Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района
Шумилинская средняя общеобразовательная школа
Формирование коммуникативной компетенции
при подготовке к ГИА на предметах
гуманитарного цикла.
Учитель Любимова С.Н.
2020г.
Вопрос о формировании коммуникативной компетенции у учащихся особенно выпускных классов актуален на сегодняшний день, так как:
-И ЕГЭ и ОГЭ требует от учащегося умения извлекать, анализировать, отбирать необходимую информацию из различных источников (текст, иллюстрация, карта и т.д.) по истории и обществознанию
-Написание сжатого изложения в 9 классе и сочинения в 11 классе по русскому языку.
Анализ работ ЕГЭ предыдущего года (по гуманитарным предметам в нашей школе) выявил неумение четко, логично и доказательно сформулировать собственную точку зрения, оценку события, факта, явления по обществознанию и четко и верно раскрыть тему сочинения по русскому языку. Это говорит о том, что у учащихся на недостаточном уровне развиты коммуникативные компетенции, в том числе и письменные.
Анализируя результаты ЕГЭ прошлого года на МО учителей гуманитарного цикла нами была рассмотрена и внедрена работа по формированию коммуникативной компетенции при подготовке к государственной итоговой аттестации. Эту работу мы решили осуществлять в несколько этапов:
1. в 5-8 классах – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий развивающего и контролирующего характера , формирование навыков работы с различными источниками информации).
2. в 9-м классе – целенаправленная подготовка учащихся, сдающих русский язык как обязательный экзамен и историю или обществознание как экзамены по выбору по трем направлениям:
на уроках (поурочное решение тестовых заданий; после каждого изученного раздела – проверочная работа, состоящая из заданий частей ОГЭ с последующим подробным разбором наиболее трудных заданий);
на консультативных занятиях (блочное повторение теории в соответствии с кодификатором тем, содержание которых проверяется на экзамене, и практическое выполнение заданий)
3. В 10-м, 11-м классах – целенаправленная работа по подготовке к ЕГЭ. Это:
На всех этапах задания выполняются с последующим проговариванием вслух.
В процессе развития коммуникативной компетенции, при подготовке к ГИА, используем следующие образовательные технологии:
Технология дифференцированного обучения.
Интерактивные технологии.
Технология проблемного обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
Метод проектов.
Подготовка к ГИА невозможна без систематической самостоятельной работы с дополнительными источниками информации и учебно-методическими пособиями. Поэтому на всех предметах гуманитарного цикла большую роль отводим самостоятельной работе с различными источниками информации- документами, словарями, справочниками. Учащиеся составляют опорные конспекты, схемы, сложный план ответа.
При проведении учебных занятий все учителя нашего МО используют следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую, коллективную, при этом предпочтение отдаём активным формам работы (практикум, дискуссия, семинар).
Основными способами формирования коммуникативных умений на предметах гуманитарного цикла является использование монолога и диалога.
С целью умения правильно вести монолог на МО мы разработали требования к построению монолога, распечатали их в виде памятки, раздали учащимся. Каждый учитель придерживается данных требований к построению логически связного рассказа.
Требования к построению монолога:
- Вступление: важность и значимость темы.
- Основная часть: последовательное раскрытие вопроса.
- Заключение: обобщение сказанного, вывод.
При этом ответ должен быть четким и аргументированным.
Учащиеся учатся анализировать ответ товарища, давать рецензию с помощью памяток. Они разработаны каждым учителем МО. Вашему вниманию представлена памятка для оценки устного ответа на уроках истории.
План – памятка для оценки устного ответа на уроках истории.
Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.
Правильно ли воспроизведены в ответе факты,даты, названия событий, объектов, имен, фамилий.
Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.
Есть ли вывод в конце выступления.
Попробуй оценить ответ:
- оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
- оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.
- оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
- оценка «2» - главное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Как учитель истории и обществознания на уроках использую следующие приемы:
- монологический рассказ у доски
- монолог в паре;
- рассказ по цепочке;
-рассказ по ключевым словам;
- взаимоопрос
В процессе объяснения нового материала даю ученикам задания:
- составить опорный конспект, схему, план, тезисы;
- придумать вопросы (разноуровневые или наибольшее количество);
- выписать новые понятия;
- заполнить таблицу;
- продолжить… или дополнить…;
- выявить проблемы, которые возникли в связи с изучением данной темы;
- обобщить (сделать вывод).
Примеры: по ходу изучения нового материала по теме «Нашествие монголо-татар на Русь» ученики 6 класса заполняют таблицу «Нашествие Батыя на Русь»
По теме «Индустриализация» 9-классники составляли схему
« Индустриализация в СССР»
Индустриализация
Цели Особенности
Итоги
Последствия
По теме «Свобода и необходимость в деятельности человека» (обществознание 10 класс) учащиеся работали с блоком-модулем, который подразумевает изучение темы по пунктам параграфа с заданиями к каждому пункту.
Учащиеся 6 класса готовят рассказ по теме «Куликовская битва» используя ключевые слова: Д.Донской, С.Радонежский, Дон, Куликово поле, Пересвет, «кровавая сеча», Мамай, засадный полк, бегство татар.
При повторении темы «Гражданская война» в 11 классе дается индивидуальное задание каждому ученику: 1-й ученик рассказывает о причинах , особенностях и начале войны, 2-й ученик задает ему уточняющие вопросы и продолжает рассказ о 2-м и 3-ем периодах войны.3-й ученик, после диалога со 2-ым, рассказывает об итогах и последствиям войны.
На уроках практикую
- 5-минутное эссе: ученику дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку…Важно нацелить, что нужно успеть изложить за 5 минут.
На мой взгляд, подобные задания дают возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика и способствуют формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся.