СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему "Формирование терминологической грамотности на уроках истории и обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Формирование терминологической грамотности на уроках истории и обществознания"»

Залепилова Елена Алексеевна, МБОУ сош№5 учитель

, 31.08.2021

Формирование функциональной понятийной грамотности на уроках обществознания и истории, как одно из условий формирования компетенций учащихся

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Мы живем с Вами в очень интересный и вместе с тем, очень тяжелый период времени, когда жизнь вокруг меняется настолько стремительно, что знания, которые получены сегодня, завтра уже устареют и станут историей. Особенно эта проблема касается таких, казалось бы, стабильных предметов, как история и обществознание. Вот что может измениться в истории Древнего мира, Средних веков?.. Однако на сегодняшний день принятые Концепции по преподаванию истории и обществознания в школе меняют подходы.

В современной России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Требования к результатам обучения, навыкам, сформированным в процессе преподавания истории и обществознания, в новых стандартах указывают на необходимость достижения обучающимися предметных, личностных и метапредметных результатов, которые формируются в процессе целенаправленной и систематической работы. Особое место в стандартах отводится понятиям. Не случайно Л. Выготский подчеркивал, что сознание базируется на понятийном мышлении: "образование понятий раскрывает перед подростком мир общественного сознания и приводит с неизбежностью к интенсивному развитию и оформлению...психологии и идеологии". Специалисты же считают, что «обучение понятиям – первейшее дело, касающееся всех учителей»1

Новые стандарты подводят нас к тому, что мы, учителя предметники, должны сформировать у обучающихся функциональную грамотность, те способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений2.

Теоретики, выступая перед учителями, обращают внимание на то, что выделенные области не связаны с предметными содержанием и обязательны для всех предметов. Так, читательская грамотность, например, подразумевает умение работать с текстом источника по любому предмету, а не только на уроках гуманитарного цикла. Финансовая грамотность тесно связана с математикой и обществознанием, но затрагивает области географии, физики и химии. Формирование гражданственности проходит требованием через все государственные стандарты, в том числе программу воспитания. Таким образом, необходимо формировать основы функциональной грамотности в рамках всех предметов, чтобы на выходе из школы, получить человека, готового к применению своих знаний в повседневной жизни.

Возвращаясь к Концепции преподавания истории, оговорюсь, что на сегодняшний день ведется работа по подготовке итогового испытания для обучающихся, закончивших школу, с целью допуска их к экзаменам. Сейчас они пишут итоговое сочинение, а с 2023 года (дата примерная), ребята для допуска к ГИА должны будут написать итоговую контрольную работу по истории. Это делает знания, полученные на уроках истории и обществознания, еще более ценными, повышая ответственность как учителя, так и учащихся за результаты.

Эта перспектива не единственная. Уже сегодня, начиная с 5 класса, ребята ежегодно пишут ВПР по истории и обществознанию. Обществознание является наиболее популярным и часто выбираемым предметом для сдачи экзамена как в 9, так и в 11 классах. Анализируя работы и результаты, которые мы получаем ежегодно, я обратила внимание, что раньше в методических письмах и анализах по итогам работ и я, и методисты области писали, что, например, западает раздел «Политика». Давались рекомендации, как углубить и упрочить знания обучающихся по данному разделу. Теперь же, в первую очередь, делается упор на задания, с которыми ребята не справляются. То есть не на предметное содержание, а на умения, которые не сформированы, например, задание по работе с текстом.

В 2021 году была проведена огромная работа по анализу ВПР. Когда я писала справку, обратила внимание на то, что в анализе повсеместно встречается фраза - ЗАПАДАЮТ: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. И среди всего этого - умение объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов, то есть навыки работы с понятийным аппаратом.

Осуществляя подготовку в 5 классе на уроках истории к ВПР я столкнулась с тем, что ребята в ответах с опорой на материал учебника дают неверные или неполные определения терминов. Так, например, прочитав дома параграф по истории Древней Греции, успешный ученик мне пишет: «Республика – это обще дело». При оценивании такой работы я обращаю внимание ребёнка на то, что это не полное определение, указан только один признак предмета, необходимо конкретизировать ответ. С таким же подходом мы столкнулись, разбирая критерии оценивания накануне ВПР с нашим мурманским куратором: определение должно содержать не менее двух признаков предмета, детально раскрывать его содержание.

В ПСА за 2020г в 11 классе среди заданий, вызвавших затруднения, указаны следующие: по истории - определение термина по нескольким признакам (задание №4); в обществознании - выбор обобщающего понятия (задание №2), соотнесение видовых понятий с родовыми (задание №3), определение терминов и понятий (задание №20), определение признаков, явлений и понятий по контексту (задание №25). Если с заданием 2 и 3 большая часть обучающихся справляется, так как оно содержит выбор ответа из списка, то в задании 25 редко кто получает полный балл, так как необходимо не только раскрыть смысл понятия, но и составить предложения с его использованием в верном контексте.

Исходя из вышесказанного, считаю, что тема моего выступления «Формирование функциональной понятийной грамотности на уроках обществознания и истории как одно из условий формирования компетенций учащихся» является актуальной, поэтому ещё в прошлом 2020 – 2021 учебном году была выбрана мною в качестве темы для самообразования.

Работая над понятийной грамотностью на уроках истории и обществознания, я способствую формированию читательской грамотности и, как следствие, функциональной грамотности обучающихся. А это, в свою очередь, является требованием времени и ФГОС.

Понятия – это основа мыслительной деятельности, чтобы понять логику исторического процесса, взаимосвязь событий, научиться выдвигать суждения и делать выводы, ученик должен овладеть понятийным мышлением, знать и уметь пользоваться понятиями.

Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д. А это, как следствие, приводит к резкому снижению мотивации. И вот уже ученик, у которого в 5 классе горели глаза, в 6 -7 превращается в троечника, присутствующего на уроке.

Главным условием формирования понятийного мышления является системность обучения, которая выражается в овладении понятиями, расположенными в определенной последовательности. Таким образом, с каждым последующим годом, обучающийся должен дополнять полученные знания, углублять их, выстраивая связи с другими понятиями и терминами, процессами и событиями. Система понятий должна образовать структурный скелет знаний по темам и по всей учебной дисциплине в целом. Чтобы определить понятие, надо найти его смысл, выделить признаки и значение. Владеть понятийным аппаратом — значит знать содержание понятий и уметь применять их в учебной деятельности. Это довольно сложно сделать в условиях быстро меняющегося мира.

Российский психолог Василий Давыдов писал, что понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. Если учитель, работая с определенным предметным  историческим понятием, передает учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, то он поднимается с предметного уровня на метапредметный. Передаваемый способ является универсальным, то есть он применим в случае работы с понятием, с моделью или схемой к разным предметным областям, как и представленный мной алгоритм. Метапредметный подход позволяет не запоминать, а промысливать прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия.

Учителем должна применяться следующая система работы над понятиями

1. Введение термина на уроке в процессе объяснения нового материала

2. Определение и формулировка понятия, запись его в тетрадь обучающимися, учителем на доске.

3. Обращение к понятию на уроке, использование его в необходимом контексте

4. Этап контроля

В 2020 – 2021 учебном году я на уроках в 5-х классах применяла такую систему: при знакомстве с термином я предлагала обучающимся составить его определение по определенной схеме: дети сами формулируют вопросы и отвечают на них, с использованием собственных знаний или материала учебника (источника)

Еще одним приемом, облегчающим работу в 5 классе был прием систематизации знаний по странам. В конце изучения каждой темы (при обобщении и повторении мы проговаривали изученный материал и рисовали «скелет знаний по стране»). В конце каждого полугодия на уроке заполняли огромную обобщающую таблицу. Вот пример такой работы:

Таблица заполняется при работе с классом. Ученик, озвучивший ответ, должен дать определение термину или, например, указав фараона, назвать, чем он известен. Когда работу делали в первый раз, думала, что будет сложно, но ребятам очень понравилось.

Данный прием способствует привязке понятийного аппарата к конкретному государству, формирует систему в знаниях, помогает повторить и обобщить все понятия по теме в рамках одного урока. В первом полугодии таблица заполняется по Египту, Двуречью, Финикии, Ассирии, Персии, Еврейскому царству, Индии и Китаю. Во втором полугодии добавляем Грецию и Рим.

Подводя итоги, хочу сказать, что ключевым словом в современной работе учителя является система. Если дети с 5 класса приучаются обращать внимание на понятия, использовать их, не заменяя по смыслу привычными словами, то, повышая уровень сложности и к 9 классу, можно будет говорить и о функциональной грамотности. Мои ребята, с которыми мы в течение 5-го класса работали над читательской грамотностью и формированием понятийного аппарата, ВПР написали успешно.

Однако применение понятийного аппарата еще требует долгой работы. Так, в конце учебного года дала группы слов и попросила составить предложения (коллеги знают, такое задание дается на ВПР с 7 и 8 классе по обществознанию, когда, используя в нужном контексте понятия, нужно составить рассказ). К сожалению, около 35% ребят не смогли выполнить это задание, хотя теоретические знания у них имелись. С другой стороны – это направление для дальнейшей работы.

Спасибо за внимание!

1 https://hum.uch-lit.ru/pedagogika-psihologiya/stouns-e-psihopedagogika-psihologicheskaya-teoriya-i-praktika-obucheniya-onlayn

2 https://mcko.ru/articles/2264#:~:text=«Функциональная%20грамотность%20–%20это%20способность,деятельности%2C%20общения%20и%20социальных%20отношений»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!