СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО 12.05.2022 "В труде красота человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое  образование личности. Важно обладать: готовностью успешно  взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;  возможностью решать различные учебные и жизненные задачи;  способностью строить социальные отношения; совокупностью  рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей  грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

 

Функциональная грамотность простыми словами - это умение  применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это  уровень образованности, который может быть достигнут за время  школьного обучения, предполагающий способность решать  жизненные задачи в различных ее сферах. Также существуют и  другие, более научные определения понятия "функциональная  грамотность" - к примеру, как способность человека вступать в  отношения с внешней средой, максимально быстро  адаптироваться и функционировать в ней.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО 12.05.2022 "В труде красота человека"»

Начать свое выступление хочу со слов педагога, ученого РАН Натальи Федоровны Виноградовой

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».


Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Также существуют и другие, более научные определения понятия "функциональная грамотность" - к примеру, как способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

  • добывать новые знания;

  • применять полученные знания на практике;

  • оценивать свое знание-незнание;

  • стремиться к саморазвитию.

Содержание функциональной грамотности школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.


Компоненты функциональной грамотности, формируемые на уроках ОДНКНР:


ИНТЕГРАТИВНЫЕ

  • Социальная

  • Коммуникативная

  • Информационная

  • Читательская

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • Языковая

  • Естественнонаучная

  • Литературная




Читательская грамотность:

  • потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

  • готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;

  • способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.



Проблемы читательской грамотности российских школьников
Противоречие между успехами на международном уровне и имеющимися проблемами в нашей стране:

  • низкая потребность в самостоятельном чтении

  • зависимость от уровня культуры семьи

  • ограниченность круга чтения

  • замена чтения компьютером, общением в Интернете


Функциональное чтение

- Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи.


Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

  • Поиск информации

  • Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении

  • Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь говорим о критическом мышлении. Применение информации для решения своих задач.


Примером урока, на котором формируется функциональное чтение, является урок «В труде – красота человека»

урок «открытия» нового знания.

Во время урока формируются следующие результаты:

Предметные: умение назвать нравственные качества человека труда, привести примеры и дать оценку

Метапредметные:

Познавательные: способность выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы

Регулятивные: способность самостоятельно формулировать цели урока, умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, корректировать свою деятельность


Коммуникативные: умение излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других


Личностные: признание (осознание) ценности созидательного труда.


Начать наш урок я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

Учитель читает рассказ.


Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.


Ответьте на вопросы:

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?



Какая пословица подходит:

- Труд красит человека, а безделье его уродует.

- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

- В труде красота человека.

- Без труда человек заржавеет и заболеет.


-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Мы будем говорить о красоте человека. О людях, занимающихся трудом.

-Сформулируем цели урока:

Учиться уважать собственный труд и труд других людей

Знакомство со вступительной статьей по теме урока (слайд 12)



В сказках, пословицах, песнях и других фольклорных произведениях разных народов трудолюбие представляется как одно из главных нравственных качеств человека. В народном сознании сложился образ труженика, который честно выполняет свою работу.

Задание для присутствующих: сложить пословицы о труде разных народов страны. (Выполнение). Проверка слайд 14


Продолжим урок чтением и анализом текста о богатыре
«Микула Селянинович»


Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?

- Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим человеком специалистом, мы должны много знать и много уметь.

Итоги урока:

  • Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?

  • Является ли учеба трудом?

  • Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!