СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре по ОПК на тему "Патриотическое воспитание школьников на основе православных ценностей".

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине.

Это гораздо больше… Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых и несчастных дней.

А. Н. Толстой.

У учителя огромная ответственность в жизни. Общаясь с детьми, мы имеем возможность влиять на их мировоззрение, вести их по жизни и учить самому главному — отделять черное от белого, правильно ценить все хорошее, творить добро.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре по ОПК на тему "Патриотическое воспитание школьников на основе православных ценностей".»

Патриотическое воспитание школьников

на основе православных ценностей

Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одно из трудных направлений.

Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества. В. А. Сухомлинский

1.2 слайд Академик Д.С.Лихачев писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своей деревне, к своему городу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

3 слайд. Патриотическое воспитание в курсах «Основы православной культуры», «Истоки», на уроках по ОРКСЭ, ОДНКР является приоритетным направлением. Примерно треть уроков курса отведено на формирование у школьника чувства патриотизма.



2. 4 слайд. Целью патриотического воспитания на уроках «Основы православной культуры» является воспитание учащихся свободными и ответственными гражданами, любящими свое Отечество.

3. 5 слайд. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- формирование у школьников таких понятий, как «Родина», «патриот», «защитник Родины»;

- формирование родственных чувств к своей семье;

-воспитание любви к своему родному краю, родному городу;

-воспитание любви к Родине и уважения к людям, которые ее защищали и защищают.

4. 6 слайд Первый раздел «Россия – наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Дети узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. Уже на первом уроке дети должны ощутить, и эта мысль будет определять всё последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

На уроке делаем записи в тетрадь терминов и понятий: Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, духовный мир, внутренний мир, культурные традиции.

Также на данных уроках проводим работу с пословицами.

7 слайд. Одна у человека мать, одна у него и Родина. 2. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 3. Всякому мила своя сторона. 4. Где родился, там и пригодился. 5. Москва – царство, а наша деревня – рай. 6. С родной земли умри – не сходи. 7. Чужая сторона – дремучий бор. 8. Кто Родине изменяет, того народ презирает. 9. Кто за Родину горой – тот истинный герой.



5. 8 слайд Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушкам, дедушкам. Это первая ступень формирования любви к Отечеству. О семейных ценностях говорится на уроке «Православная духовная традиция»; о взаимоотношениях в семье, о любви родителей и детей обсуждается на уроках «Добро и зло в православной традиции», «Любовь к ближнему». На уроке «Христианская семья и ее ценности» дети рассказывают о своих родителях, бабушках, дедушках, показывают фотографии своих родных. На высоком эмоциональном уровне проходят уроки по теме «Православные праздники, Православные традиции». По православным традициям члены семьи прощают друг другу обиды и выражают особую любовь и признательность к бабушке, маме, так как они своей любовью и заботой окружают всех домашних.

Система домашних заданий построена таким образом, чтобы увеличить общение детей с родителями. Предлагаются следующие задания:

-вместе с родителями рассмотрите семейные фотографии, узнайте о традициях и истории своей семьи;

-составьте родословное дерево, подпишите имена и фамилии, узнайте, чем занимались ваши предки.

6. 9 слайд. Вторая ступень формирования патриотизма идет через воспитание любви к малой родине. Без чувства любви к своей родной деревне нет и большого патриотизма. Так на уроках «Россия – наша Родина», «Православный храм и другие святыни» мы совершили экскурсии по разным уголкам нашей малой родины. Например в теме «Православные монастыри» мы узнали об монастырях калужского края, совершили

10 слайд. экскурсионные поездки в , «Стояние на реке Угре», «Тихонова пустынь», музей «Вера и верность при храме А. Невского . Дети понимают, что место , где мы живём является частью нашей большой страны, что те, кто защищает свой город – защищают Родину, кто трудится в своём городе - работают на благо своей страны.

7. 11 слайд Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. На уроках «Долг и ответственность», «Почитание святых в православной культуре», «Защита Отечества» школьники знакомятся с героическим прошлым нашей Родины, биографиями русских богатырей и полководцев ( Илья Муромец, Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В.Суворов и др.). У учащихся формируются представления о таких понятиях, как «героизм», «мужество», «верность» и «преданность Отечеству».

На уроках воссоздаём галерею образов. Эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин. Галерея образов может представлять собою выставку, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации). Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией.

Современные дети привыкли к видеоряду, поэтому почти на каждом уроке ОПК показываем мультфильмы, видеофильмы-притчи, презентации.

Мультфильмов на православную тематику не так уж и много, но они настолько богаты по содержанию, что дают возможность возвращаться к ним вновь и вновь, на разных уроках. Когда рассказываешь о христианской семье отлично подойдет мультфильм «Сказание о Петре и Февронии», для знакомства с культурой Православия — «Рождество», «Сказание о крещении Руси», «Истории Ветхого завета», х/ф «Щенок».

Дети очень любят такие видеоуроки, потому что они рождают сильные эмоции, побуждают к разговору на редко обсуждаемые темы. А в фильмах всё как будто из их школьной жизни, только иносказательно, на это педагоги обращают внимание ребят и переводят ситуацию в плоскость дел класса, событий в школе. Просматривая фильм-притчу, дети как будто сами участвуют в нем, и иногда даже моделируют счастливый конец. После просмотра задаем вопросы и вместе их обсуждаем, делаем выводы.



12 слайд. Один из самых удачных методов воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, это использование самых разнообразных притч. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.

Чтобы включить в творческий процесс ученика, необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути разрешения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведет к развитию творческого мышления. Умение фантазировать, воображать, домысливать, представлять очень важно для любого человека. Такому умению может научить притча.

Притча, передающая опыт и мудрость поколения – короткая дорожка, помогающая приоткрыть внутренний мир ребёнка. Ребёнок, осознавая себя и исследуя окружающий мир, начинает задавать множество вопросов взрослым, иногда ставя их в тупик. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая язык образов, ребёнок складывает собственную картину Мира, на основании которой и воспринимает различные ситуации и действует определённым образом. Взрослый язык, логика не всегда понятны ребёнку, и поэтому свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в образных ситуациях. Притчи предлагают множество моделей поведения в различных ситуациях, предоставляя возможность проиграть и «прожить» их как можно больше, чтобы ребенок лучше был адаптирован к условиям окружающего мира. Важно научить ребёнка мыслить самостоятельно, дать ему возможность самому найти ответ. Задача же учителя подсказать детям путь поиска.

12 слайд. Очень помогает сотрудничество с хр. Ксении Петербургской. Проведение уроков совместно с отцом Алексеем, который как раз через притчи, в основном, и выстраивает свой диалог с детьми.

На уроке ребёнок открывает для себя что – то неожиданное, а после урока у него возникает желание вновь вернуться к тексту. В живом разговоре дети приводят свои соображения, отстаивают свою точку зрения, уясняют непонятое. Развитию внимания, осмысленному усвоению знаний способствует участие в произвольно возникающих диспутах. Важная задача – развитие речи детей. Педагогами учитывается максимальная возможность развития каждого ученика. Создание ситуации успеха ориентирует на самореализацию личности и тогда ученик почувствует свою значимость и необходимость.

По моему опыту и наблюдениям, живое слово притчи проникает в светлую душу ребенка, будит эмоции, формирует понятие добра и зла, отвечает детским надеждам и чаяниям. Условиями формирования внутренней мотивации учащихся является желание узнать что-то новое, познакомиться с культурными ценностями народов мира.

8. 13 слайд. Одним из интересных направлений работы является проектная деятельность. Вызывает у детей интерес к стране, даёт представление о родном крае, о стране, в которой они живут. Метод проекта наиболее востребован. Что естественно, так как этот вид деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах.

14 слайд. Мы используем проектную работу двух видов: индивидуальную и коллективную. Коллективный проект: «Кукша Печерский». Примером индивидуального проекта является «Литературный проект» : «Житие С. Радонежского».

Мы работаем с детьми, которые наиболее восприимчивы для воспитания. Пережитое и усвоенное ими отличается большой устойчивостью. То, что мы вложим в наших учеников сегодня - завтра даст соответствующие результаты. Если воспитаем патриотов, деловых, морально здоровых людей – значит, можем быть уверенными в развитии стабильного общества. В этом заключается государственный подход в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

Занятия по курсу «Основы православной культуры» проходят в основном в виде беседы с учащимися. Учителя стремятся к тому, чтобы учащиеся на занятиях не только получали новые знания, но и приобщались к высшим ценностям православия. Во время занятий ребята также рисуют, лепят, сочиняют и играют. Учителя стараются, чтобы словесные методы (рассказ, беседа, диалог) были воспринимаемы учащимися – для уроков отбирает самые выразительные рассказы. Чтение сопровождается обсуждением проблемы, дети анализируют ситуацию и выбирают тему или образ для рисунка – положительный или негативный герой (или сюжет).

Когда на уроках говорим о патриотизме, нельзя не сказать об Александре Невском — подвижнике и строители Земли Русской, который встал на спасение Руси. Тяжелое бремя ответственности за Родину и русских людей лежала на его плечах. Не хватало сил у русских сражаться с ханом Батыем, который залил землю русскую кровью христиан. Александр на время смирился перед сильным врагом, дал время Руси для отдыха от смерти и боли, сохраняя при этом христианскую веру. Мудрость и христианское смирение князя позволили спасти русские земли от полного разорения. Но за это время Александр разгромил шведов на реке Неве и рыцарей на Чудском озере. Мы можем привести огромное количество примеров патриотизма нашего народа. Великая Отечественная война породила новых героев – патриотов, которые, независимо от возраста совершали подвиги во имя своей Родины.

Кроме того нельзя забывать, что Александр Невский является покровителем нашего города.

В наше время мы тоже встречаем патриотов своей страны, и дети с восхищением слушают о их подвигах.



15 слайд. Учителя нашей школы, не только участвующие в реализации программ по основам православной культуры, были неоднократными участниками семинаров, проводимых на базе _________________. В результате участия учителей и учеников школы в различных конкурсах и мероприятиях были достигнуты следующие результаты:



  1. Участие в XXIX Международных образовательных чтениях «А. Невский: запад и восток, историческая память народа»

  2. 16- 17 слайд. 11 октября 2021 года, в здании Духовно-просветительского досугового центра «Наследие» действующего при Александро-Невском кафедральном соборе состоялась VIII епархиальная Песоченская научно-практическая конференция: «Вера и творчество. 200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского». Данное мероприятие проходило в городе Кирове в рамках XXIV Калужских Митрополичьих Богородично-Рождественских образовательных чтений. На конференцию для выступления была приглашена учитель русского языка и литературы нашей школы Харитонова Марина Васильевна. Она выступила с сообщением на тему «Творчество Ф.М. Достоевского как религиозно-воспитательное учение».

2. Муниципальный этап конкурса «Храм души» - Потапова Н.Н. методич. Разработка – грамота за участие

3. Региональная онлайн – акция «Куликовская битва» 21.09.20

4. День экскурсии: экскурсия по г. Кирову, «Стояние на реке Угре», «Тихонова пустынь», музей «Вера и верность при храме А. Невского, музей космонавтики, Этномир

5. Районный этап детско – юношеского литературного конкурса имени И. Шмелева «Лето Господне» - 2 место, Рузманова С. – 2 раза

6. Участие в общероссийской олимпиаде школьников «Основы православной культуры»

7. Областной конкурс рисунков, посвященный Рождеству Христову «Христос рождается, славите!» (Рузманова, Галикбаров). Галикбаров Максим и Рузманова София приняли участие в XLIII областной выставке детского творчества, посвящённой Рождеству Христову «Христос рождается, славитите". Выставку открыл Высокопреосвященнейший Климент, митрополит Калужский и Боровский. Максим и Соня получили именные грамоты участников, подписанные митрополитом. Темы работ, представленных на выставке, должны были отражать красоту Божьего мира, традиционную Веру Православную, патриотизм, любовь к Родине и, конечно же, само торжество праздника – Рождество Христово! Также ребята получили бесплатные приглашения в областной ТЮЗ на спектакли.

8. Муниципальный конкурс чтецов духовной поэзии и прозы в рамках 75-летия Победы в Вов – 1 место Кенин;

В рамках празднования Дня православной книги, 800 – летия кн. А. Невского: проза Потапова -2 место, Корбут И. – 3 место; Чанов А.Н. -2 место в номинации «Авторское стихотворение» - элегия «Испокон»

9. I Открытый районный фестиваль «Святые родники» - участие в номинации «Живопись» на тему , посвященную 800 – летию А Невского – Галикбаров.

10. 8 октября ученик 5 класса Кенин Арсений принял участие в дистанционном районном конкурсе чтецов "Живая классика - 365" на тему "Солнце земли русской", посвященном 800-летию со дня рождения князя А. Невского. Кенин Арсений. 5 класс. О.Н.Тихомиров "Отпор врагу" – 2 место

Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине.

Это гораздо больше… Это сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых и несчастных дней.

А. Н. Толстой.

У учителя огромная ответственность в жизни. Общаясь с детьми, мы имеем возможность влиять на их мировоззрение, вести их по жизни и учить самому главному — отделять черное от белого, правильно ценить все хорошее, творить добро
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!