СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО "Игровые технологии"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство педагогов ис игровыми технологиями на уроке ОБЖ. Раскрыть понятие "игровые педагогические технологии".

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО "Игровые технологии"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




Выступление на ШМО

«Игровые технологии на уроках ОБЖ»




Учитель ОБЖ Н.А.Протвень












го Истра

2018г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Введение 3 - 4

  2. Основная часть 5 -16

I. Игровые педагогические технологии. 5 - 6

II. Дидактическая игра на уроках ОБЖ. 6-13

III. Деловые игры. 13-14

IY. Игровые ситуации. 14-16

  1. Заключение. 17

  2. Список литературы. 18





















ВСТУПЛЕНИЕ


Человеческая культура возникла

И развертывается в игре, как игра.

Й. Хейзинга


Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: - развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практике;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональный коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.



























ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


I. ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

По виду деятельности игры делятся на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

А. Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

Б. Познавательные, воспитательные, развивающие;

В. Репродуктивные, продуктивные, творческие;

Г. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из них: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, например закреплению знаний, лучшему усвоению решения задач и др. Только в таком случае игра оказывается обучающим элементом урока. Сначала внимание ученика на уроке, как правило, направлено на игровое действие, а затем в процессе игры незаметно для себя он включается в процесс изучения какого-либо материала. Интерес к игре как к занимательному занятию постепенно переключается на учебное занятие.


II. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ ОБЖ.


Использование игровых форм обучения заключается в разработке и проведении дидактических игр: имитационных, символических и исследовательских, а также их разновидностей, например имитационно-символических или учебно-исследовательских.

Цель дидактической игры имеет чисто состязательный характер в честном соревновании игроков.

Все дидактические игры делятся на три основных вида:

  • прямого дидактического воздействия, в которых преподаватель действует совместно с обучаемыми в роли одной из играющих сторон;

  • опосредованного дидактического воздействия, когда преподаватель находится «вне игры» в качестве наблюдателя или болельщика;

  • смешанного дидактического воздействия, когда преподаватель участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта и консультанта.

Дидактическая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры можно привить ученикам стремление пополнять недостающие знания, совершенствовать навыки, необходимые для повышения творческой активности.

ЭТАП ПОДГОТОВКИ.

Подготовка дидактической игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план дидактической игры, содержание ситуации и характеристика действующих лиц.

Далее идет ввод в игру. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается обстановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, правил, установок. Допускаются контакты между участниками игры.


ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ – процесс игры.

С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели.

В зависимости от модификации дидактической игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, контролер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожные критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, не принимаемый, отвергаемый.


ЭТАП АНАЛИЗА, ОБСУЖДЕНИЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИГРЫ.

Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключении преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.










Технология дидактической игры



Этап подготовки



Разработка игры

-разработка сценария

- план деловой игры

- общее описание игры

- содержание инструктажа

-подготовка материального обеспечения




Этап подготовки




Ввод в игру


- постановка проблемы, целей

- условия, инструктаж

- регламент, правила

- распределение ролей

- формирование групп

- консультации




Этап проведения





Групповая работа над

заданием

- работа с источником

- тренинг

- мозговой штурм

- работа с игротехником





Этап проведения







Межгрупповая

дискуссия

- выступление групп

- защита результатов

- правила дискуссии

- работа экспертов





Этап анализа и обобщения


- вывод из игры

- анализ, рефлексия

- оценка и самооценка работы

- выводы и обобщения

- рекомендации



Приведем примерный план урока в форме дидактической игры с условным названием «Стихия» для учащихся 7 класса.


План урока по ОБЖ



Тема: Наводнения. Ураганы, бури, смерчи.


Главная дидактическая цель урока: Обобщить и способствовать систематизации теоретических знаний и умений по темам: Наводнения. Ураганы, бури, смерчи.

Развивающая: Развивать зрительную память, уметь проанализировать и выделить главное.

Воспитательная: Умение оказать помощь товарищу, сохранять самообладание в данной ситуации, быть собранным, умение находить правильное решение.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения: дидактическая игра.

Место проведения: кабинет.

Время: 1 учебный час (40 минут).

Материальное обеспечение: Плакат, рисунки, карточки с заданиями.

Литература: М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А. Т. Смирнов и др. – Учебник ОБЖ 7 кл., Журналы «Основы безопасности жизнедеятельности», Я познаю мир. Природные катастрофы. - Энциклопедия для детей, Справочник школьника. География - Составитель Т.С. Майоров, А. Гостюшин Энциклопедия экстремальных ситуаций. и др.


Ход урока.

1.Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

2. Вступительное слово учителя.

Мы с вами, закончили изучение 2-х тем, а именно «Наводнения», «Ураганы, бури, смерчи». И сегодня на уроке вы покажите, что знаете об этих стихийных бедствиях и как умеете себя вести при возникновении ЧС природного характера.

Жизнь человека полна неожиданностей и порой неприятных, люди гибнут в результате пожаров, отравлений в быту, ДТП, криминогенных происшествий, а также при встрече человека один на один с природой.


Знакомство с правилами игры.

Класс разделен на 2 команды по 8 человек. На доске изображена схема движения по маршруту. Римскими цифрами обозначены этапы, на которых команды должны выполнить задания. За правильное решение задания команда получает 2 балла, за неправильное решение 0 баллов, за неточное решение 1 балл. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов.





I II III IY

Схема движения по маршруту


3. 1 этап «Странная облачность» - групповая работа над заданием.

Командам предлагаются «необычные» облака. В каждом облаке в скрытом виде указано стихийное бедствие. Нужно расшифровать названия стихийных бедствий.

БЯРУ ЛАНЫПЬЯ – пыльная буря, ОДНАОТР – торнадо, РАЗОЖ – зажор, РШОТМ – шторм, ОВОДОПЬЛЕ – половодье.


4. 2 этап «Стихийное бедствие» - групповая работа с текстом.

Команды наугад выбирают карточку, в каждой карточке дан текст.

Текст 1

Наиболее известное стихийное бедствие наблюдалось 29 июня 1904г. Оно возникло в грозовом облаке и продвинулось в сторону Москвы, разрушив на пути несколько деревень, повредив дома в Лефортово, повалив вековые деревья в Сокольниках, подняв телеги, животных, встречавшихся на пути. Проходя через Москву-реку, это стихийное бедствие обнажило на короткое время ее дно, высосав воду. (Смерч)

Текст 2

Тяжелые черные облака нависали над крышей дома, в комнате царил зловещий полумрак…

Сильный, более 32 м\с, ветер срывал ветхие крыши и носил их как огромные осенние листья, переворачивал гаражи-«ракушки»… Через несколько минут небеса разверзлись и обрушили на землю небывалые потоки воды. (Ураган)


По тексту нужно ответить на вопросы, заданные учителем.

1. О каком стихийном бедствии идет речь?

2. По каким признакам вы определили стихийное бедствие.

3. Охарактеризовать это стихийное бедствие.


5. 3 этап «Переправа» - работа с понятиями.

Команды подбирают к названиям основных типов наводнений определения.

1. Половодье

  1. Паводок

3. Затор

4. Зажор


….. – интенсивный периодический и достаточно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый сильными дождевыми осадками. (2)

…. – периодически повторяющийся подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега или обильными дождями на равнинных реках. (1)

…. - нагромождение льдин вовремя весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки.(3)

… - скопление рыхлого ледового материала во время ледостава в сужениях и излучинах реки. (4)


  1. 4 этап «Действуй быстро и умело» - умение применять в жизни знания из курса ОБЖ.

Нужно объяснить последовательность действий по данной чрезвычайной ситуации.


Представьте себе ситуацию: 1. Находясь дома, по радио вы услышали сообщение о том, что через 30 минут вашему району угрожает наводнение. Ваши действия?


Представьте себе ситуацию: 2. Ураган застал вас на улице. Ваши действия?


7. Подведение итогов урока.


  1. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Понятие «деловые игры» возникло в США, где в 1957 году была впервые проведена такая игра с использованием ЭВМ.

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирующихся систем и опыта отношений, характерных для того или иного рода практики человека.

Деловая игра предполагает воспроизведение реальной действительности.

Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия

отражаются на общих результатах. Это обучение умениям и навыкам

сотрудничества, воспитание ответственности за качество выполненной работы перед коллективом. В процессе ролевых игр часть функций, выполняемых учителем, передаются детям. Это могут быть контрольные, организационные и другие функции, которые выполняют учащиеся-ассистенты, контролеры, докладчики, консультанты и т.д.

Участвуя в игре, школьники ненавязчиво усваивают определенные

понятия, т.е. теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объемы информации, и учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».

На первом этапе раскрывается тема игры. На втором формулируется ее цель и конкретные учебные задачи. На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, ее условия (правила), используемый наглядный материал, характер размещения участников в кабинете, временные границы проведения.

В сценарии игры подробно описываются правила поведения ее участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью обоснованности.

При подведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь ее ход, акцентируя внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях. При разборе игры следует обязательно получить от них собственную оценку, предложения по совершенствованию. Это может избежать в следующей игре допущенных ошибок.



IV. ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ

Не вызывает сомнения, что формирование необходимых навыков и умений, а

также проверка и закрепление теоретических знаний в игровой форме более эффективны по сравнению с традиционными методами обучения. Использование учителем игровых ситуаций повышает интерес учащихся к предмету, активизирует их работу на уроке, делая каждого участником игры, создает определенный эмоциональный настрой на получение знаний.

Нельзя все уроки превращать в игру. Необходимо, прежде всего, определить следующее:

  • какую цель ставит учитель, используя ту или иную игру;

  • выбрать те темы, которые трудно усваиваются при традиционных способах обучения;

  • использовать игровые ситуации, знакомые большинству учеников;

  • учитывать, что различные игровые ситуации могут дать неожиданный эффект.

На уроках ОБЖ можно использовать такие игровые ситуации, как: «Заморочки из бочки» или «Заморочки из ведра», «Слова на букву имени», «Передай другому» или «Туда-сюда», «Раз, два, три – назови», «Блицтурнир», работа с карточками «Домино», «Я» и др.

Игровая ситуация под названием «Передай другому» или «Туда-сюда».

Учитель записывает на доске вопросы для всего класса. Класс делится на 6-8 групп (можно по рядам). Каждая группа получает лист, поделенный на 3 графы (Фамилия учащегося, ответы, графа для учителя). Число строк зависит от количества вопросов. Лист ходит по команде туда-сюда до тех пор, пока все клеточки не будут заполнены. Та команда, чей листок первым дойдет до учителя, получает дополнительный балл.

Игровая ситуация под названием «Раз, два, три – назови».

Способ фронтального опроса. Учитель задает вопрос и выбирает учащегося, который должен на счет раз, два, три на него ответить. За правильный ответ «+», за неправильный «-».

Игровая ситуация под названием «Заморочки из бочки» или «Заморочки из ведра».

Проверка домашнего задания может осуществляться следующим образом:

Берется детское ведерко или бочка, в них кладутся вопросы, заранее подготовленные учителем, ученик вынимает вопрос и отвечает, если ученик не справляется с вопросом, то вопрос передается другому ученику.

Игровая ситуация под названием «Слова на буквы имени».

Учащиеся на листе бумаги пишут свое имя по вертикали. На каждую букву имени записывают понятие по теме занятия. Например, имя Вадик (в- вред, а- алкоголь, д – депрессия, и – иллюзия, к – кагор).

Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ



На уроках ОБЖ многих учителям сложно применять игровые технологии, так как нет практически доступных методических разработок, хотя учителя стараются включать в урок игровой элемент.

Для проведения игровых уроков учителю нужно иметь склонность к драматическому искусству, здесь учитывается, подготовка класса, материальные возможности.

Чтобы учащиеся не потеряли интерес к предмету, необходимо использовать различные игровые формы. Подобные уроки дают прекрасные результаты.

Игровая деятельность:

  • содействует развитию познавательных сил учащихся;

  • стимулирует творческие процессы их деятельности;

  • способствует разрядке напряженности, снимает утомление;

  • создает благоприятную атмосферу учебного процесса, оживляет его;

  • содействует развитию интереса к учению.

Игра должна вызывать учащихся положительные эмоции, т.е. веселое настроение и удовлетворение от удачного ответа. Поэтому игры должны быть довольно-таки доступны и привлекательны. Игра - отличное дополнение к учебному процессу в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретения высоких моральных качеств, формирования гражданского сознания и т.п.









ЛИТЕРАТУРА

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.

2. Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 кл. М., 2003.

  1. Девяткина Г., Вершинин П. Дидактическая игра на занятиях ОБЖ / журнал ОБЖ 2001. № 2.

  2. Ланина И.Я. 100 игр по физике. М., 1995.

  3. Минкин Е.М. От игры к знаниям. М.,1983.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998

  5. Титов С. В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. М., 2003

  6. Щуркова И. Формирование познавательных интересов у учащихся. М., 1989.

  7. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры. М.., 1994.

  8. Шмаков С. А. Досуг школьника. М., 1996.

- 18 -


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!