Патриотическое воспитание школьников
на основе православных ценностей
Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одно из трудных направлений.
Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества. В. А. Сухомлинский
1.2 слайд Академик Д.С.Лихачев писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своей деревне, к своему городу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
3 слайд. Патриотическое воспитание в курсах «Основы православной культуры», «Истоки», на уроках по ОРКСЭ, ОДНКР является приоритетным направлением. Примерно треть уроков курса отведено на формирование у школьника чувства патриотизма.
2. 4 слайд. Целью патриотического воспитания на уроках «Основы православной культуры» является воспитание учащихся свободными и ответственными гражданами, любящими свое Отечество.
3. 5 слайд. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- формирование у школьников таких понятий, как «Родина», «патриот», «защитник Родины»;
- формирование родственных чувств к своей семье;
-воспитание любви к своему родному краю, родному городу;
-воспитание любви к Родине и уважения к людям, которые ее защищали и защищают.
4. 6 слайд Первый раздел «Россия – наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Дети узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. Уже на первом уроке дети должны ощутить, и эта мысль будет определять всё последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.
На уроке делаем записи в тетрадь терминов и понятий: Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, духовный мир, внутренний мир, культурные традиции.
Также на данных уроках проводим работу с пословицами.
7 слайд. Одна у человека мать, одна у него и Родина. 2. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 3. Всякому мила своя сторона. 4. Где родился, там и пригодился. 5. Москва – царство, а наша деревня – рай. 6. С родной земли умри – не сходи. 7. Чужая сторона – дремучий бор. 8. Кто Родине изменяет, того народ презирает. 9. Кто за Родину горой – тот истинный герой.
5. 8 слайд Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушкам, дедушкам. Это первая ступень формирования любви к Отечеству. О семейных ценностях говорится на уроке «Православная духовная традиция»; о взаимоотношениях в семье, о любви родителей и детей обсуждается на уроках «Добро и зло в православной традиции», «Любовь к ближнему». На уроке «Христианская семья и ее ценности» дети рассказывают о своих родителях, бабушках, дедушках, показывают фотографии своих родных. На высоком эмоциональном уровне проходят уроки по теме «Православные праздники, Православные традиции». По православным традициям члены семьи прощают друг другу обиды и выражают особую любовь и признательность к бабушке, маме, так как они своей любовью и заботой окружают всех домашних.
Система домашних заданий построена таким образом, чтобы увеличить общение детей с родителями. Предлагаются следующие задания:
-вместе с родителями рассмотрите семейные фотографии, узнайте о традициях и истории своей семьи;
-составьте родословное дерево, подпишите имена и фамилии, узнайте, чем занимались ваши предки.
6. 9 слайд. Вторая ступень формирования патриотизма идет через воспитание любви к малой родине. Без чувства любви к своей родной деревне нет и большого патриотизма. Так на уроках «Россия – наша Родина», «Православный храм и другие святыни» мы совершили экскурсии по разным уголкам нашей малой родины. Например в теме «Православные монастыри» мы узнали об монастырях калужского края, совершили
10 слайд. экскурсионные поездки в , «Стояние на реке Угре», «Тихонова пустынь», музей «Вера и верность при храме А. Невского . Дети понимают, что место , где мы живём является частью нашей большой страны, что те, кто защищает свой город – защищают Родину, кто трудится в своём городе - работают на благо своей страны.
7. 11 слайд Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. На уроках «Долг и ответственность», «Почитание святых в православной культуре», «Защита Отечества» школьники знакомятся с героическим прошлым нашей Родины, биографиями русских богатырей и полководцев ( Илья Муромец, Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В.Суворов и др.). У учащихся формируются представления о таких понятиях, как «героизм», «мужество», «верность» и «преданность Отечеству».
На уроках воссоздаём галерею образов. Эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин. Галерея образов может представлять собою выставку, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации). Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией.
Современные дети привыкли к видеоряду, поэтому почти на каждом уроке ОПК показываем мультфильмы, видеофильмы-притчи, презентации.
Мультфильмов на православную тематику не так уж и много, но они настолько богаты по содержанию, что дают возможность возвращаться к ним вновь и вновь, на разных уроках. Когда рассказываешь о христианской семье отлично подойдет мультфильм «Сказание о Петре и Февронии», для знакомства с культурой Православия — «Рождество», «Сказание о крещении Руси», «Истории Ветхого завета», х/ф «Щенок».
Дети очень любят такие видеоуроки, потому что они рождают сильные эмоции, побуждают к разговору на редко обсуждаемые темы. А в фильмах всё как будто из их школьной жизни, только иносказательно, на это педагоги обращают внимание ребят и переводят ситуацию в плоскость дел класса, событий в школе. Просматривая фильм-притчу, дети как будто сами участвуют в нем, и иногда даже моделируют счастливый конец. После просмотра задаем вопросы и вместе их обсуждаем, делаем выводы.
12 слайд. Один из самых удачных методов воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, это использование самых разнообразных притч. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.
Чтобы включить в творческий процесс ученика, необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути разрешения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведет к развитию творческого мышления. Умение фантазировать, воображать, домысливать, представлять очень важно для любого человека. Такому умению может научить притча.
Притча, передающая опыт и мудрость поколения – короткая дорожка, помогающая приоткрыть внутренний мир ребёнка. Ребёнок, осознавая себя и исследуя окружающий мир, начинает задавать множество вопросов взрослым, иногда ставя их в тупик. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая язык образов, ребёнок складывает собственную картину Мира, на основании которой и воспринимает различные ситуации и действует определённым образом. Взрослый язык, логика не всегда понятны ребёнку, и поэтому свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в образных ситуациях. Притчи предлагают множество моделей поведения в различных ситуациях, предоставляя возможность проиграть и «прожить» их как можно больше, чтобы ребенок лучше был адаптирован к условиям окружающего мира. Важно научить ребёнка мыслить самостоятельно, дать ему возможность самому найти ответ. Задача же учителя подсказать детям путь поиска.
12 слайд. Очень помогает сотрудничество с хр. Ксении Петербургской. Проведение уроков совместно с отцом Алексеем, который как раз через притчи, в основном, и выстраивает свой диалог с детьми.
На уроке ребёнок открывает для себя что – то неожиданное, а после урока у него возникает желание вновь вернуться к тексту. В живом разговоре дети приводят свои соображения, отстаивают свою точку зрения, уясняют непонятое. Развитию внимания, осмысленному усвоению знаний способствует участие в произвольно возникающих диспутах. Важная задача – развитие речи детей. Педагогами учитывается максимальная возможность развития каждого ученика. Создание ситуации успеха ориентирует на самореализацию личности и тогда ученик почувствует свою значимость и необходимость.
По моему опыту и наблюдениям, живое слово притчи проникает в светлую душу ребенка, будит эмоции, формирует понятие добра и зла, отвечает детским надеждам и чаяниям. Условиями формирования внутренней мотивации учащихся является желание узнать что-то новое, познакомиться с культурными ценностями народов мира.
8. 13 слайд. Одним из интересных направлений работы является проектная деятельность. Вызывает у детей интерес к стране, даёт представление о родном крае, о стране, в которой они живут. Метод проекта наиболее востребован. Что естественно, так как этот вид деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах.
14 слайд. Мы используем проектную работу двух видов: индивидуальную и коллективную. Коллективный проект: «Кукша Печерский». Примером индивидуального проекта является «Литературный проект» : «Житие С. Радонежского».
Мы работаем с детьми, которые наиболее восприимчивы для воспитания. Пережитое и усвоенное ими отличается большой устойчивостью. То, что мы вложим в наших учеников сегодня - завтра даст соответствующие результаты. Если воспитаем патриотов, деловых, морально здоровых людей – значит, можем быть уверенными в развитии стабильного общества. В этом заключается государственный подход в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.
Занятия по курсу «Основы православной культуры» проходят в основном в виде беседы с учащимися. Учителя стремятся к тому, чтобы учащиеся на занятиях не только получали новые знания, но и приобщались к высшим ценностям православия. Во время занятий ребята также рисуют, лепят, сочиняют и играют. Учителя стараются, чтобы словесные методы (рассказ, беседа, диалог) были воспринимаемы учащимися – для уроков отбирает самые выразительные рассказы. Чтение сопровождается обсуждением проблемы, дети анализируют ситуацию и выбирают тему или образ для рисунка – положительный или негативный герой (или сюжет).
Когда на уроках говорим о патриотизме, нельзя не сказать об Александре Невском — подвижнике и строители Земли Русской, который встал на спасение Руси. Тяжелое бремя ответственности за Родину и русских людей лежала на его плечах. Не хватало сил у русских сражаться с ханом Батыем, который залил землю русскую кровью христиан. Александр на время смирился перед сильным врагом, дал время Руси для отдыха от смерти и боли, сохраняя при этом христианскую веру. Мудрость и христианское смирение князя позволили спасти русские земли от полного разорения. Но за это время Александр разгромил шведов на реке Неве и рыцарей на Чудском озере. Мы можем привести огромное количество примеров патриотизма нашего народа. Великая Отечественная война породила новых героев – патриотов, которые, независимо от возраста совершали подвиги во имя своей Родины.
Кроме того нельзя забывать, что Александр Невский является покровителем нашего города.
В наше время мы тоже встречаем патриотов своей страны, и дети с восхищением слушают о их подвигах.
15 слайд. Учителя нашей школы, не только участвующие в реализации программ по основам православной культуры, были неоднократными участниками семинаров, проводимых на базе _________________. В результате участия учителей и учеников школы в различных конкурсах и мероприятиях были достигнуты следующие результаты:
Участие в XXIX Международных образовательных чтениях «А. Невский: запад и восток, историческая память народа»
16- 17 слайд. 11 октября 2021 года, в здании Духовно-просветительского досугового центра «Наследие» действующего при Александро-Невском кафедральном соборе состоялась VIII епархиальная Песоченская научно-практическая конференция: «Вера и творчество. 200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского». Данное мероприятие проходило в городе Кирове в рамках XXIV Калужских Митрополичьих Богородично-Рождественских образовательных чтений. На конференцию для выступления была приглашена учитель русского языка и литературы нашей школы Харитонова Марина Васильевна. Она выступила с сообщением на тему «Творчество Ф.М. Достоевского как религиозно-воспитательное учение».
2. Муниципальный этап конкурса «Храм души» - Потапова Н.Н. методич. Разработка – грамота за участие
3. Региональная онлайн – акция «Куликовская битва» 21.09.20
4. День экскурсии: экскурсия по г. Кирову, «Стояние на реке Угре», «Тихонова пустынь», музей «Вера и верность при храме А. Невского, музей космонавтики, Этномир
5. Районный этап детско – юношеского литературного конкурса имени И. Шмелева «Лето Господне» - 2 место, Рузманова С. – 2 раза
6. Участие в общероссийской олимпиаде школьников «Основы православной культуры»
7. Областной конкурс рисунков, посвященный Рождеству Христову «Христос рождается, славите!» (Рузманова, Галикбаров). Галикбаров Максим и Рузманова София приняли участие в XLIII областной выставке детского творчества, посвящённой Рождеству Христову «Христос рождается, славитите". Выставку открыл Высокопреосвященнейший Климент, митрополит Калужский и Боровский. Максим и Соня получили именные грамоты участников, подписанные митрополитом. Темы работ, представленных на выставке, должны были отражать красоту Божьего мира, традиционную Веру Православную, патриотизм, любовь к Родине и, конечно же, само торжество праздника – Рождество Христово! Также ребята получили бесплатные приглашения в областной ТЮЗ на спектакли.
8. Муниципальный конкурс чтецов духовной поэзии и прозы в рамках 75-летия Победы в Вов – 1 место Кенин;
В рамках празднования Дня православной книги, 800 – летия кн. А. Невского: проза Потапова -2 место, Корбут И. – 3 место; Чанов А.Н. -2 место в номинации «Авторское стихотворение» - элегия «Испокон»
9. I Открытый районный фестиваль «Святые родники» - участие в номинации «Живопись» на тему , посвященную 800 – летию А Невского – Галикбаров.
10. 8 октября ученик 5 класса Кенин Арсений принял участие в дистанционном районном конкурсе чтецов "Живая классика - 365" на тему "Солнце земли русской", посвященном 800-летию со дня рождения князя А. Невского. Кенин Арсений. 5 класс. О.Н.Тихомиров "Отпор врагу" – 2 место
Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине.
Это гораздо больше… Это сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых и несчастных дней.
А. Н. Толстой.
У учителя огромная ответственность в жизни. Общаясь с детьми, мы имеем возможность влиять на их мировоззрение, вести их по жизни и учить самому главному — отделять черное от белого, правильно ценить все хорошее, творить добро