СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "Технология критического мышления на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Технология критического мышления на уроках географии"»


Выступление учителя географии МБОУ лицея №6 г.Ессентуки

Козиной Любови Александровны

«Технология критического мышления на

уроках географии»

МО учителей географии г.Ессентуки, август 2017 года

«Развитие критического мышления у учащихся

на уроках географии».

В условиях изменения требований к выпускнику школы эта проблема актуальна т.к. прогресс, возникший в современном мире, неизбежно отражается в системе образования в противоречиях и трудностях формирования молодого поколения. В этих условиях всё чаще не срабатывают традиционно применяемые средства и методы обучения, которые не развивают творческую познавательную активность учащихся. Большинство детей не уверены в своих знаниях, а значит, испытывают дискомфорт на уроке.

География – интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал. Творческий потенциал – внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять

свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии


Критическое мышление – это высшее мастерство

в открытом демократическом обществе.


Критическое мышление способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения. При этом все истины обучения постигаются учащимися в результате эмоционально-духовного определения своего места среди объектов, вовлеченных в учение.

Учащиеся должны являться активными участниками в процессе структуры, оптимальный выбор форм, методов и приёмов обучения.







Противоречия между условиями для развития мышления учащихся в традиционной классической системе и традиционной развивающейся системе.

Условия для развития мышления в традиционной системе обучения.

Условия для развития мышления в развивающем обучении

  1. Шаблоны построения, однообразие

1.Различные виды творческой деятельности.

  1. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижения высоких уровней усвоения перекладывается на домашнее задание

  1. Обеспечивает мышление на более высоком уровне, усваивается не только учебная информация, но и развиваются психологические качества личности учащихся.

  1. Учащиеся изолируются от общения друг с другом.

3.Учащиеся работают кооперативно с другими.

  1. Отсутствие самостоятельности.

4.Самостоятельные добывания знаний через поисковые стратегии.

  1. Пассивность или видимость активности учащихся.

5.Динамичность, активность в процессе познания.

  1. Слабая речевая деятельность, ориентированная на репродуктивное воспроизведение материала.

6.Умение логически мыслить, аргументировать, аналитически дискутировать.

  1. Отсутствие индивидуального обучения, усредненный подход.

7.Создание учащимися собственных образовательных продуктов, систематизация полученных результатов, их объединения в коллективный продукт.



Это научно обоснованная модель, целью которой является лучшее обучение людей. Процесс развития критического мышления у детей на уроках – это совместная работа педагогов нескольких стран. Цель данного сотрудничества – дать методические инструкции, которые способствовали бы развитию критического мышления у учащихся всех возрастов в течение всего курса обучения.

Мир становится более сложным, и процессы демократизации все больше распространятся по всему миру, то становится очевидным тот факт, что молодые люди более чем когда-либо должны быть способны решать трудные проблемы, подходить к ним критически, иметь альтернативные мнения и принимать правильные решения. Также очевидно, что способности мыслить критически, надо развивать и содействовать им в процессе обучения.

Критическое мышление – сложный процесс интеграций идей и творческое их осмысление на пути создания собственных концепций. Это активный и взаимодействующий познавательный процесс, происходящий на всех уровнях, определяющий целенаправленную задачу обучения.

Теоретической базой данного проекта служит когнитивная психология (наука, изучающая память и умственные способности человека), достижением которой является доказательство того, что в человеческой памяти остается то, что проделано им самим на практике, то есть: когда он сам ищет ответы на состоящие перед ним проблемы. Критическое мышление – рост познавательных способностей учащихся, причём учащиеся приходят к новым знаниям через свои прежние знания.

Под критическим мышлением понимают:

•умение логически мыслить;

•аргументировать;

•аналитически дискуссировать.

Цель данной методики – подготовить ответственных граждан для открытого общества, в жизни умеющих:

•формировать собственные суждения;

•выбирать целесообразно между похожими исходными идеями;

•решать проблемы;

•разумно дискуссировать;

•работать в группах;

выслушивать различные мнения;

мыслить свободно и независимо.

Критическое мышление – это результат хорошо спланированного урока.

Для этого необходимо, чтобы обучаемые могли понимать, что от них требуется и последовательно применять требуемое на практике. Структура должна быть ясной и понятной для того, чтобы обучаемые могли видеть, на каком уровне мышления они находятся, чтобы направлять и управлять своим мышлением в процессе независимого обучения.

Уроки «Географии»

Объяснение доступно для понимания учащихся, имеет логическую завершенность. По форме – это диалог с классом, по сути – направляемая активная мыслительная деятельность учащихся. Учить учащихся рассуждать, обобщать изученное, выделять главное, отстаивать своё мнение, мыслить свободно и не зависимо, выслушивать мнения одноклассников, разумно дискуссировать. «Не спешите поднимать руки, ваш товарищ выскажет свою мысль, тогда и вы выступите» - это девиз урока. Поощряется любой ответ, любая активность мысли. Комментирование ответов учащихся, позволяет формировать монологическую речь и эмоции комментатора.

Главные, опорные знания дублируют несколько раз, используя таблицы, схемы ,модели, коллекции, гербарии, эксперимент. Составляют опорные конспекты по теме, выделяя ключевые идеи изученного материала. Эти конспекты являются своеобразным справочником учащегося. Они позволяют оперативно использовать знания при выполнении учебных заданий, практикумов и практических работ.

Организуя учебную деятельность учащихся, особое внимание акцентируют на применение следующих дополнительных источников: (справочников, интернет - ресурсов, энциклопедий, толковых словарей). В учебниках очень много научных терминов, редко употребляемых в повсеместной жизни, но понятия их необходимы, поэтому без толкования нет понимания. Все перечисленные источники позволяют обогатить и расширить словарный запас, развить устную речь и делать её выразительной, яркой.

Важное место в изучении географии отводится практикумам и практическим работам. Практические работы и практикумы учащиеся выполняют по индивидуальным карточкам, что способствует развитию их самостоятельности, уверенности в своих практических действиях, формируют экспериментальные умения, воспитывают ответственность за знания. Обучение должно быть наглядным в данном случае – работа с картами, глобусами, планами местности, графиками, диаграммами, таблицами.

Объяснение нового материала строится так, что бы вовлечь в дискуссионный процесс как можно больше учеников, не только хорошо успевающих. Используя приём критического мышления «Сетчатое обсуждение» провоцируют на дискуссию, а при необходимости и на дебаты. Суть приёма заключается в том, что задают вопрос по прочитанному или услышанному, который может рассматриваться людьми с разных позиций, а потом каждая позиция отстаивает свою точку зрения, предварительно записывая аргументы. Например, Если бы не происходило движение литосферных плит, то существовали бы на земле горы, или она представляла бы из себя гигантскую равнину?

ДА НЕТ

1.Потому что… 1.Потому что…

2. . . . . . . . . . . . . 2. . . . . . . . . . .. .

3. . . . . . . . . . . . 3. . . . . .. . . . . .

запись аргументов запись аргументов

Возможно, кто-то поменяет свою точку зрения после обсуждения аргументов. Этот приём помогает выделять главное, рассуждать, аргументировать, убеждать, выражать свои мысли и на письме, что чаще сложнее устного ответа. В целом этот приём сохраняет познавательный интерес, высокий уровень самостоятельной деятельности, осмысление действий. Идёт формирование способов умственных действий, отрабатываются межличностные отношения: учитель-ученик, ученик-учитель.

Практикуя применение таких стратегий как: «Мозговой штурм», «Метод пометок», «Перемешанные события» - деятельность здесь нацелена на суммирование предшествующих знаний по теме, пробуждение любознательности и установление целей. При необходимости сопоставления применяю «Диаграмму Венна». Строится она из частично пересекающихся окружностей и может быть использована для показа контрастных идей и общего между ними. Например ,найти черты сходства и различия рельефа дна суши и рельефа дна мирового океана.

Р ельеф суши Рельеф дна Мирового океана.









отличие общее отличие

Особенно привлекает учащихся техника РАФТ ,так как учитель выбирает ТЕМУ письменной работы единую для класса, которая затрагивает интересы учащихся и пишет её на доске мелом.

Роль- класс проводит мозговую атаку - Какие люди могли бы писать о заданной теме, то есть выбирают роли-персонажи (можно в ходе мозговой атаки определить всем классом четыре-шесть ролей и распределять эти роли внутри каждой роли).

АУДИТОРИЯ - (мозговая атака) каждый учащийся определяет аудиторию, для которой он пишет, с позиции выбранной им роли (кому персонаж-роль мог посвятить свое письмо).

ФОРМА - (мозговая атака) каждый ученик определяет, в какой форме можно изложить написанное. Проводится обсуждение. Это стимулирует воображение учащихся (телеграмма, поздравительная открытка, благодарственное письмо, судебный иск и т.д.).

Учащиеся могут читать свои сочинения (обычно спрашиваю желающих) классу или группе. Могут прикрепить на доску, чтобы остальные могли их прочитать.

В обеспечении прочных и осознанных знаний большую роль играет систематически организованный, как устный, так и письменный контроль, который приучает учащихся к регулярной работе. При устных ответах учащиеся грамотно и логично выражают свои мысли, выделяя главное, существенное, проявляют уверенность в своих знаниях. Этому способствует высокая вероятность опроса учащихся на каждом уроке.

География как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения, решение логических задач, постановка эксперимента и т.д.

При организации и планировании проверки знаний по географии нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся, т.к. именно разнообразие методических приемов дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности.

При составлении вопросов и заданий для учащихся 6-8-х классов учитывают следующие возрастные особенности:

  • любознательность, наблюдательность;

  • интерес к динамичным процессам;

  • предметно-образное мышление;

  • быстрое овладение умениями и навыками;

  • эмоциональная возбудимость.

Применяют тематический контроль и учет знаний, для этого используют самостоятельные работы, географические диктанты и задачи.

Рефлексия- этап урока, в которой учащиеся делают обзор идей ,с которыми они столкнулись, осмысливают их, задаются вопросами по этим идеям, интерпретируют, применяют, спорят, высказываются и пытаются расширить его значение для новых областей применения.

Многие стратегии, которые применяются на этапах пробуждения интереса, осознания смысла и рефлексии направлены на кульминацию в этапе рефлексии. Например, «Перемешанные события» учитель пишет 5-6 слов или словосочетаний из определенного текста для работы в группе. Учеников просят установить верную последовательность данных событий (как причина и следствии), переставляя предложенные слова при этом убедительно доказать свою точку зрения, почему так, а не иначе. Как только класс более-менее нашел соглашение об их порядке, учитель просит их прочитать текст, чтобы понять, такой ли порядок событий, как в тексте. На этапе рефлексии идет переосмысление событий. Можно дать задание свести слова и словосочетания в правильный порядок.

Для рефлексии предлагают задания, которые помогают учащимся думать над материалами, предоставленными на уроке.

Описание фрагмента урока «ПОГОДА» в 5-ом классе

Объяснению нового материала непременно предшествует опыт, или постановка проблемы, определение путей её решения, т.е. создаю ситуацию успеха с самостоятельных выходом на тему и постановкой целей, например:

Вопрос: Какие специалисты изучают атмосферу?

Высказывают свои суждения. Учитель записывает все высказывания на доске.

Выдвигают предположения о теме урока, планируют свои действия на уроке

Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке?

Определяют задачи с помощью учителя.

Формулируют 1 задачу:

Что называют погодой?

Формулируют 2 задачу: Как наблюдают и описывают погоду?

Формулируют 3 задачу: Из чего состоит метеорологическая станция? С помощью, каких приборов ведут наблюдение за погодой?

Определение темы проекта, постановка цели и задач, подготовка вопросов по теме. Учитель рассказывает о ходе проекта, показывает вводную презентацию.

Впишите в первую колонку все, что знаете о погоде, используя ключевые слова. Обменяйтесь информацией в парах, отбросьте лишнее. Затем обсуждение коллективное.2 заполняют сами.

знаю

хочу знать

узнал

погода

элементы погоды

приборы

станция



На основе содержания колонки формулируют задачи урока.

Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке?

Определяют задачи с помощью учителя.

Формулируют 1 задачу:

Что называют погодой?

Формулируют 2 задачу: Как наблюдают и описывают погоду?

Формулируют 3 задачу: Из чего состоит метеорологическая станция? С помощью, каких приборов ведут наблюдение за погодой?


Попытаемся сформулировать определение погода.

Погода- состояние нижнего слоя атмосферы в той или иной местности в данный момент времени или в ограниченный промежуток времени.

Выделим ключевое слово.

Вопросы:

1.Какие элементы погоды помогут описать состояние тропосферы?

2. Что такое прогноз погоды?

Прогноз - научно обоснованное предположение о предстоящих изменениях погоды, составленное на основе анализа наблюдений.

Составление логической схемы

При помощи, каких приборов ведутся наблюдения за погодой? (Слайд 7)

Флюгер- прибор для определения направления ветра и скорости ветра.

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха. (норма 40-60%)

Осадкомер- прибор для определения количества, которое выпало в течение суток.

Анемометр - прибор для измерения скорости ветра.

Описать погоду в своем населенном пункте за один день января.

Вопрос: Какой вывод можно сделать о погоде за один день?

В таблице 1 заполняют третью колонку( узнал)

Составить рассказ. Ключевые термины: метеостанция, температура, ветер, прогноз, осадки

Заключение

По внедрению технологии критического мышления в учебный процесс преподавания географии, существуют некоторые диагностические, технологические и методические проблемы: сложно адекватно оценить степень развития критического мышления в рамках предлагаемого стандарта образования; не все учащиеся в силу слабого развития мыслительных процессов готовы работать самостоятельно в рамках данной технологии; существующая типовая программа не всегда позволяет интенсивно использовать современные технологии; требуется большая дополнительная подготовка учителя при подборе заданий; затрачивается большое время на реализацию всех стадий (не всегда удается вместить классический вариант технологии в 40 минут).

Классический вариант использования технологии не всегда возможен на уроке географии, что обусловлено спецификой предметного материала, но использование элементов технологии и отдельных приёмов также приносит свой результат, хотя и медленнее, чем полное применение.

Технология критического мышления очень эффективна. Она формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами самостоятельной работы, позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса. И если мои ученики стали задавать больше умных вопросов, более вдумчиво читать, выделять основные мысли, активно общаться -спасибо технологии критического мышления.

Литература

1. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. –

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта»2003

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И.., Муштавинская И.В. учим детей мыслить критически. СПб.,2003.

4. возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед.институтов. М. Гамезо – М.: Просвещение, 1994 г.

5. Стародубцев В.А. Технология критического мышления в естественно - научном образовании. – Томск: Дельтаплан, 2002.

6. «Практикум по методике преподавания географии»: учебное пособие для студентов пед.вузов под ред. Е.А. Таможней.- М.: Экзамен, 2008.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Е.С. Полат и др. Под редакцией Е.С. Полат. – М,: Изд. Центр «Академия», 1999.

8. Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения. География в школе. – 2000-№2. – с 67-71.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

10. Монахов В.М., Смыковская, Т.К. Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя// Научно – практический журнал «Школьные технологии». – 2000. - №4.



















7.Примечание

Памятка для учащихся.

1. Осознай, в чём состоит задача игровой ситуации.

2. Поверь в то, что происходит в данной ситуации.

3. Выбери роль, исходя из своего опыта, характера и интересов.

4. Тщательно готовься, продумай своё выступление.

5.Чувствуй своих партнёров в игре, не перебивай их, внимательно прислушайся к их выступлениям, реагируй на них.

6. Подчиняйся правилам игры.

7. Участвуй в подведении итогов, поставь себе оценку.

8. Оцени игровую ситуацию с точки зрения её соответствия биологической реальности.



Памятка участнику дискуссии.

1. Прежде чем выступать, чётко определи свою позицию.

2. Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему.

3. Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения.

4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.

5. Не забывай о чёткой аргументации и логике.

6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов оппонентов.

7. Говори ясно, точно, просто, отчётливо, своими словами, не «по бумажке».

8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав.

9. Не допускай грубостей и насмешек.

10. Заканчивай выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!