Применение
проектных технологий на уроках географии
«От идеи до реализации»
Из опыта работы
учителя географии
МБОУ лицея № 6 г. Ессентуки
Козина Любовь Александровна
“ Научиться познавать,
научиться делать,
научиться жить вместе,
научиться жить”.
Жак Делора
Компетенции сотрудников преуспевающих фирм следующие :
- коммуникабельность;
- умение работать в команде;
- ориентация на клиента;
- умение расставлять приоритеты в индивидуальной деятельности;
- целеустремленность;
- настойчивость;
- гибкость;
- умение работать с информацией.
Типы ключевых компетенций
- информационный;
- проектировочный;
- оценочный ;
- коммуникативный .
«… в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей».
«Метод проектов как один из способов самореализации учащихся и развития их творческих способностей на уроках географии»
Цель – изучить метод проектов как одну из современных
педагогических технологий.
Задачи :
- изучить литературу по данной теме;
- изучить опыт педагогов по теме;
- раскрыть и реализовать в практике работы возможности
метода проектов как средства самореализации учащихся
и развития их творческих способностей;
- подобрать комплект инструкционных материалов для
организации проектной деятельности учащихся.
« С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».
Дж. Дьюи
Станислав Теофилович
Шацких
В1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно .
Благотворительная программа
«Обучение для будущего » »
Метод проектов есть «совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ , значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА ».
Евгения Семеновна
Полат
Проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование – Поиск информации -
– Продукт – Презентация
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом .
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных
приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему
в результате самостоятельных действий учащихся с
обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов - технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Основная цель применения метода проектов –
самостоятельное постижение школьниками жизненно
важных географических проблем.
Критерии выбора тем могут быть следующими:
- социальная значимость проекта и значимость данной
информации для учащихся;
- воспитательный потенциал проекта;
- связь темы проекта с изучаемым материалом курса
и возможность реализации внутри - и межпредметных связей;
- наличие у школьника необходимых знаний и личного опыта.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ
Основания для
классификации
Виды проектов
Содержание проекта
Монопредметные (выполняются на материале конкретного предм.)
Включенность проектов в учебные планы
Продолжительность выполнения проекта
Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких пред.)
Текущие (выполняются самостоятельно, включая часть содержания обучения)
Количество участников проекта
Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)
Краткосрочные (разработан на нескольких уроках);
Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу )
Среднесрочные (от недели до месяца);
Я - проекты (внутри большого проекта или индивидуальная работа);
Территориальный признак
Долгосрочным ( от месяца до нескольких месяцев).
Групп- проекты (принимают участие в работе сформированные группы)
Внутренние или региональные проекты (внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернет-сети).
Класс – проекты (принимает участие весь класс)
Международные проекты ( с участием представителей различных стран)
Типы учебных проектов по географии
Практико-ориентированный проект
Этапы работы:
- обозначить результат в начале проектной деятельности;
- определить структуру проекта;
- определить функцию каждого участника проекта;
- получить конкретный материальный продукт.
Земные оболочки
Модель вулкана
Альбом природы по теме «Биосфера»
Газеты по теме
«Природные зоны мира»
Коллекция горных пород
Типы учебных проектов по географии
Исследовательский проект
Этапы работы:
- определить проект в логике научного исследования;
- включить в проект аргументацию его актуальности;
- определить объект и предмет исследования;
- обозначить цели и задачи проектного исследования;
- сформулировать гипотезу исследования;
- определить методы исследования;
- конкретизировать источники информации;
- вывести методологию исследования;
- определить пути решения проблем;
- осваивать новое опытным путем;
- оформить проект в виде выводов;
- подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Глобальные проблемы человечества
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ
Цель проекта
1. Сформировать представление о переписи населения и его значении в жизни страны.
2. Дать представления о статистических исследованиях, обработке данных и выявлении результатов.
3. Рассмотреть историю школы в истории страны.
4. Собрать статистическую информацию об учащихся, обработать ее, проанализировать и представить результаты в виде презентации, графиков, таблиц
Типы учебных проектов по географии
Информационный проект
Этапы работы:
- задать структуру проекта, предусматривающую систему коррекции;
- направить работу на сбор и знакомство с новой информацией;
- обобщить и проанализировать информацию;
- сделать выводы;
- корректировать поиск по уточненным направлениям;
- анализировать и обобщать новые факты;
- проводить презентацию;
- организовать проведение «внешней» оценки.
8 класс
КМВ - жемчужина России
Выполнила ученица 8 «А» кл.
Есина Полина
9 класс
Города России
Народные промыслы
России
10 класс
Население Земли
Природные ресурсы
Типы учебных проектов по географии
Творческий проект
Этапы работы:
- договориться с группой о жанре;
- развивать проект в подчинение жанра конечного результата;
- стремится получить творческий продукт;
- определить структуру не самого проекта, а его оформления.
Страноведение 11 класс
- 5 мест, которые меня удивили в США
Типы учебных проектов по географии
Ролевой проект (игровой)
Этапы работы:
- наметить «игровые» роли;
- подчинить логику ролей содержанию проекта;
- смоделировать ситуации;
- проиграть «виртуальные реальности».
Школьный конкурс
проектно-исследовательских работ
Проекты будущего
ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ
Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс
При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат
При организации работы по системе проектов не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем
Реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности
- анализировать собственные действия;
- распределять правильно время;
- презентовать результаты своего труда;
- достигать поставленной цели;
- достигать поставленной цели;
- рассматривать тему с разных точек зрения.
- рассматривать тему с разных точек зрения.
Чему удалось научиться в ходе работы над проектом ?
Любимый предмет
« Метод проектов – это не алгоритм, состоящий из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений»
Дж . Питт
«Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества».
Коджаспирова Г.М.
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».
Д.Пойа