СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании ММО "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании ММО "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Сочинение-рассуждение  Учимся комментировать

Сочинение-рассуждение

Учимся комментировать

Задание 27 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Задание 27

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и

обоснуйте своё отношение к позиции

автора (рассказчика)

по проблеме исходного текста.

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку 2021 Планируемые изменения ВАЖНО:  Немного изменились требования к комментарию в сочинении ЕГЭ по русскому языку 2021. За комментарий в сочинении ЕГЭ 2021 года можно получить  6 баллов (в 2020 - 5 баллов). Также изменилась шкала оценивания комментария.

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку 2021

Планируемые изменения

ВАЖНО:  Немного изменились требования к комментарию в сочинении ЕГЭ по русскому языку 2021.

За комментарий в сочинении ЕГЭ

2021 года можно получить  6 баллов

(в 2020 - 5 баллов).

Также изменилась шкала

оценивания комментария.

Если в 2020 году за аргументы ученик мог получить высший балл- 5, то в 2021 высший балл по К 2 – 6! В итоге увеличилось и общее количество первичных баллов с 58 до 59.   На что нужно обратить внимание при написании сочинения, чтобы за аргументы получить 6 баллов? Примеров-аргументов из текста должно быть по-прежнему два Необходимо пояснить каждый аргумент.  ВНИМАНИЕ!  Если в 2020 году нужно было лишь указать на смысловую связь аргументов, то в 2021 необходимо эту связь ещё и проанализировать, иначе можно потерять 1 балл. Не должно быть фактических ошибок в понимании текста и в комментариях.
  • Если в 2020 году за аргументы ученик мог получить высший балл- 5, то в 2021 высший балл по К 2 – 6!
  • В итоге увеличилось и общее количество первичных баллов с 58 до 59.

На что нужно обратить внимание при написании сочинения, чтобы за аргументы получить 6 баллов?

  • Примеров-аргументов из текста должно быть по-прежнему два
  • Необходимо пояснить каждый аргумент.
  • ВНИМАНИЕ!  Если в 2020 году нужно было лишь указать на смысловую связь аргументов, то в 2021 необходимо эту связь ещё и проанализировать, иначе можно потерять 1 балл.
  • Не должно быть фактических ошибок в понимании текста и в комментариях.
  За что в сочинении можно потерять баллы по К-2 (то есть в аргументах из текста?)   если  не приведены  примеры- иллюстрации из текста; если пояснение дано  только к одному аргументу (или вообще нет пояснений) ; если  проанализирована, но не указана  (или указана неверно) смысловая связь между аргументами; если  указана, но не проанализирована  смысловая связь между аргументами; если есть фактические ошибки в понимании текста; если  позиция автора  исходного текста сформулирована неверно; если отношение к позиции автора исходного текста  не сформулировано, не обосновано или не соответствуют сформулированной проблеме.

За что в сочинении можно потерять баллы по К-2 (то есть в аргументах из текста?)

  • если  не приведены  примеры- иллюстрации из текста;
  • если пояснение дано  только к одному аргументу (или вообще нет пояснений) ;
  • если  проанализирована, но не указана  (или указана неверно) смысловая связь между аргументами;
  • если  указана, но не проанализирована  смысловая связь между аргументами;
  • если есть фактические ошибки в понимании текста;
  • если  позиция автора  исходного текста сформулирована неверно;
  • если отношение к позиции автора исходного текста  не сформулировано, не обосновано или не соответствуют сформулированной проблеме.

ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста!!!

ВНИМАНИЕ!

В задании к сочинению

НЕТ

указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста!!!

Что такое комментарий? В сочинении ЕГЭ-2021 комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.   В качестве комментария можно использовать:    примеры, которые приводят авторы в своих текстах;   размышления автора, связанные с проблемой;  цитаты, описания, истории, точки зрения, которые приводит автор,  средства выразительности, тропы,  слова, выражения, важные для понимания проблемы.  

Что такое комментарий?

  • В сочинении ЕГЭ-2021 комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.
  • В качестве комментария можно использовать:   примеры, которые приводят авторы в своих текстах;  размышления автора, связанные с проблемой; цитаты, описания, истории, точки зрения, которые приводит автор, средства выразительности, тропы, слова, выражения, важные для понимания проблемы.  
 Необходимо различать пересказ и комментарий!!!   В комментарии, опираясь на текст, следует ответить на вопрос: как автор от вопроса (проблемы) приходит к определенному ответу (позиции автора) Комментарий – это выборочный анализ.  Пересказ – это то, что делают герои текста. Комментарий – это то, что делает автор!!!  Что делает автор? Автор отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на…, приводит пример того, как…, рассматривает, сопоставляет, доказывает, убеждает и т.п.

Необходимо различать пересказ и комментарий!!!

В комментарии, опираясь на текст, следует ответить на вопрос: как автор от вопроса (проблемы) приходит к определенному ответу (позиции автора)

Комментарий – это выборочный анализ.

Пересказ – это то, что делают герои текста.

Комментарий – это то, что делает автор!!!

Что делает автор? Автор отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на…, приводит пример того, как…, рассматривает, сопоставляет, доказывает, убеждает и т.п.

Как писать комментарий?   Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.   2)  Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора  в вашем сочинении станет авторской позицией). В публицистическом тексте структура мало отличается от вашего сочинения, там тоже ставится проблема, там тоже присутствует комментарий ,в качестве комментария авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения.

Как писать комментарий?

  • Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.

2)  Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора  в вашем сочинении станет авторской позицией). В публицистическом тексте структура мало отличается от вашего сочинения, там тоже ставится проблема, там тоже присутствует комментарий ,в качестве комментария авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения.

Как писать комментарий?   3 )  В художественном тексте  авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием.

Как писать комментарий?

3 В художественном тексте 

авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием.

 Клише для примеров-иллюстраций

Клише для примеров-иллюстраций

Требования к комментарию:  1 )  2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы  рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.   2)  Смысловая связь. Необходимо указать на причинно- следственную связь, противительную  или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте. 

Требования к комментарию:

1 2 примера-иллюстрации, важных для

понимания проблемы.

Здесь уместно использовать частичное

цитирование с объяснением того,

почему именно эти ситуации вы

рассматриваете и что автор пытается

нам показать этими примерами. 

2)  Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-

следственную связь, противительную  или другую связь

между примерами. Все будет зависеть от приемов,

которые использует автор в конкретном тексте. 

Требования к комментарию:   3)  Анализ связи .  Недостаточно указать логическую связь  (причина - следствие, вывод), важно также проанализировать эту связь, объяснить, что в ней примечательного, что мы можем понять, если сопоставим, противопоставим и др. примеры из текста . Например, примеры не просто так противопоставлены друг другу, а помогают отразить изменения, произошедшие в душе рассказчика и т.д.  4). Пояснение к примерам-иллюстрациям. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

Требования к комментарию:

3)  Анализ связи .  Недостаточно указать логическую связь

(причина - следствие, вывод), важно также проанализировать

эту связь, объяснить, что в ней примечательного, что мы

можем понять, если сопоставим, противопоставим и др.

примеры из текста . Например, примеры не просто так

противопоставлены друг другу, а помогают отразить

изменения, произошедшие в душе рассказчика и т.д.

4). Пояснение к примерам-иллюстрациям. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

Внимание! Чего нельзя делать  при написании комментария? Цитирование : НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование».     Соответствие  заявленной проблеме. Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.      Фактическая точность . Если при написании комментария допускается хотя бы одна ошибка,  связанная с ПОНИМАНИЕМ текста. то за комментарий автоматически выставляется 0 баллов.

Внимание! Чего нельзя делать при написании комментария?

Цитирование : НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование».  

Соответствие  заявленной проблеме. Комментарий

должен быть написан по заявленной проблеме,

должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.    Фактическая точность . Если при написании

комментария допускается хотя бы одна ошибка,

связанная с ПОНИМАНИЕМ текста. то за

комментарий автоматически выставляется 0 баллов.

 А сейчас разбёремся , что изменилось .    1.

А сейчас разбёремся , что изменилось .

1. "Оба примера дополняют друг друга, чтобы раскрыть позицию автора" — как в прошлом году за такую фразу-шаблон в большинстве случаев балл не ставили, так и в этом не будут. ФИПИ вводит дополнительный балл именно для того, чтобы "усилить аналитическую составляющую комментария", то есть заставить сильных выпускников анализировать текст и формулировать свою мысль, а слабым не дать возможность получить балл просто так. 2. Тексты, которые предложены для анализа на ЕГЭ, — не близнецы-братья, они могут иметь совершенно разную структуру. Поэтому нельзя писать сочинение по одному шаблону. Учитывайте, публицистический дан текст или художественный , противопоставляет автор приведённые в тексте примеры, или второй пример дан как дополнение к первому, или помогает увидеть ещё одну сторону проблемы, или дает ответ на вопрос, который волнует автора (смотри табличку). И не забывайте ,что примеров может быть не два, а больше, если это важно для раскрытия аспектов проблемы.

 … , что изменилось .    3. Анализ связи примеров в комментарии можно расположить там, где он будет уместен: в самом начале, в середине или в конце. Но пусть это будет отдельное предложение: эксперт точно не поставит 6 баллов за робкие попытки указать на связь типа

, что изменилось .

3. Анализ связи примеров в комментарии можно расположить там, где он будет уместен: в самом начале, в середине или в конце. Но пусть это будет отдельное предложение: эксперт точно не поставит 6 баллов за робкие попытки указать на связь типа "также автор..." или "далее писатель...".

4. Надо не только глубоко отразить мысль, но и объёмно её оформить. Приём, лежащий в основе примеров-иллюстраций, не должен «падать с потолка»: отсылки на этот приём следует давать уже в работе с текстом, то есть в комментарии проблемы.

5. Не включайте в комментарий позицию автора! Это отдельный абзац, и в связи примеров не нужно писать "Автор приводит эти примеры, которые дополняют друг друга, и тем самым показывает, что природу нужно беречь". Может быть, такое предложение эксперт зачтёт как анализ связи, но балл по К5 снимет.

Ошибки в выявлении смысловой связи Обратите внимание!  Попытка сопоставления логически несопоставимых примеров;  подбор примеров-иллюстраций, не имеющих между собой смысловой связи, и попытка «притянуть» её к этим примерам;  подмена определения смысловой связи между примерами общими словами:  «Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…»; «Продолжая повествование, автор текста приводит пример…» и т.п.  Формальное указание вида связи без анализа её функции в раскрытии авторской позиции, его замысла: «Второй пример в тексте противопоставлен первому»;  «Эти примеры дополняют друг друга»; «Этот пример-иллюстрация – следствие из причины, указанной в первом примере» и т.п.

Ошибки в выявлении смысловой связи

Обратите внимание!

Попытка сопоставления логически несопоставимых примеров;

подбор примеров-иллюстраций, не имеющих между собой

смысловой связи, и попытка «притянуть» её к этим примерам;

подмена определения смысловой связи между примерами

общими словами:

«Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…»;

«Продолжая повествование, автор текста приводит пример…» и т.п.

Формальное указание вида связи без анализа её функции в раскрытии авторской позиции, его замысла:

«Второй пример в тексте противопоставлен первому»;

«Эти примеры дополняют друг друга»;

«Этот пример-иллюстрация – следствие из причины, указанной в первом примере» и т.п.

Как проанализировать смысловую  связь между примерами-иллюстрациями? 1. Определите вид смысловой связи между выбранными Вами примерами-иллюстрациями. 2. Прокомментируйте её в 2-3 предложениях:  О чём свидетельствует эта смысловая связь?  Как она помогает понять сформулированную проблему ?  Что подчёркивает в характере героя (его мироощущении, психологическом состоянии, отношении к нему окружающих и т.д.)?  Как помогает эта связь раскрыть авторский замысел?  Какова роль этой связи в раскрытии авторской позиции? и т.п

Как проанализировать смысловую связь между примерами-иллюстрациями?

1. Определите вид смысловой связи между выбранными Вами примерами-иллюстрациями.

2. Прокомментируйте её в 2-3 предложениях:

О чём свидетельствует эта смысловая связь?

Как она помогает понять сформулированную проблему ?

Что подчёркивает в характере героя (его

мироощущении, психологическом состоянии,

отношении к нему окружающих и т.д.)?

Как помогает эта связь раскрыть авторский

замысел?

Какова роль этой связи в раскрытии авторской

позиции? и т.п

 Приёмы названы в методических рекомендациях, опубликованных на сайте ФИПИ: http://www.old.fipi.ru/sites/default/files/document/2021/mr/russkiy_yazyk_ege.pd f  1. Приём противопоставления 2. Приём подтверждения 3. Приём указания на следствие 4. Приём сопоставления 5. Приём детализации 6. Приём аналогии 7. Приём выделения 8. Приём объяснения 9. Приём определения

Приёмы названы в методических рекомендациях, опубликованных на сайте ФИПИ: http://www.old.fipi.ru/sites/default/files/document/2021/mr/russkiy_yazyk_ege.pd f

1. Приём противопоставления

2. Приём подтверждения

3. Приём указания на следствие

4. Приём сопоставления

5. Приём детализации

6. Приём аналогии

7. Приём выделения

8. Приём объяснения

9. Приём определения

Приём подтверждения Абзац 1 :  утверждение мысли , высказанной автором.  Например: В начале своего текста ФИО//писатель//автор утверждает, что … (работа по тексту) + пояснение Абзац2 :  подтверждение данной мысли. Например: Затем в подтверждение своих мыслей автор обращается к истории, которую рассказывает  (текст)… + пояснение Абзац 1: В этих строках заключена мысль : (по тексту)  (обязателен выход на проблему) Абзац 2: Так, последовательно, шаг за шагом, писатель показывает, какой бывает …  (по тексту)  (обязателен выход на проблему) Использования приёма утверждения, лежащего в основе примеров-иллюстраций, позволяет писателю убедительно и обоснованно раскрыть проблему  (назвать):  проанализировать(!) А бзац 1: С помощью данного примера//данных мыслей//данного описания автор доносит мысль о том, что…  (обязателен выход на проблем у) Резюмируя вышесказанное, опираясь на два приведённых примера-иллюстрации, основанных на приёме подтверждения, мы приходим к выводу, что...  (по тексту)

Приём подтверждения

Абзац 1утверждение мысли , высказанной автором. Например:

В начале своего текста ФИО//писатель//автор утверждает, что … (работа по тексту) + пояснение

Абзац2подтверждение данной мысли. Например:

Затем в подтверждение своих мыслей автор обращается к истории, которую рассказывает  (текст)… + пояснение

Абзац 1:

В этих строках заключена мысль : (по тексту)  (обязателен выход на проблему)

Абзац 2:

Так, последовательно, шаг за шагом, писатель показывает, какой бывает …  (по тексту)  (обязателен выход на проблему)

Использования приёма утверждения, лежащего в основе примеров-иллюстраций, позволяет писателю убедительно и обоснованно раскрыть проблему  (назвать):  проанализировать(!)

А бзац 1:

С помощью данного примера//данных мыслей//данного описания автор доносит мысль о том, что…  (обязателен выход на проблем у)

Резюмируя вышесказанное, опираясь на два приведённых примера-иллюстрации, основанных на приёме подтверждения, мы приходим к выводу, что...  (по тексту)

Способы отсылки к тексту Ссылка на номера предложений  Автор не случайно так настойчиво повторяет слово «помните» (предложения 10, 13, 15). Это обращение к каждому из нас с требованием не забывать о подвиге наших предков, пожертвовавших своими жизнями во имя Родины.

Способы отсылки к тексту

Ссылка на номера предложений

Автор не случайно так настойчиво повторяет слово «помните» (предложения 10, 13, 15).

Это обращение к каждому из нас с

требованием не забывать о подвиге

наших предков, пожертвовавших

своими жизнями во имя Родины.

Способы отсылки к тексту Цитирование «Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», – пишет Ш.А.Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней,принимаем решения, которые определяют наши поступки.

Способы отсылки к тексту

Цитирование

«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», – пишет Ш.А.Амонашвили. Действительно,

внутри себя мы порой проживаем

десятки и сотни жизней,принимаем

решения, которые определяют наши

поступки.

Способы отсылки к тексту Косвенное цитирование Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

Способы отсылки к тексту

Косвенное цитирование

Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот

внутренний стержень, который позволит

противостоять злу и направить всю свою

деятельность на совершенствование

себя и мира вокруг нас.

Способы отсылки к тексту Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте  Юрий Яковлев изображает мальчика-велосипедиста, который въезжает на заминированный фашистами мост, чтобы предупредить, уберечь от гибели колонну советских солдат. Это настоящий подвиг самопожертвования, и только  сильный духом человек мог совершить такой поступок.

Способы отсылки к тексту

Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте

Юрий Яковлев изображает мальчика-велосипедиста, который въезжает на заминированный фашистами мост, чтобы предупредить, уберечь

от гибели колонну советских солдат.

Это настоящий подвиг

самопожертвования, и только

сильный духом человек мог

совершить такой поступок.

Способы отсылки к тексту Противопоставление • Противопоставляя, эти примеры (поступки героев и т.п.), автор хочет подчеркнуть… • С помощью противопоставления автор показывает разные стороны… • Благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным.

Способы отсылки к тексту

Противопоставление

Противопоставляя, эти примеры (поступки героев и т.п.), автор хочет подчеркнуть…

С помощью противопоставления автор показывает разные стороны…

Благодаря антитезе мы видим

различные точки зрения на…,

что делает рассуждение более

объективным и убедительным.

Способы отсылки к тексту сравнение • Сравнивая этих героев, мы видим… • Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны… • Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает… • Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) ситуации…

Способы отсылки к тексту

сравнение

Сравнивая этих героев, мы видим…

Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны…

Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…

Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) ситуации…

Способы отсылки к тексту Причина-следствие Приведенные примеры показывают причины и следствия поступков героя… • Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых событий… • Таким образом, эти примеры позволяют понять, почему…

Способы отсылки к тексту

Причина-следствие

  • Приведенные примеры показывают причины и следствия поступков героя…

Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых событий…

Таким образом, эти примеры позволяют понять, почему…

Примеры комментариев  из сочинений учащихся Проблема: героизм русских солдат на войне. Примеры иллюстрации: Конаков сумел «вдвоём со старшиной держать оборону, отбивая многочисленные атаки немцев». 2. «А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна». Пример ошибки в обозначении связи между примерами-иллюстрациями к проблем 1. Оба примера, дополняя друг друга, дают нам понять, что такое героизм.

Примеры комментариев из сочинений учащихся

Проблема: героизм русских солдат на войне.

Примеры иллюстрации:

  • Конаков сумел «вдвоём со старшиной держать оборону, отбивая многочисленные атаки немцев».
  • 2. «А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна».

Пример ошибки в обозначении связи между примерами-иллюстрациями к проблем

1. Оба примера, дополняя друг друга, дают нам понять, что такое героизм.

Пример правильного комментария:  Проанализировав оба примера-иллюстрации, мы понимаем, что русский солдат может вдвоём со старшиной отбить атаки врага, подобно былинному богатырю Илье Муромцу, в одиночку героически сражавшемуся за Русь. В то же время, используя приём градации, писатель подводит нас к мысли о том, что в России таких героев, как Конаков, миллионы, и потому наш народ непобедим. Примеры-иллюстрации убеждают нас в следующем: героизм в нашей стране – массовое явление, именно ему мы обязаны победой в войне.

Пример правильного комментария:

Проанализировав оба примера-иллюстрации, мы понимаем, что русский солдат может вдвоём со старшиной отбить атаки врага, подобно былинному богатырю Илье Муромцу, в одиночку героически сражавшемуся за Русь. В то же время, используя приём градации, писатель подводит нас к мысли о том, что в России таких героев, как Конаков, миллионы, и потому наш народ непобедим. Примеры-иллюстрации убеждают нас в следующем: героизм в нашей стране – массовое явление, именно ему мы обязаны победой в войне.

Примеры комментариев из сочинений учащихся Проблема : роли творческого наследия А.С. Пушкина. Примеры иллюстрации:  1.Поэт своим творчеством «освещает тёмную дорогу направляющим светом»  2.А.С. Пушкин нашёл идеалы в родной земле, «полюбил их своей прозорливой душой» и смог передать их людям Пример ошибки в обозначении связи между примерами-иллюстрациями к проблеме: Оба эти примера подчёркивают значение творчества Пушкина для русского народа.

Примеры комментариев из сочинений учащихся

Проблема : роли творческого наследия А.С. Пушкина.

Примеры иллюстрации:

1.Поэт своим творчеством «освещает тёмную дорогу направляющим светом»

2.А.С. Пушкин нашёл идеалы в родной земле, «полюбил их своей прозорливой душой» и смог передать их людям

Пример ошибки в обозначении связи между примерами-иллюстрациями к проблеме: Оба эти примера подчёркивают значение творчества Пушкина для русского народа.

Пример правильного комментари я Русская природа, душа нашего народа вдохновили автора на создание шедевров, с помощью которых он, подобно древним пророкам, нёс людям свет истины, и эта миссия поэта заслуживает особого уважения. И именно в этом ценность его творчества для всех людей. Оба эти примера подчёркивают особое значение творчества Пушкина для русского народа, так как поэт не только показал нам всё богатство русского духа, описал красоту родной природы, дал своё представление об истории России, но и научил ценить это, гордиться тем, что мы имеем.

Пример правильного комментари я

Русская природа, душа нашего народа вдохновили автора на создание шедевров, с помощью которых он, подобно древним пророкам, нёс людям свет истины, и эта миссия поэта заслуживает особого уважения. И именно в этом ценность его творчества для всех людей. Оба эти примера подчёркивают особое значение творчества Пушкина для русского народа, так как поэт не только показал нам всё богатство русского духа, описал красоту родной природы, дал своё представление об истории России, но и научил ценить это, гордиться тем, что мы имеем.

Советы: 1.Чтобы не получился пересказ, надо обобщать и писать о том, что делает автор  (рассуждает, делает акцент, обращает внимание и т.д.). 2 . Если вы указываете, на каких примерах автор раскрывает проблему, напишите, для чего автор делает это.  (Например:   Раскрывая данную проблему, автор обращается к истории, чтобы напомнить читателям о …).

Советы:

1.Чтобы не получился пересказ, надо обобщать и писать о том, что делает автор  (рассуждает, делает акцент, обращает внимание и т.д.).

2 . Если вы указываете, на каких примерах автор раскрывает проблему, напишите, для чего автор

делает это.  (Например:  

Раскрывая данную проблему,

автор обращается к истории,

чтобы напомнить читателям о …).

Успешных учеников

Успешных учеников


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!