казенная муниципальная Пановская средняя общеобразовательная школа
Урок – семинар.
Тема: Избирательное право в демократическом государстве.
Составил: Макаров Н.А
учитель права и истории
Тема: Избирательное право в демократическом государстве.
Класс: 10
Форма проведения: Семинар
Цели и задачи урока:
раскрыть основные принципы демократических выборов, охарактеризовать избирательную процедуру;
развивать умение учащихся анализировать документы, высказывать свою точку зрения по предложенным вопросам;
способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского самосознания.
Оборудование урока: Использование методов ИКТ
Высказывание известных людей:
«Свобода возможна только при демократии, т.е, при доступном для всех участии в волеизъявлении» (К.Ясперс, немецкий философ).
«Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия граждан в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что может воплотиться в жизнь» (Р.Арон, французский политолог).
На партах разложены листы с фрагментами текста Конституции РФ и закона «0 выборах Президента Российской Федерации», Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации», тесты для закрепления темы урока.
Новости красной строкой: Учитель вместе с учениками обсуждает актуальные проблемы современности. Каждый учащийся, готовясь к уроку о, просматривает программу «Новости», откуда он получает информацию о событиях произошедших в России и в мире. Затем полученную информацию ученик самостоятельно классифицирует по принципу основных сфер общества:
политическая
экономическая
социальная
культурная
План урока
1. Организационный момент (2 мин.)
1. Роль выборов в современной России. (6мин.)
2. Избирательное право. (6мин.)
3. Выборы Президента Российской Федерации.(13мин.)
4. Закрепление материала. Тест (13мин.)
5. Итоги. Домашнее задание. (5мин.)
Ход урока:
1.Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, говорит о том, что Избирательное право является обязанностью каждого гражданина РФ, сегодня на уроке мы попытаемся выяснить: Что такое избирательное право? Какую роль занимают Выборы в государстве? В чем суть избирательных прав граждан?
Проводится беседа с учащимися по предыдущей теме — «Политические режимы»
Вопросы для беседы:
1) Что такое демократия и каковы ее основные признаки?
2) Является ли демократия идеальным политическим режимом?
3) Что такое либеральная демократия?
4) Каковы особенности нынешней российской демократии?
2.Переходя к новой теме, учитель говорит о том, что участие в выборах проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома. Выборы — важнейший институт демократического государства.
Внимание школьников обращается на высказывания К. Ясперса и Р.Арона,
Ставятся Вопросы:
1) Какова основная мысль каждого высказывания?
2) Что объединяет высказывания двух известных людей?
З) Какова основная цель выборов?
Далее с опорой на ранее полученные знания учащиеся делают вывод об основных принципах демократических выборов:
равноправии, добровольности участия, свободе волеизъявления, альтернативности и др.
В тетрадях учащиеся записывают определения понятий «выборы», «референдум», «избиратель».
3. Учитель обращает внимание учеников на то, что демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ и соответствующими законами: «О выборах депутатов Государственной думы»; «О выборах Президента Российской Федерации, «О референдуме Российской Федерации» и др.
Учащиеся читают ст. 32, 81 Конституции РФ и отвечают на Вопросы:
1) В чем суть избирательных прав граждан?
2) Кто не имеет права избирать и быть избранным?
З) На основе какого избирательного права избиратели участвуют в выборах?
4) Как осуществляется голосование избирателей?
В ходе работы с документами учащиеся раскрывают сущность всеобщего, равного, прямого избирательного права.
Затем выполняют упражнение «Моя точка зрения» (работа организуется по группам). Каждая группа получает одно утверждение, в ходе обсуждения которого необходимо высказаться «за» или «против» и привести несколько аргументов в защиту своей позиции:
1) работающие граждане должны иметь на выборах по два голоса, а пенсионеры, домохозяйки, учащиеся по одному голосу;
2) выборы должны быть открытыми, т.е. избиратели голосуют не тайно, а подписанными бюллетенями;
3) участие в выборах должно быть обязательным под угрозой штрафа.
3. Учащиеся работают по группам самостоятельно со статьями
( главы 1 ФЗ «0 выборах Президента Российской Федерации»)
Каждая группа получает по два вопроса к документу.
1. В чем заключается свобода и добровольность участия граждан РФ в выборах Президента РФ?
2) С какого возраста граждане РФ могут избирать Президента РФ?
З) Кто может быть избран Президентом РФ?
4) Кто не имеет права быть Президентом РФ?
5) На какие органы возлагается подготовка и проведение выборов Президента РФ?
б) Какова роль избирательных комиссий в проведении демократических выборов?
Ответы на вопросы учащиеся кратко записывают в тетради.
Задание 1: составьте политический портрет государственного деятеля. Каждая группа составляет список качеств, которыми должен обладать кандидат в Президенты РФ
Задание 2: выделите черты, совпавшие в двух списках; укажите качества, которые представлены только в вашем перечне. Объясните, почему вы включили их в свой список?
4. Закрепить изученный материал помогут следующие тесты.
1. Право быть избранным в органы государственной власти называется:
а) активное избирательное право
б) пассивное избирательное право
в) классическое избирательное право
2. Выборными являются должности:
а) министра
б) Президента РФ
в) директора школы
г) депутата
3. Гражданин РФ может быть избран Президентом Российской Федерации, достигнув возраста:
а) 40 лет
б) 30 лет
в) 35 лет
4. Гражданин РФ имеет право быть избирателем, достигнув возраста:
а) 16 лет
6)18 лет
в) 21 года
5. Всенародное голосование, проводимое для выявления отношения всех избирателей страны к важнейшим вопросам общественной жизни, называется:
а) ратификация
б) свободные выборы
в) референдум
6. Президент российской Федерации избирается на срок:
а) 4 года
6) 5 лет
в) 8 лет
7. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является:
а) Министр обороны РФ
б) председатель Правительства РФ
в) Президент РФ
8. Парламент в Российской Федерации называется:
а) государственная дума
б) Совет Федерации
в) Федеральное собрание
9. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий на территории Российской Федерации в течение:
а) 10 лет
б) 5 лет
в) 15 лет
10. Президент РФ является:
а) Председателем Правительства;
б) главой государства;
в) Председателем Федерального Собрания.
5. Итоги. Домашнее задание.
Учитель отмечает, сегодня на уроке мы выяснили какую роль, играют Выборы в демократическом государстве, каковы источники избирательного права, какие избирательные права и обязанности существуют у граждан РФ.
Домашнее задание: выучить понятие, проанализировать конспект.
Составить политический портрет государственного деятеля.
:
Дидактические материалы:
Конституция Российской Федерации
Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации»
Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации»