СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре "Использование приемов актуализации знаний на уроках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня Федеральный государственный стандарт прочно вошел в образовательный процесс. Не у кого не остается сомнений, что «стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика, активно познающего окружающий мир, осознающего ценность труда, науки и творчества…, умеющий учиться, осознающий важность образования для жизни».[1;5] Поэтому образование должно быть направлено на активную самостоятельную учебную деятельность учащегося. Существуют различные формы получения знаний школьниками: дистанционная, очно-заочная, заочная, семейная, экстернат. Несмотря на разнообразие этих форм, основной все же остается урок. И каждый урок должен быть обучающим, развивающим, формирующим нравственные качества личности и, обязательно, интересным.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре "Использование приемов актуализации знаний на уроках"»

Безрукова М.П., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №2 г.Димитровграда




Теоретическая часть мастер-класса: Методические приемы актуализации знаний на уроках литературы



Сегодня Федеральный государственный стандарт прочно вошел в образовательный процесс. Не у кого не остается сомнений, что «стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика, активно познающего окружающий мир, осознающего ценность труда, науки и творчества…, умеющий учиться, осознающий важность образования для жизни».[1;5] Поэтому образование должно быть направлено на активную самостоятельную учебную деятельность учащегося. Существуют различные формы получения знаний школьниками: дистанционная, очно-заочная, заочная, семейная, экстернат. Несмотря на разнообразие этих форм, основной все же остается урок. И каждый урок должен быть обучающим, развивающим, формирующим нравственные качества личности и, обязательно, интересным.

Для меня в самом начале работы по ФГОС особенно трудно было вызвать познавательную активность на уроках литературы. Ни для кого не секрет, что ученики, в основном, не интересуются чтением. Передо мной встала задача не только пробудить интерес к чтению, но и научить их размышлять над прочитанным произведением.

Изучая теорию ФГОС, я обратила внимание на то, что стандарт предлагает четыре типа уроков, которые дают учителю возможность создать необходимые условия для проявления познавательной деятельности учеников. В структуре каждого типа урока присутствует этап актуализации знаний, который « направлен на воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания и на этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. В результате ученики должны осознать, для чего им нужно изучать тот или иной материал, тему. Под руководством учителяучащиеся приходят к выводу, готовы ли они к изучению нового, какую работу им предстоитпроделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу».[2] Этот этап очень важен, и на него отводится достаточно много времени. От того как пройдет актуализация знаний зависит общее восприятие материала урока в целом.

Этап актуализации знаний на уроке литературы можно сделать достаточно интересным для школьников при помощи различных методических приемов. Для меня наиболее эффективными являются приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Данная технология «представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки работы с информацией»[3], что особенно важно при изучении литературы. Юные читатели учатся понимать текст, выделять их текста главное, делать выводы и обобщать материал. В технологии РКМЧП выделяют три фазы: вызов, осмысление, рефлексия. Этап актуализации знаний проходит на стадии «вызова» и активизирует все имеющиеся у учащихся знания.

Рассмотрим некоторые методические приемы актуализации знаний в рамках технологии РКМЧП на примере изучения произведения П. Мериме «Маттео Фальконе».

При работе над этим текстом для меня важно, чтобы шестиклассники не только познакомились с сюжетом этого замечательного произведения, но и прониклись трагической судьбой маленького героя и его семьи, сумели сопоставить образы героев, символы времени и пространства с событиями, описываемыми в новелле. На изучение этого текста я отвожу два часа, поэтому перед изучением ребята получают задание познакомиться с «первой» частью новеллы. На этапе актуализации знаний, на уроке «открытия» нового знания использую прием «Дерево предсказаний». Дети, познакомившись с частью сюжета, выдвигают свои версии о том, каковы будут поступки героев, чем данное произведение закончится, оформляя свои предположения в виде веток и кроны дерева. После « выращивания» нашего волшебного дерева дочитываем текст до конца и сопоставляем наши предположения с концом новеллы, отмечаем, какие образы, предметы и явления позволили нам сделать наши выводы, которые, конечно, отличаются от событий, описанных автором.

На втором уроке, посвященном изучению новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе» мы переходим изучению художественных образов (системы персонажей), художественных символов времени и пространства. Для актуализации знаний на таком уроке я использую прием «Ассоциации». Делю класс на три группы и предлагаю ребятам найти в тексте и выписать как можно больше слов(или выражений) - символов со значением

1-я группа- времени

2-я группа- пространства

3-я группа- характеристики основных образов героев произведения

и подобрать к ним любые ассоциации.

При помощи данного приема учащиеся учатся через художественные детали понимать сюжет, анализировать его и, в итоге, находят ответ на ключевой вопрос «Кто виноват в трагедии, случившейся в семье Маттео Фальконе?»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!