СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление учителя математики на семинаре учителей математики на тему:" Внедрение ИКТ нового поколения"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема выступления:  

Внедрение ИКТ нового поколения в учебный процесс как средство успешной реализации ФГОС

Районный семинар учителей математики

Тема  семинара : «Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках математики»

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление учителя математики на семинаре учителей математики на тему:" Внедрение ИКТ нового поколения"»

МБОУ «Усалинская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан













Районный семинар учителей математики

Тема семинара : «Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках математики»





Тема выступления:

Внедрение ИКТ нового поколения в учебный процесс как средство успешной реализации ФГОС











Подготовила: учитель математики

первой квалификационной категории

Сабирзянова Люция Ясавиевна











Дата проведения: 27 ноября 2019 года.

Место проведения: МБОУ «Дюсьметьевская СОШ».

Введение

С каждым годом появляются все новые подходы к организации учебного процесса, большинство из которых тесно связаны с развитием инновационных технологий. Учителю постоянно приходится искать новые методы и формы проведения урока, совмещать различные педагогические технологии, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным,  понятным  и результативным.

Современный учебный процесс учитывает как тенденции развития науки и техники, так и требования общества к качеству образовательных услуг. Поэтому сегодня особое внимание учителя обращается на метапредметные результаты своей образовательной деятельности, предусматривающие формирование универсальных учебных действий, развитие личностных качеств и общей культуры учащегося, понимание ценности образования, внутренней мотивации и ответственности за свое обучение.

В связи с этим, возникают задачи: как создать  на уроке ситуацию открытого общения, позволить каждому    ученику    проявлять    инициативу,    самостоятельность, избирательность в способах деятельности?

Одним из наиболее эффективных путей для решения этой задачи можно считать целенаправленное использование в школе новых методов обучения с применением информационно-коммуникационных технологий и электронных средств. Учитывая темпы развития облачных технологий, неограниченные возможности облачно-ориентированных учебных сред, ИКТ позволяют не только разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и внедрять новые методы обучения.

В практике педагогических технологий все большую популярность приобретают активные методы обучения, обеспечивающие активное и осмысленное участие каждого ученика в учебном процессе. В отличие от традиционных методов педагогики, которые в большей степени фокусируется на передаче знаний, активные методы сосредоточены, в основном, на умении решать проблемы и на навыках совместной работы.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок учебных предметов в общеобразовательном учреждении. ИКТ призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

«Эффективность» (в переводе с латинского – «эфектос») означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Под эффективностью понимают полезность урока для развития каждого ребёнка. Значит, чтобы повысить эффективность урока, необходимо сделать его значимым для каждого отдельного ученика.

В традиционном процессе обучения В.И. Загвязинский выделяет следующие противоречия:

  активность преподавателя и пассивность ученика;

 учебная программа рассчитана на среднего ученика;

 недостаток индивидуального подхода;

 информация представлена в абстрактно-логической форме;

 ограниченность во времени и т.д.

Основной задачей информатизация образования в России является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – коммуникационных технологий:

 активная позиция обучающегося;

 переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно;

 информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИКТ;

 «погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения;

 дифференциация и индивидуализация учебного процесса;

 коренное изменение организации процесса познания путём смещения её в сторону системного мышления;

 интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, справочники, словари) и образовательными сообществами (учителя, консультанты).

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, нужно составлять план урока, исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные принципы систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.

Разработка урока с использованием ИКТ состоит из следующих этапов:

1. Концептуальный. На данном этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов, аргументируется необходимость использования ИКТ или ресурсов Интернет в образовательном процессе, исходя из педагогических задач урока.

2. Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока, выделяются основные структурные элементы урока, прогнозируется эффективность использования данного ресурса, определяется методика проведения урока и проектируются основные виды деятельности с ресурсами в учебном процессе.

3. Операциональный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации, выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом, осуществляется поэтапное планирование урока. Для каждого из этапов определяется цель, длительность этапа, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе, форма промежуточного контроля и т.п.

Планируя урок с применением ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки класса, методическую цель урока, тип урока, готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, гигиенические требования.

Критерии полезности ИКТ в образовании можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

В зависимости от того, какие средства ИКТ используются, выделяется несколько типов уроков:

 урок с компьютерной поддержкой;

 урок с выходом в Интернет;

 урок с мультимедийной поддержкой.

Рассмотрим подробнее каждый из типов уроков.

Урок с компьютерной поддержкой

Работу учеников на таком уроке можно организовать несколькими способами:

 - обучающиеся одновременно работают с учителем, на определенном этапе переходят к работе за компьютером;

 - обучающиеся работают на компьютере по указанию учителя;

 - работа с текстом электронного учебника или пособия.

Урок с выходом в Интернет

Позитивная возможность современных Интернет-технологий – возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайн-словарём, пройтись по залам музеев мира.

Ещё одна возможность, которую успешно используют современные преподаватели - развитие и поощрение творческого потенциала обучающихся. Публикации в Интернете лучших исследовательских работ, сочинений, гипертекстовых рефератов не только дают возможность ученикам выполнить мини-исследование, но и представить результаты своего труда массовому читателю.

Урок с мультимедийной поддержкой.

Психологи отмечают, что современные дети – это дети экранной динамичной информации. Информация на экране монитора, проектора или телевизора воспринимается ими намного лучше, чем печатная книжная информация. Конечно, печально осознавать, что современные дети очень мало читают, однако, при подготовке к уроку необходимо учитывать данный фактор.

Компьютер, укомплектованный звуковой картой, колонками, видеопроектором, позволяет сделать урок живым и красочным. На качественно новом уровне реализуется принцип наглядности обучения. Анимация, видеоизображение, звук делают изучаемые события и явления более наглядными, а, значит, и доступными, таким образом, превращая процесс обучения в более комфортный для ученика.

Использование ИКТ на уроке позволяет рационально организовать рабочее время учителя и учеников: учителю не потребуется писать на доске мелом, отвернувшись от класса, развешивать иллюстрации, менять демонстрируемый материал и т.д. Заранее подготовленная информация к уроку появляется в нужно время, в заранее продуманном темпе и объеме. Время, сэкономленное на уроке, может использоваться для увеличения объема информации или тренировочных упражнений.

Говоря об уроках с мультимедийной поддержкой, нельзя не сказать об интерактивной доске как о ценном инструменте для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателю излагать новый материал живо и увлекательно.

Преимущества использования интерактивной доски:

 совместимость с программами всех лет обучения;

 возможность работать с веб-сайтами и другими ресурсами;

 большие возможности для взаимодействия и обсуждения в классе, благодаря чему обучающиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подаче материала;

 возможность сделать занятия интересными и увлекательными благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;

 освобождение учеников от необходимости записывать учебный материал благодаря возможности сохранять и распечатывать всё, что появляется на доске;

 позволяет увеличить темп занятия, при условии, что файлы или страницы были приготовлены заранее;

 возможность для преподавателей делиться материалами друг с другом; работа с интерактивной доской вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост;

 предоставляет большие возможности для коллективной работы, для развития личных и социальных навыков.

Средства ИКТ разнообразны и возможности их велики. Рассмотрим более подробно программные средства обучения, которые широко используются в системе образования.

Обучающие программы (ОП) – специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы обучающихся. Такие программы носят обучающий характер: они содержат пояснения, правила, образцы выполнения заданий, что способствует максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя возможность им самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП являются лишь частью всей системы обучения, следовательно, должны быть увязаны со всем учебным материалом.

Электронные учебники – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Электронный учебник можно использовать как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого-либо курса, точно так же, как и бумажный учебник.

Тестовая система компьютерного контроля – одна из самых распространенных компьютерных систем контроля знаний. Использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, что позволяет проводить контроль чаще и снижает фактор субъективности.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)- учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи. Значительно упрощают подготовку учителя к уроку, так как представляют собой модули получения новых знаний, практического и контролирующего характера, позволяют дифференцировать и индивидуализировать работу на уроке.

С появлением Интернета стало возможным и дистанционное обучение. Дети, имеющие временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.), не оказываются «выключенными» из процесса обучения. Это поможет им усвоить материал и быть успешными на последующих уроках.

Приход ИКТ на смену традиционной методике, безусловно, способствует усилению эффективности учебного процесса. Технология привносит качественные изменения в педагогический процесс, способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективно организовать процесс обучения, повышает интерес обучающихся к предмету, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Средства и формы медиаобразования дают учителю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий. Последнее способствует обновлению содержания и форм современного образования.

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС. 

Работа в сети Интернет

  • http://www.math.ru – Математика и образование

  • http://www.allmath.ru – Вся математика в одном месте

  • http://www.bymath.net – Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа

  • http://tasks.ceemat.ru – Задачник для подготовки к олимпиадам по математике

  • http://www.math-on-line.com – Занимательная математика школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

  • http://www.zaba.ru – Математические олимпиады и олимпиадные задачи

  • http://www.neive.by.ru – Геометрический портал

  • http://zadachi.mccme.ru – Задачи по геометрии: информационно-поисковая система

  • http://graphfunk.narod.ru – Графики функций

  • http://math.ournet.md – Виртуальная школа юного математика

  • http://www. exponenta.ru – Образовательный математический сайт

  • http://www.problems.ru –Интернет-проект «Задачи»

  • http:// www.school.еdu.ru – Российский образовательный портал

  • http:// www.school.msu.ru – Учебно-консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ

Образовательная платформа, которым я пользуюсь при подготовки к урокам, во время уроков https://www.yaklass.ru/

При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ пользуюсь сайтом https://ege.sdamgia.ru/ , в котором зарегистрировалась заранее и в таком случае , функций больше

В настоящее время использование ИКТ является необходимым средством, служащим для построения занятий. Внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению  эффективности обучения и самообучения,  повышению качества образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!