Использование произведений С.А.Есенина в преподавании географии
Только тот может быть патриотом своей страны,
кто умеет ценить и любить природу родного края.
Л.Н.Толстой
Одна из главных задач учителя географии – дать школьникам прочные знания в соответствии со всеми требованиями программы по предмету. Наряду с выполнением этого требования учитель реализует и другие воспитательно-образовательные возможности предмета, опираясь на особенности собственного опыта, индивидуальность стиля обучения. К числу таких возможностей относится использование творчества русских поэтов – классиков в преподавании географии, одним из которых, несомненно, является великий русский поэт С.А.Есенин.
Стихи С. А. Есенина – это богатейший материал для изучения природы Русской равнины, анализа природных явлений и событий. Приведу некоторые примеры использования стихов С.Есенина на уроках географии.
Начальный курс физической географии
Тема «Атмосфера»
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
прислонившись к иве.
Вопрос: почему С. Есенин утверждает, что вечером на растениях можно увидеть росу?
Тема «Реки»
О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.
Вопрос: почему поэт описывает реки родного края одновременно и грозными, и тихими?
Физическая география России
Тема «Климат»
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
и жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
Вопрос: какой тип погоды описан в стихотворении? Найдите строки, подтверждающие ваш ответ.
Тема «Восточно–Европейская (Русская) равнина»
Для создания образа Русской равнины использую волшебные строки стихотворения «Пороша»:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Поднагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Задание: докажите, что в стихотворении описана природа именно Русской равнины. Как правило, ребята указывают и зиму, и сосновый лес, и дятла, равнинность территории через простор и бесконечную дорогу, убегающую вдаль.
Тема: «Природные комплексы»
А степь под пологом зеленым
Кадит черемуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя под ним.
О, сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска.
Вопрос: найдите в тексте климатическую особенность степей и объясните ее.
Одновременно с анализом художественного текста использую и дифференцированный подход: кому- то поручаю подобрать стихотворения С.Есенина о природных явлениях, природных комплексах, а кому-то – проанализировать их с точки зрения современного географа.
На лирических произведениях поэта можно изучать и топонимику. Вот, к примеру, такое задание: найдите и нанесите на контурную карту топонимы из стихотворений С.Есенина «Письмо к женщине», «Поэтам Грузии», цикла «Персидские мотивы».
При изучении регионального компонента, для развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся, предлагаю следующие задания:
напишите мини-сочинение «Реки родного края». Проиллюстрируйте его отрывками из стихотворений С.Есенина;
сделайте альбом с зарисовками природы своей местности. Поместите в него подходящие отрывки из художественных и поэтических произведений писателей и поэтов Ростовской области;
составьте иллюстрированный стихотворениями С.Есенина дневник путешествия по Ростовской области;
составьте туристический маршрут «Золотое кольцо Ростовской области». Проиллюстрируйте его рисунками, фотографиями и отрывками из художественных и поэтических произведений писателей и поэтов Ростовской области;
подберите стихотворения С. Есенина к изучаемой теме (все темы первого раздела физической географии России;
соберите и оформите тематический сборник произведений о погоде, используя стихотворения С.Есенина.
В заключении хочу отметить: круг приведенных примеров широк и дает возможность выбора, но, несомненно, одно: чем больше мы обращаемся на уроках географии к творчеству таких великих поэтов, как Сергей Есенин, тем больше дети учатся понимать и любить природу своего края, нашей Родины, а значит, становятся патриотами своей страны.