Слайд 1. Мы подготовили выступление по теме «Усадьба Тверского края «Берново».
Слайд 2. Берново — село, центр одноимённого сельского поселения Старицкого района Тверской области, в 25 км к северо-западу от Старицы, на берегу реки Тьмы. В XIV веке — Берново один из пограничных пунктов между владениями Твери и Новгорода, принадлежало боярам Берновым, здесь пролегал торговый путь.
Слайд 3. В 1537 году князь Андрей Старицкий стоял в Берново с войском перед походом на Новгород. В 1569 году царь Иоанн IV Грозный изъял усадьбу и близлежащее село в казну для нужд опричного войска, а уже в XVII столетии у Берново появился новый владелец – государев стольник Алексей Иванович Калитин, причём с его именем связана очередная легенда, гласящая, что Берново было ему пожаловано якобы в качестве оплаты за грандиозный проект. Предание повествует, что А. Калитин подрядился засадить липами всю дорогу от Москвы до Санкт-Петербурга, причём из казны на это была выделена довольно большая сумма денег. За всё время владения усадьбой Калитин успел многое сделать – обновил господский дом и постройки и возвёл каменный трёхпрестольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Но сам проект липовой аллеи осуществлён не был, выделенные из казны деньги были растрачены, поэтому Берново у А. И. Калитина отобрали и вскоре у имения появился новый владелец – бригадир и дальний родственник стольника Пётр Гаврилович Вульф, выкупивший Берново и близлежащие имения Павловское и Малинники (всего более 24 тысяч га) Старицкого уезда за мизерную по тем временам сумму – 500 золотых рублей.
Слайд 4. Берново - это уникальный памятник русской усадебной культуры эпохи классицизма. Изящный, как и в пушкинское время, дом составляет гармоничный архитектурно-природный ансамбль с обширным парком, который по возрасту превосходит сам особняк.
Слайд 5. Симметрично расположенные аллеи, круглый пруд в центре, живописные холмы с удивительными названиями - "Парнас", "Зверинец".
Слайд 6. Успенская церковь, расположена через дорогу от усадебного комплекса, на берегу реки Тьмы. Начало строительства храма - 1687 год. Декор церкви необычайно наряден (гладкие и витые колонки с затейливыми капителями, сложно профилированные антаблементы, наличники с причудливыми разорванными фронтонами, гирлянды и ложные балюстрады). Храм действующий.
Слайд 7. Пперед главным фасадом господского дома насадили лиственницы, к западному фасаду протянулась липовая аллея.
Слайд 8. Также был разбит регулярный парк с множеством тропинок и небольшим, заросшим лилиями, прудом. Одна из тропинок вела к соседнему холму с высокой сосной на самой верхушке, отчего холм получил название «Парнас».
Слайд 9. Издавна владевшие землями в Псковской губернии Вульфы прочно обосновались на тверских землях и поскольку сам Пётр Гаврилович, планировавший превратить усадьбу в цветущий уголок, сделать этого не успел, воплощал в жизнь замыслы отца уже его сын – Иван Петрович Вульф, принявший наследство в 1754 году. Благодаря Ивану Петровичу и его супруге Анне Фёдоровне (в девичестве Муравьёвой), Берново преобразилось. На высоком холме за околицей села по указу Ивана Петровича был выстроен двухэтажный особняк в стиле ампир с анфиладой просторных комнат, парадным залом и вместительными погребами в цокольном этаже.
Вульфы владели Берново до самой революции 1917 года, но после национализации бывших дворянских имений в усадьбе Берново расположилась крестьянская коммуна, а в 1935 году – школа, действовавшая в главном усадебном доме до начала Великой Отечественной войны. После окончания войны сильно пострадавший господский дом отремонтировали и в 1951 году в нём вновь открылась школа, а уже в 1971 году в одном из небольших деревянных домов усадьбы открылся музей А. С. Пушкина.
После смерти супругов Вульф (Анна Фёдоровна скончалась в 1810 году, а Иван Петрович – в 1814 году) обширное имение по завещанию было разделено между детьми, и Берново досталось младшему из сыновей Ивану Ивановичу Вульфу, в доме которого в 1828, 1829 и 1833 годах непродолжительное время гостил Александр Сергеевич Пушкин. Стоит отметить, что первый раз поэт увидел Берново во время посещения соседней усадьбы Малинники, хозяйкой которой в то время была невестка Ивана Ивановича, жена его брата Николая Прасковья Александровна Осипова (в первом замужестве Вульф) и хорошая знакомая поэта, к мнению которой он часто прислушивался. И хотя А. С. Пушкин предпочитал гостить в Малинниках (он несколько недолюбливал властного и часто жесткого хозяина Берново Ивана Ивановича Вульфа), всё же поэт на день-два останавливался и в берновском доме, где для него была устроена отдельная комната с выходящими в парк окнами и небольшим балконом.
Слайд 10. Живописные места и радушные хозяева Берново привлекали многих известных людей своего времени. В 1830-х годах к Вульфам часто наведывался хороший знакомый А. С. Пушкина – поэт, переводчик и прозаик Николай Михайлович Коншин, так же, как и его кумир, оставивший много стихотворных произведений об усадьбе и её обитателях. А в 1891 году жившему в соседнем селе Затишье русскому художнику Исааку Ильичу Левитану так понравился пейзаж омута близ усадьбы Берново, что он решил запечатлеть омут на холсте.
Слайд 11. В гости к Вульфам часто наведывались родственники со стороны супруги Ивана Петровича – семейство Михаила Никитича Муравьёва, видного деятеля Русского Просвещения времён императора Александра I и попечителя Московского университета, приходившегося Анне Фёдоровне Вульф двоюродным братомСегодня в Берново, в доме Вульфов, каменном двухэтажном особняке с мезонином и колоннами по фасаду открыт музей А.С. Пушкина.
Слайд 12. Здесь воспроизведена обстановка дворянского усадебного дома первой половины XIX века. Здесь сохранена старинная планировка, и взору открывается анфилада высоких, светлых комнат. Экспозиция 1-го зала "Усадьба Вульфов в Берново" знакомит на с Иваном Петровичем Вульфом, тайным советником и кавалером, служившим последние годы жизни орловским губернатором. Воссозданы интерьеры кабинета хозяина дома И.И.Вульфа.
Слайд 13. В одном из залов музея воспроизведен интерьер гостиной, где могло собираться шумное провинциальное общество. Раскрыты ломберный стол со свечой как будто ждут гостей, небольшой шкаф, диван с высокой спинкой, у окна - столик для рукоделия с глубоким удобным креслом. По преданиям, живущим в Бернове, Пушкину, приезжавшему к И.И.Вульфу отводилась малая гостиная.
Слайд 14. В небольшой соседней комнате воспроизведен интерьер столовой. На раздвижном столе самоварчик с подносом, в витрине - фарфор, предметы сервировки стола. Среди них вещи, найденные при реставрации берновского дома: фруктовый нож, чайные ложечки с гравировкой на черенке "1830 г." Последний зал экспозиции - комната Пушкина.
Слайд 15. По преданиям, жувущим в Бернове, по воспоминания потомков Вульфов, Пушкину, приезжавшему сюда, отводилась малая гостиная. Окна ее выходят в парк. В прошлом здесь был небольшой балкон. В комнате стоит большой овальный стол и стулья. Диван в стиле ампир с мягкой спинкой, ломберный столик с изящной лирообразной ножкой.
Слайд 16. Изобразительные материалы эпохи, рукописи и письма Пушкина говорят о плодотворной работе поэта на тверской земле, о создании стихотворений "Анчар", "Цветок", "Зимнее утро", о работе над "Евгением Онегиным", "Романов в письмах" и другими произведениями, которые родились под пером поэта старицкой осенью 1828 и 1829 года. В экспозиции более 200 экспонатов: это книги конца XVIII- начала XIX веков, живописные портреты, мебель, предметы дворянского и крестьянского быта первой половины XIX века. Особую ценность представляют прижизненные публикации произведений А.С.Пушкина в сборниках и журналах, роман "Евгений Онегин". В экспозиции, посвященной седьмой главе романа "Евгения Онегина", небольшой условный интерьер - уголок кабинета молодого человека онегинского времени: кресло, старинное бюро с книгами, чернильница, подсвечники.
Слайд. 17. Воспоминания о детских и юношеских годах, проведенных в имении, легли в основу очерков Бубновой «Мой «Вишневый сад» и «Село Берново». Варвара Дмитриевна с 1922 по 1956 гг. жила в Японии и, кроме живописи, занималась преподаванием русского языка и литературы. Её ученики – авторы переводов произведений Пушкина на японский язык.
Слайд 18. Картина И. И. Левитана «У омута» стала одной из самых больших по размерам (150х209 см) и лучших работ мастера и в настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, тем более когда он узнал о связанной с этим местом старинной легенде о молодой девушке, бросившейся в воду и о том, что именно эта легенда ранее вдохновила А. С. Пушкина на написание «Русалки».
Слайд 19. Михаил Никитич Муравьев описал Берново в своих литературных произведениях «Обитатель предместия» и «Эмилиевы письма», увидевших свет в 1815 году, а также в многочисленных стихотворениях.
Слайд 20. Спасибо за внимание.