Начать свое выступление хочу со слов педагога, ученого РАН Натальи Федоровны Виноградовой
«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Также существуют и другие, более научные определения понятия "функциональная грамотность" - к примеру, как способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
добывать новые знания;
применять полученные знания на практике;
оценивать свое знание-незнание;
стремиться к саморазвитию.
Содержание функциональной грамотности школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Компоненты функциональной грамотности, формируемые на уроках ОДНКНР:
ИНТЕГРАТИВНЫЕ
Социальная
Коммуникативная
Информационная
Читательская
ПРЕДМЕТНЫЕ
Языковая
Естественнонаучная
Литературная
Читательская грамотность:
потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Проблемы читательской грамотности российских школьников
Противоречие между успехами на международном уровне и имеющимися проблемами в нашей стране:
низкая потребность в самостоятельном чтении
зависимость от уровня культуры семьи
ограниченность круга чтения
замена чтения компьютером, общением в Интернете
Функциональное чтение
- Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи.
Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
Поиск информации
Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь говорим о критическом мышлении. Применение информации для решения своих задач.
Примером урока, на котором формируется функциональное чтение, является урок «В труде – красота человека»
урок «открытия» нового знания.
Во время урока формируются следующие результаты:
Предметные: умение назвать нравственные качества человека труда, привести примеры и дать оценку
Метапредметные:
Познавательные: способность выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы
Регулятивные: способность самостоятельно формулировать цели урока, умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, корректировать свою деятельность
Коммуникативные: умение излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других
Личностные: признание (осознание) ценности созидательного труда.
Начать наш урок я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Ответьте на вопросы:
Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Какая пословица подходит:
- Труд красит человека, а безделье его уродует.
- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
- В труде красота человека.
- Без труда человек заржавеет и заболеет.
-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Мы будем говорить о красоте человека. О людях, занимающихся трудом.
-Сформулируем цели урока:
Учиться уважать собственный труд и труд других людей
Знакомство со вступительной статьей по теме урока (слайд 12)
В сказках, пословицах, песнях и других фольклорных произведениях разных народов трудолюбие представляется как одно из главных нравственных качеств человека. В народном сознании сложился образ труженика, который честно выполняет свою работу.
Задание для присутствующих: сложить пословицы о труде разных народов страны. (Выполнение). Проверка слайд 14
Продолжим урок чтением и анализом текста о богатыре
«Микула Селянинович»
Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?
- Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим человеком специалистом, мы должны много знать и много уметь.
Итоги урока:
Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?
Является ли учеба трудом?
Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?