Роль школьного методического объединения в повышении качества обучения в условиях подготовки к ЕГЭ
Вся деятельность нашего МО (организационная, содержательная, процессуальная, мотивационная и др.) осуществлялась в рамках работы над единой методической темой:
Индивидуальный подход к учащимся на уроках математики.
ЗАДАЧИ МО УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ:
Повышение качества обучения
Индивидуализация обучения.
Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс.
Повышение педагогического мастерства.
Развитие ИКТ – компетентности у учащихся и педагогов, применение в практике педагогов.
Реализация внутреннего потенциала одаренных детей.
Постоянный мониторинг образовательных результатов.
Подготовка к ЕГЭ и ГИА как форме аттестации выпускников (внедрение тестовых работ во всех классах).
Использование деятельностного подхода, элементов исследовательской и проектной деятельности.
Повышение качества образования – это основная задача не только учителей нашего МО, но всего нашего коллектива.
Но всегда ли у учителя все получается в образовательном процессе и при этом не возникает трудностей в профессиональной деятельности? Это нереально. Появляются, естественно, проблемы. Какие тогда наши действия?
Мы можем их решать во первых через самообразование (купить книгу и почитать-восполнить, так сказать, пробел, воспользоваться интернетом), во вторых – мы выезжаем на семинары и курсы (что способствует успешному решению многообразных проблем образовательного процесса: систематическая корректировка и своевременное обновление учебно-воспитательного процесса, совершенствование методов и форм обучения, освоение образовательных технологий, участвуем в работе вебинаров, которые в большей части направлены на подготовку учителей к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА), и в третьих – это РМО и ШМО учителей математики. Вот именно здесь и есть живое и непосредственное общение учителей разных квалификационных категорий и педагогического стажа – мы - на равных, потому что делимся своими проблемами как в преподавании, так и подготовке наших детей к итоговой аттестации, т.е. обмениваемся опытом.
Работа нашего МО учителей математики обеспечивает:
проведение различных предметных практикумов, семинаров, что позволяет совершенствовать профессиональный уровень педагогов в данном направлении.
создание предметных методических копилок
проведение различных открытых уроков, внеклассных мероприятий на которых демонстрируются разнообразные формы и методы, повышающие эффективность подготовки, развивающие ЗУН учащихся.
взаимопосещения уроков, консультации и взаимопомощь.
На заседаниях МО анализируются результаты пробных, входных и итоговых работ, выявляются причины повышения либо снижения результатов, намечаются пути решения выявленных проблем.
Обмен и обобщение опыта в работе по подготовке к ЕГЭ и ГИА между
учителями-предметниками.
Начинается учебный год с проверки остаточных знаний учащихся (проводятся входные контрольные работы) во всех параллелях. А для 5х классов дополнительно проводим диагностические работы в форме тестов. Затем на заседании МО проводим подробный сравнительный анализ работ с итогами года и итоговых работ, а так же выявляем темы, вызывающие наибольшие затруднения, причины этих затруднений и пути их преодоления. Даём советы и рекомендации из опыта предыдущих лет.
В течении года на заседаниях МО обсуждаются и анализируются все работы ВШК, итоговые контрольные работы. А так же анализируются итоги каждой четверти и года (повышение или снижение качества или обученности по предмету, их причины).
Вся работа МО делится на несколько этапов:
1.Организационный период. (август - СЕнтябрь)
Анализ итоговой аттестации, входного контроля. Выявление тем, вызывающих наибольшее затруднение по параллелям. Причины этого. Пути преодоления.
Включение в мониторинг и план ВШК по параллелям «западающих» тем
Разработка и утверждение планов по подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Предварительное распределение часов из школьного компонента и дополнительного образования на подготовку к ГИА и ЕГЭ
2.Информационный период (Сентябрь – январь)
Информационная работа с педагогами:
Изучение нормативно-правовых документов различных уровней
Анализ всей документации по итогам ГИА и ЕГЭ
Проведение заседаний МО по вопросам ЕГЭ и ГИА
Участие учителей в работе семинаров и вебинаров по подготовке к ГИА и ЕГЭ
Содержание информационной работы с родителями
Обсуждение не только процедуры проведения ЕГЭ, ГИА и апелляций, но и конкретные результаты по диагностическим работам, ВШК – успехи и проблемы («рост» ученика или «топтание на месте»)
Формат экзамена
Критерии оценивания (Что конкретно требуется от ребенка)
Традиционные информационные формы (стенды, сайты, памятки и т.д.)
3.Практический этап. (октябрь – май)
После проведения диагностических, контрольных и проверочных работ Организация разноуровнего обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.
проведение во всех классах, начиная с 5го работы в форме тестов.
Проведение обучающих, пробных экзаменов
Проведение промежуточных экзаменов в 8,10 классах в форме теста(по технологии ЕГЭ)
Проведение консультаций, факультативов другими учителями
Участие в пробных экзаменах, проводимых другими организациями (РЦОИ)
4.Аналитический Этап (июнь – август)
Анализ результатов ГИА и ЕГЭ
Анализ успехов и трудностей (что получилось, что нет)
Корректировка ВШК и мониторинга
все направления и этапы работы нашего МО учителей математики взаимосвязаны друг с другом единой конечной целью – успешной сдачей итоговой аттестации.
Подготовка к ГИА и ЕГЭ начинается с 1-го класса! Это 1-ый этап. 2-ой этап – 5-8 классы. 3-й и последний- 9-11 классы.
Составляющие подготовки к ГИА и ЕГЭ:
Информированная готовность (правила поведения, сроки сдачи, заполнение бланков, спецификаторы. Кодификаторы, структура экзамена, критерии оценивания, изменения в структуре и содержании КИмов и т.д.)
Предметная или содержательная готовность (умение решать тестовые задания). Процесс обучения строится таким образом, чтобы на уроках прослеживалась взаимосвязь темы урока, заданий с форматом ЕГЭ или ГИА.
Психологическая готовность («настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, приспособление (актуализация) возможностей личности для успешных действий)
План подготовки к ГИА и ЕГЭ. основные направления.
Организационные вопросы
Работа с педагогическим коллективом
Работа с родителями
Работа с учащимися (организация разноуровневого обучения)
Работа психолога
разноуровневая подготовка учащихся. Планирование работы с каждой группой.
Работа МО в подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ прослеживается на каждом уровне:
Индивидуальная методическая работа сводится к тому, что у каждого учителя уже накоплена достаточно большая методическая копилка, которая включает:
Различные карточки, соответствующие уровням заданий типа
«В» и «С» или карточки разных уровней.
Имеются подборки материалов по каждому разделу, помогающие в подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Образцы правильных решений и ответов, а также их запись.
Оформление содержания тем в виде различных схем, таблиц, опорных конспектов и рисунков.
Учителя- предметники проводят активный контроль по повторению с использованием данного дидактического материала практически на каждом уроке, это позволяет более объективно оценить знания учащихся по предмету в объеме, выносимом на ЕГЭ, что повышает уровень подтверждаемых оценок на экзамене.
Мы видим, что наше МО работает над повышением качества обучения в условиях подготовки к ЕГЭ и нам это удаётся.