Дети с ограниченными возможностями здоровья.
1. Дети с различными нарушениями здоровья – это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться. Интегрироваться в обществе, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.
2. Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права на развитие, образование. Социально-бытовая ориентировка – самый надежный путь и условия к успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.
Значительное снижение зрения накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Более того, само овладение необходимыми для этого навыками также имеет свои особенности, так как практически не может формироваться у слабовидящих по подражанию в виду глубокого дефекта зрения.
Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на жизни слабовидящих детей. Более того, имеется немало примеров, когда слабовидящие выпускники школ, имеющие высокую интеллектуальную подготовку, испытывают настолько большие трудности в вопросах организации своего быта, что от этого непоправимо страдает и их профессиональная деятельность, и личная жизнь.
Необходимость коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка" вызвана еще и тем, что проживая длительное время в условиях школы, слабовидящие дети (как, впрочем, и зрячие) лишены возможности полноценно включаться в жизнь, протекающую вне стен школы. Быт их внутри школы ограничен классом и другими помещениями. Дети отдалены от непосредственного приготовления пищи, ухода за одеждой, от целого ряда мелочей быта, составляющих уклад жизни современной семьи. В результате они не могут получить необходимых знаний и умений, которые позволили бы им самостоятельно организовать свой быт вне школы.
Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
3. Главная цель курса СБО в начальной школе - помочь ученику с нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у него первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человека. Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей с нарушениями зрения. При этом учитываются местные особенности и национальные традиции.
4. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА –
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЦЕЛЬЮ ИХ ПОДГОТОВКИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ТРУДУ.
Помимо этого занятия по СБО помогают:
восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей, вопросам социально-бытовой ориентировки;
сформировать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;
познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
сформировать представление о правилах поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;
выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми, в различных ситуациях. Исходя из целей и задач курса СБО, в обучении выделяется два направления. Первое из них включает формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту. Другое направление связано с достижением более отдаленной цели — овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.
5. ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕХА –
УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ЕЖЕДНЕВНОЙ РАЗНООБРАЗНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
6. Содержание программы включает в себя следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».
7. Занятия по теме «Личная гигиена» позволяют детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья, привить детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний.
8. Занятия по теме «Питание» предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, умением сервировать обеденный стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, придерживаясь санитарно - гигиенических правил и техники безопасности.
9. Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище». Они включают знакомство с повседневным уходом за одеждой, обувью и жилищем, формируют у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях.
Особенно большое значение для социально – бытовой ориентировки имеет работа с детьми, которые приходят в школу в начальные классы, и не имеют элементарных навыков самообслуживания.
В этом направлении ведётся большая, кропотливая работа по привитию навыков самообслуживания:
- как правильно пользоваться иголкой, ножницами;
- как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;
- как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;
- как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь,
- уход за обувью и её сушка после прогулок, штопка носков и рукавиц;
- качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно выжимать тряпку и т.д.)
10. Пути и средства установления личных взаимоотношений в семье, группе, классе, общественных местах раскрываются в темах «Семья», «Культура общения». Дети знакомятся с правилами поведения за столом, при посещении музеев, библиотек, кинотеатров, клубов, почты, магазина. Учиться правилам культурного общения со знакомыми и не знакомыми людьми, правилами приема приглашения в гости и формы отказа, изготовление несложных сувениров. Проводятся ролевые игры, такие, например: «Я иду на день рождения», сюжетные игры: «В гостях», «В магазине», « В больнице».
11. Важная роль отводится формированию у детей умений и навыков пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью. Этому способствуют тематические занятия «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь».
«Ориентирование в окружающем» - умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве – в городе, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации обслуживающие население. В освоении этого направления большое значение придаётся экскурсиям. Комплексные экскурсии проводятся для наблюдения за объектами, имеющими отношение к широким темам одного и того же раздела. Например, проводится экскурсия по улицам города для ознакомления с наземным транспортом. Цель этой экскурсии заключается в том, чтобы познакомить детей с наземным транспортом в целом. После экскурсии обязательно подводим итоги с целью систематизации, обобщения и закрепления полученных сведений. Например, обучающие делают рисунки транспорта.
Овладение навыками СБО облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушениями зрения к современным условиям жизни.
12. Основными методами и формами работы с обучающимися являются: сюжетно-ролевая игра, экскурсия, предметно-практическая деятельность, беседа. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Часто демонстрирую учебные кинофильмы, слайды, которые формируют реальные образы и представления.
Известно, что любые, даже самые минимальные остатки зрения могут быть использованы в процессе как бытовой, так и в пространственной ориентировки. Поэтому на занятиях по СБО учатся рационально пользоваться в быту всеми сохранными анализаторами, а этого можно добиться только через формирование специальных навыков. Очень важно добиваться выполнения практических действий с тактильным контролем, но таким образом, чтобы это напоминало общепринятые приемы. Показ любого приема и навыка должен повторяться до тех пор , пока каждый ученик не уяснит твердо, что и как он должен делать.
Когда учащиеся видят практическое применение знаний, полученных на занятиях, это несомненно положительно сказывается на их познавательной деятельности. Ученик старается максимально реализовать полученные знания, чтобы уметь жить и действовать в этом мире.
СБО является тем коррекционным курсом, на котором имеются прекрасные возможности в условиях естественного педагогического воздействия учить детей применять на практике знания и умения, полученные ими на занятиях.
13. Важнейшим методом, используемым на занятиях по СБО является сюжетно-ролевая игра. Она ценна как средство усвоения детьми социального опыта через тот вид деятельности, который для младших школьников является наиболее привлекательным. Организацию и проведение игры осуществляет педагог. Однако при проведении игры следует предоставлять детям достаточно самостоятельности и возможности фантазировать, стимулируя активное участие в игре каждого ребенка.
Это может быть сюжетно-ролевая игра с чётко фиксированным сюжетом, с определённым набором ролей, это может быть сюжетная игра со свободным сюжетом без строгой регламентации его разворачивания, без чёткого набора ролей. Игровой метод может воплощаться и в проведении игры-инсценировки, может быть игра-соревнование между детьми или группами детей. Преодоление трудностей в обучении детей обеспечивается за счёт использования современных образовательных технологий: проектно - исследовательская и проблемная технологии, (создание проблемной ситуации, проведение деловых игр).
14. Обучение СБО невозможно без проведения экскурсий. Они позволяют проводить занятия и достигать поставленных учебных задач в естественных условиях. Экскурсии могут предварять изучение темы, могут быть текущими в контексте ее изучения или завершающими. Сами экскурсии могут носить ознакомительный характер или практический, когда в ходе проведения экскурсии отрабатываются какие-либо практические действия.
15. Для формирования знаний, умений и навыков по СБО применяются различные практические занятия. Учитывая неоценимое значение собственной предметно-практической деятельности учащихся на занятиях по СБО, практические работы должны занимать особое место. Именно они позволяют детям научиться выполнять необходимые повседневные действия по личной гигиене, приему пищи и поведению за столом, уходу за собой, за одеждой и обувью, ремонту одежды, уходу за жилым помещением.
Таким образом, формированию практических и трудовых навыков и умений непосредственно содействует именно практический метод. Это естественно, ибо навыки не могут быть сформированы без самих практических действий учащихся, без упражнений и закреплений определенных операций и последующего их превращения в умение.
На занятиях по СБО практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, повторение учащимися этого действия.
Прежде чем приступать к овладению тем или иным действиям, необходимо определить, способен ли учащийся справиться с поставленной задачей. Практическое освоение навыка может проводиться только после выяснения того, насколько данный навык соответствует возможностям учащихся. Например, нельзя упражнять ребенка в наливании горячего чая в бокал, если он не научился еще наливать холодную воду.
16. Из словесных методов наиболее предпочтительным является беседа. Она может быть вводной и предварять другие виды работ для привлечения к ним интереса учащихся, а также может использоваться для закрепления полученных знаний при повторении пройденного. Беседа на занятиях по СБО всегда, где это возможно, должна сопровождаться использованием средств наглядности: реальными предметами, макетами, рельефными изображениями, схемами.
Результатом занятий должно стать наличие правильных представлений и понятий, а также сформированность навыков ориентировки в различных видах бытовой и социальной деятельности с рациональным использованием всех сохранных анализаторов.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением зрения необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Специальные знания, умения и навыки необходимы слабовидящим для выполнения определенных практических действий без зрительного контроля. Специальные навыки предполагают достаточно эстетичное, точное и быстрое выполнение практических действий. Овладение комплексом таких навыков позволяет слабовидящим компенсировать полную или частичную утрату зрения. Успех овладения навыками СБО может быть обеспечен при систематическом закреплении и при помощи совместных усилий педагогов, родителей и других служб сопровождения (психологической, социальной). Таким образом, программа предусматривает систематическое взаимодействие с социальными партнёрами: проведение совместных занятий с педагогами учреждений дополнительного образования «ДДТ», «ДЮСШ -2». Только комплексная совместная деятельность позволит достичь желаемых результатов.
Современный педагог Олег Анатольевич Казанский в своей книге «Педагогика как любовь» говорит, что «Учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти».
Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши дети шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Опыт работы в школе и жизненные наблюдения подсказывают, чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед обучающимися нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми им придётся столкнуться , учить находить выход и принимать решение.
Таким образом, желая своим детям в самостоятельной жизни после школы большого личного и социального благополучия, я считаю, что организация социально – бытовой направленности во внеурочное время – это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у детей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решить, а это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимым для успешной интеграции в социум.