

(К.Ясперс, немецкий философ).

«Современные выборы, возможно,

всего лишь карикатура на идею

участия граждан в делах государства,

но в любом случае они остаются

символом того, что может

воплотиться в жизнь»

(Р.Арон, французский политолог).

1) В чем суть избирательных прав граждан? 2) Кто не имеет права избирать и быть избранным? З) На основе какого избирательного права избиратели участвуют в выборах? 4) Как осуществляется голосование избирателей?

1) В чем суть избирательных прав граждан?

2) Кто не имеет права избирать и быть избранным?

З) На основе какого избирательного права избиратели участвуют в выборах?

4) Как осуществляется голосование избирателей?

1. В чем заключается свобода и добровольность участия граждан РФ в выборах Президента РФ?  2) С какого возраста граждане РФ могут избирать Президента РФ?  З) Кто может быть избран Президентом РФ?  4) Кто не имеет права быть Президентом РФ?  5) На какие органы возлагается подготовка и проведение выборов Президента РФ?  6 ) Какова роль избирательных комиссий в проведении демократических выборов?

1. В чем заключается свобода и добровольность участия граждан РФ в выборах Президента РФ?

2) С какого возраста граждане РФ могут избирать Президента РФ?

З) Кто может быть избран Президентом РФ?

4) Кто не имеет права быть Президентом РФ?

5) На какие органы возлагается подготовка и проведение выборов Президента РФ?

6 ) Какова роль избирательных комиссий в проведении демократических выборов?

Задание :  Составьте политический портрет государственного деятеля.

Задание :

Составьте политический портрет государственного деятеля.

ВЫВОД :  1.Выборы — важнейший институт демократического государства  2. Принципы демократических выборов :  равноправие, добровольность участия, свобода волеизъявления, альтернативность .  3.Участие в выборах -проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека.

ВЫВОД :

1.Выборы — важнейший институт демократического государства

2. Принципы демократических выборов :

равноправие, добровольность участия, свобода волеизъявления, альтернативность .

3.Участие в выборах -проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека.

Семинары дают возможность : углубить, систематизировать и  закрепить знания учащихся;  -получить ценные навыки  самостоятельной работы; -развить самостоятельное  мышление.

Семинары дают возможность :

  • углубить, систематизировать и

закрепить знания учащихся;

-получить ценные навыки

самостоятельной работы;

-развить самостоятельное

мышление.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!