СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему "Активизация познавательной деятельности на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Активизация познавательной деятельности на уроках географии"»

«Активизация познавательной деятельности на уроках географии как повышение результатов обученности в условиях реализации ФГОС»

Из опыта работы учителя географии

МБОУ лицея №6 г.Ессентуки Козиной Л.А.

МО учителей географии города - 06.02.2020г.


На какой результат ориентироваться на уроках географии? С внедрением ФГОС каждый учитель по-новому ставит перед собой этот вопрос. Три основные группы результатов, на которые опирается учитель: предметные, метапредметные, личностные.

Предметные: усвоение алгоритма создания тезисного плана, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, поиск путей решения проблемы, работа с текстом.

Метапредметные.

  • Регулятивные: планировать и координировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами, условиями.

  • Познавательные: классифицировать, систематизировать информацию по главным и второстепенным признакам. Учебно-информационные: поиск и отбор информации из разных источников, работа с текстом.

  • Коммуникативные: умение вести диалог, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Личностные: формирование системы ценностного экологического отношения к окружающему миру, развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.

Обучение по ФГОС требует от учителя особой подготовки и новый подход к результатам обученности. Но часов мало, а в тоже время необходимо подготовить учащихся к итоговым работам по курсу, а также создать условия по подготовке к ЕГЭ для заинтересованных учащихся. На уроках надо создать условия для развития личности учащихся, обеспечить адаптацию к новым социально-экономическим условиям, активизировать познавательную деятельность учащихся, учитывая индивидуальные особенности.

Актуальность

В новых социально-экономических условиях возрастает значение образования в формировании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Главное в этом процессе - личность школьника, его способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, которые позволят ему быть успешным. Процесс учения – это процесс деятельности ученика. Чтобы заставить школьника учиться, необходимо его мотивировать. Эта мысль нашла отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, где говорится о формировании универсальных учебных действий. Приобрести познавательные универсальные учебные действия для обучающихся – значит фактически «научить учиться!»

Самостоятельный, коммуникабельный, предприимчивый, толерантный, ответственный, умеющий самостоятельно видеть и решать проблемы, эффективно работающий в команде, постоянно осваивающий новое, – вот те личностные качества, которыми должен обладать современный человек, чтобы реализовывать себя и быть успешным в современных условиях.

Считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Задача учителя, научить детей не только пользоваться готовой информацией, но и уметь обрабатывать ее, размещенной в различных источниках. Умение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ. Четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. Чтобы у учеников со сниженным познавательным интересом не выработалась, не формировалась привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке.

Цель - активизировать познавательную деятельность школьников через внедрение современных образовательных технологий. Педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения познавательной активности учащихся. Она реализуется через систему учебной деятельности, внеклассную, учебно-исследовательскую работу.

Выдвигаются следующие задачи. Сделать так, чтобы:

- Учение проходило с увлечением.

- Трудный материал стал более понятным и доступным.

- Уроки более интересными.

Современный урок географии — урок развивающий, способствующий активизации познавательной деятельности, памяти, мышления, творческих и исследовательских способностей.

Урок географии — урок, хорошо оснащенный средствами обучения, в том числе информационными, где успешно реализуются межпредметные связи.

Урок географии – это оптимальное сочетание коллективной, индивидуальной и групповой форм обучения, с применением современных технологий.

Значит, учитель выбирает такие средства, методы и приемы обучения, такой вариант построения урока, так рационально распределяет свой труд и труд учащихся, чтобы за отведенное время обеспечить максимально возможную эффективность в достижении поставленных целей.

Новая схема взаимодействия современного урока такова: ученики - активные соучастники процесса приобретения знаний, а учитель — помощник, организатор и координатор процесса обучения. На уроке должна царить деловая обстановка, основанная на доброжелательности и доверии, сочетаемая с эмоциональным подъемом.


Технологии опыта

Готовясь к уроку, я всегда стараюсь его разнообразить, применяю различные типы и формы работы. На уроках формирования новых знаний, применяю такие формы работы как: уроки критического мышления, уроки-лекции, уроки путешествия, уроки исследования, учебные конференции. На уроках обучения умениям и навыкам - уроки-диалоги, практикумы, сочинения, уроки с ролевой или деловой игрой. На уроках повторения и обобщения знаний и умений применяю не только повторительно-обобщающие уроки, но и различные конкурсы, игровые уроки, уроки соревнования. На уроках проверки и учета знаний и умений даю такие задания как защита творческих работ, проектов. На уроке отвожу время для викторин, кроссвордов. Использую на уроках эффективное свойство, как занимательность, которая вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности.

«Использование ИКТ в современном уроке».

Использование информационных технологий в учебном процессе при изучении географии позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Подготовку дидактического материала: печатного варианта индивидуальных заданий для тренировки навыков, организации самостоятельных и практических работ, а также наглядных средств обучения. Сеть Интернет в процессе обучения является огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. Сеть предоставляет возможность любому участнику коммуникаций опубликовать любую информацию о себе или своих проектах. Идет активный обмен готовыми мультимедийными продуктами и компьютерными обучающими программами. Сами учащиеся с удовольствием делают или приносят готовые презентации урока или различные интересные сообщения. Вставляя в презентацию фрагменты научных фильмов, сопровождающую музыку. Такая форма подходит для любого типа урока, подходит и для опережающего обучения, или несколько минут релаксации. Презентации уроков являются дополнительным методическим и наглядным пособием.

Технология проектного обучения.

Одна из перспективных педагогических технологий — технология проектного обучения, которая способствует более глубокому усвоению курса географии и практическому применению знаний.

Несколько видов проектов по географии: исследовательский, реферативно-описательный, творческий. Считаю, что данная технология развивает не только творческие способности ученика, но и значительно повышает мотивацию к изучению предмета.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Выделению главного и основного, установлению логических связей, умению работать самостоятельно, развивать индивидуальные способности, память, логическое мышление,делать выводы помогают опорные конспекты.

Игровые технологии.

Наиболее продуктивным в реализации деятельностного подхода к обучению считаю использование игровых технологий. Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной ситуацией. На уроке, используя презентацию, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала. Различные дидактические игры, которые способствуют развитию творчества; повышению активности учащихся, а следовательно, и познавательного интереса к изучаемому предмету; позволяют разрядить обстановку на уроке, снизить уровень тревожности. В игре становятся успешными и слабоуспевающие учащиеся. Они приобретают способность к самовыражению и самореализации, что повышает уровень самооценки. С большим интересом и активностью проходят уроки и использованием познавательных игр, кроссвордов, чайнвордов, географическое лото, защита рекламы. Хорошо проходят игры «Найди ошибки в тексте», «Узнай силуэт», «Знаешь ли ты эту страну». Такие игры служат источником развитию творческого воображения учащихся, сообразительности и наблюдательности. В них присутствует элемент соревнования. В процессе игры дети получают знания за рамками учебника, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению материала.

Благодаря такому разнообразию форм и методов, даже самый слабый ученик становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у школьников развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, творческого воспитания и развития ребенка.

Таким образом, выше обозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития творческого мышления

Поэтому география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Современные педагогические технологии в сочетании с информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Важное значение для реализации деятельностной парадигмы географического образования имеет технология проблемного обучения. Это обучение, при котором знания не сообщаются в готовом виде. Моделью организации учебного процесса является обучение через открытие. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке, причинно-следственных связей. Формирование гипотезы составляет второй этап решения проблемы. Третий этап решения проблемы доказательство гипотезы. Например:

На уроке географии в 7 классе при изучении темы «Внутренние воды Африки» учащиеся решают проблему: «Почему вода в бессточном озере Чад пресная?»

Схематично противоречие можно показать в виде схемы. Так учащиеся выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми формами. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Отсутствие поверхностного стока в озере должно было привести к засолению его вод, но это не произошло. Видимо сток все же существует. Для доказательства гипотезы учащиеся используют знания, полученные ранее, вспоминают, как может существовать сток в озерах, каким он может быть. Делается вывод: из-за возможности стока по временным водостокам и во время разливов озера, из-за дождей.

Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском. Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России или какого –то материка».

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”.

Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий.

При проведении уроков с использованием описанных форм, учащиеся очень ответственно относятся к занятиям, получив задание, стараются хорошо подготовиться к выступлению перед классом. В конце урока он должен дать самооценку своей работе на уроке, а также оценку своей работы одноклассниками. Всё это развивает самостоятельность в действиях, умение объективно оценивать свою работу и работу своего товарища, они учатся выслушивать мнение друг друга, отбирать лучший вариант ответа, вести дискуссию.


  Педагогическая  деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый  познавательный  интерес школьников, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению.

Поэтому работу с учащимися 10 класса - в двух направлениях:

1. Первое направление. Выделение в начале учебного года временных типологических групп:

1) группа учащихся с высоким уровнем обученности (устойчивый интерес к предмету географии);

2) группа со средним уровнем обученности (неустойчивый интерес к предмету);

3) группа учащихся с низким уровнем обученности (нет интереса к предмету).

На основе учета показателей обученности мною были разработаны и составлены системы заданий, которые применяются на уроках.

Высокий уровень

Средний уровень

 Низкий уровень

Задания межпредметного характера, проблемные задания.

Проблемные задания.

Репродуктивные задания.

Добровольные задания, использование планов, конспектов, памяток; выполнение заданий без помощи учителя. Со стороны учителя - отслеживание результатов.

Задания в занимательной форме.

Задания на воспроизведение материала.

Пример заданий по темам: «Географическое положение и природно ресурсный потенциал Восточной Азии», «Япония», «США».

Высокий уровень

 Средний уровень

Низкий уровень

Тема «Географическое положение и потенциал Восточной Азии». Какие страны выделяются в регионе по всем показателям? Составить образ стран первого поколения. Объяснить причины столь успешного развития именно этих стран.

Составьте схему: полезное ископаемое – страна – специализация.

Заполнить таблицу, характеризующую обеспеченность Восточной Азии минеральными ресурсами по форме: страны богатые разнообразными видами минерального сырья; страны богатые 1-2 видами сырья; страны бедные природными ресурсами.

Тема «Япония». Постройте столбчатую диаграмму «Доля импорта и экспорта регионов мира в торговле с Японией», сделать анализ.

Составить картосхему: Внешние связи Японии.

Перечислить основных поставщиков сырья и топлива в Японию.

Тема «США».
Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, железной руды, рассчитайте обеспеченность ими в годах. Сделайте вывод.

Выделить на карте направления основных нефтепроводов США.

Найти на карте и перечислить поставщиков сырья.

Представьте, что вы посетили один из городов США, опишите его.

 Какие черты населения свидетельствуют о высоком уровне его экономического развития?

Перечислите города – миллионеры.

Задания отмечены значками, учащиеся выбирают сами.

Многим ребятам предмет интересен, но как удержать интерес и как заинтересовать других учащихся? Большинству учащихся географию при поступлении в ВУЗы не сдавать, поэтому ученики не пытаются выполнить более сложные задания. Я попробовала найти ответ, связав предмет с развитием творческого потенциала, с развитием творческой личности.

2. Второе направление: активная позиция ученика. Ученик должен понимать, что за него никто не будет думать, он сам должен ориентироваться в современном мире. Проблемный подход, часто используемый на уроках географии интересен, но сложен и требует сил, дополнительных знаний, сформированных навыков. Поэтому другим условием осуществления стал индивидуальный подход: к учащимся из 3 группы (низкий уровень обученности) и к учащимся 2 группы (средний уровень обученности).

Цель: Выявить наличие у ребят определенных качеств личности – оригинальность, богатство фантазии, стремление к изобретательности.  Выявить проявления креативности в показателях беглости, гибкости мышления, оригинальности, разработанности. Данные являются показателями творчества обучающихся.. У обучающихся появились такие личностные характеристики как готовность к росту, готовность трудиться, готовность к преодолению препятствий. Пример обязательных, дополнительных заданий для учащихся 2, 3 групп.

Тема

Задания (в классе или домашнее)

Мировые природные ресурсы

Почему решение экологических проблем требует участия всего мирового сообщества?
Нанесите на контурную карту возможные пути транспортировки айсбергов из арктических и антарктических широт в страны засушливого климата.

География населения мира

С чем связано широкое распространение английского и испанского языков?
Приведите примеры национальных проблем. Каковы причины их возникновения?

Зарубежная Европа

Почему Европа остается главным регионом международного туризма?
Почему во Франции и Великобритании наблюдается резкий перевес столицы над другими городами, а для Германии и Италии это не характерно?

Зарубежная Азия

Почему из всех экономически развитых стран «сдвиг к морю» получил наиболее яркое выражение в Японии?
Почему говорят: «Чтобы узнать Индию, нужно жить в деревне?»

 Развитию индивидуальных способностей и творческих возможностей способствуют метапредметные задачи. Поэтому большинство уроков в 10 классе носят междисциплинарный характер: Международная экономика. Абсолютные и сравнительные экономические преимущества стран США и Канады. Абсолютные и сравнительные экономические преимущества стран Латинской Америки. США в международных экономических отношениях (составление диаграмм, сравнение ВВП и ВНП по статистическим материалам). Кредитно-денежная политика государства. Банковская система стран. Измерение объема национального производства (сравнение показателей по статистическим материалам стран). Группы стран в мировом хозяйстве. Мировая валютная система.

Модули урока разные, в зависимости от темы. Например:

1. Изучение нового материала (эвристическая беседа: вопрос + совместное логическое рассуждение).

2. Организация малых групп по уровню обученности, по интересам или по желанию.

3. Работа в группах.

4. Отчеты групп.

5. Обобщение результатов.

6. Контрольно-диагностический этап (бинарный тест).

Таким образом, в рамках системно-деятельностного подхода в обучении, с учетом требований, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в 10 классе на уроках географии проводится работа в двух направлениях: выделение временных типологических групп, индивидуальный подход к учащимся 2, 3 групп. Формы разнообразные:

1. Составление учителем опорных конспектов для учащихся по новым темам (разноуровневые задания).

2. Три уровня домашнего задания:

  • 1 – обязательный минимум – абсолютно посильно и понятно всем учащимся;

  • 2 – тренировочный – тем ученикам, которые желают знать предмет, легко осваивают новый материал;

  • 3 – творческие задания - добровольные (например: составить кроссворд, определить дальнейшее возможное развитие страны или региона).

3. Индивидуальные задания, выполненные с ИКТ.

4. Использование дополнительных творческих заданий для учащихся 2, 3 групп.

5. Разноуровневые практические задания.

6. Работа в группах.

7. Создание проектных работ по географии.

Согласовывая содержание, темп, ритм, формы обучения с возможностями учеников повышается результативность обучения, качество знаний.

Учащиеся не будут бояться сдачи экзаменов, таким образом, уроки географии будут одной из составляющей воспитания активной творческой личности, способной самостоятельно приумножать свою культуру.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!