СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районном методическом объединении руководителей школьных методических объединений по теме: " Формирование коммуникативной компетенции при подготовке к ГИА на предметах гуманитарного цикла"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о формировании коммуникативной компетенции у учащихся особенно выпускных классов актуален на сегодняшний день, так как: и  ЕГЭ и ОГЭ требует от учащегося умения извлекать, анализировать, отбирать необходимую информацию из различных источников.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на районном методическом объединении руководителей школьных методических объединений по теме: " Формирование коммуникативной компетенции при подготовке к ГИА на предметах гуманитарного цикла"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнедонского района

Шумилинская средняя общеобразовательная школа













Формирование коммуникативной компетенции

при подготовке к ГИА на предметах

гуманитарного цикла.








Учитель Любимова С.Н.








2020г.


Вопрос о формировании коммуникативной компетенции у учащихся особенно выпускных классов актуален на сегодняшний день, так как:


-И ЕГЭ и ОГЭ требует от учащегося умения извлекать, анализировать, отбирать необходимую информацию из различных источников (текст, иллюстрация, карта и т.д.) по истории и обществознанию

-Написание сжатого изложения в 9 классе и сочинения в 11 классе по русскому языку.


Анализ работ ЕГЭ предыдущего года (по гуманитарным предметам в нашей школе) выявил неумение четко, логично и доказательно сформулировать собственную точку зрения, оценку события, факта, явления по обществознанию и четко и верно раскрыть тему сочинения по русскому языку. Это говорит о том, что у учащихся на недостаточном уровне развиты коммуникативные компетенции, в том числе и письменные.

Анализируя результаты ЕГЭ прошлого года на МО учителей гуманитарного цикла нами была рассмотрена и внедрена работа по формированию коммуникативной компетенции при подготовке к государственной итоговой аттестации. Эту работу мы решили осуществлять в несколько этапов:


1. в 5-8 классах – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий развивающего и контролирующего характера , формирование навыков работы с различными источниками информации).

2. в 9-м классе – целенаправленная подготовка учащихся, сдающих русский язык как обязательный экзамен и историю или обществознание как экзамены по выбору по трем направлениям:

  • на уроках (поурочное решение тестовых заданий; после каждого изученного раздела – проверочная работа, состоящая из заданий частей ОГЭ с последующим подробным разбором наиболее трудных заданий);

  • на консультативных занятиях (блочное повторение теории в соответствии с кодификатором тем, содержание которых проверяется на экзамене, и практическое выполнение заданий)

3. В 10-м, 11-м классах – целенаправленная работа по подготовке к ЕГЭ. Это:

  • система лекционных и семинарских занятий по каждому разделу всех предметов гуманитарного цикла;

  • использование комплекса тестовых заданий различного уровня сложности;

  • организация проектной деятельности учащихся;

  • ориентирование учащихся на работу с дополнительными источниками информации;

На всех этапах задания выполняются с последующим проговариванием вслух.

В процессе развития коммуникативной компетенции, при подготовке к ГИА, используем следующие образовательные технологии:

  • Технология дифференцированного обучения.

  •  Интерактивные технологии.

  •  Технология проблемного обучения.

  •  Информационно-коммуникационные технологии.

  •  Метод проектов.

Подготовка к ГИА невозможна без систематической самостоятельной работы с дополнительными источниками информации и учебно-методическими пособиями. Поэтому на всех предметах гуманитарного цикла большую роль отводим самостоятельной работе с различными источниками информации- документами, словарями, справочниками. Учащиеся составляют опорные конспекты, схемы, сложный план ответа.


При проведении учебных занятий все учителя нашего МО используют следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую, коллективную, при этом предпочтение отдаём активным формам работы (практикум, дискуссия, семинар).

Основными способами формирования коммуникативных умений на предметах гуманитарного цикла является использование монолога и диалога.

С целью умения правильно вести монолог на МО мы разработали требования к построению монолога, распечатали их в виде памятки, раздали учащимся. Каждый учитель придерживается данных требований к построению логически связного рассказа.

        Требования к построению монолога:

- Вступление: важность и значимость темы.

 - Основная часть: последовательное  раскрытие вопроса.

 - Заключение: обобщение       сказанного, вывод.

При этом ответ должен быть четким и аргументированным.


Учащиеся учатся анализировать ответ товарища, давать рецензию с помощью памяток. Они разработаны каждым учителем МО. Вашему вниманию представлена памятка для оценки устного ответа на уроках истории.


        План – памятка для оценки устного ответа на уроках истории.


  1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

  2. Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.

  3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты,даты, названия событий, объектов, имен, фамилий.

  4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.

  5. Есть ли вывод в конце выступления.

  6. Попробуй оценить ответ:

    - оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

    - оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.

    - оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

   - оценка «2» - главное содержание материала по вопросу не раскрыто.

       

Как учитель истории и обществознания на уроках использую следующие приемы:

- монологический рассказ у доски

- монолог в паре;

- рассказ по цепочке;

-рассказ по ключевым словам;

- взаимоопрос

В процессе объяснения нового материала даю ученикам задания:

- составить опорный конспект, схему, план, тезисы;

- придумать вопросы (разноуровневые или наибольшее количество);

- выписать новые понятия;

- заполнить таблицу;

- продолжить… или дополнить…;

- выявить проблемы, которые возникли в связи с изучением данной темы;

- обобщить (сделать вывод).

Примеры: по ходу изучения нового материала по теме «Нашествие монголо-татар на Русь» ученики 6 класса заполняют таблицу «Нашествие Батыя на Русь»

        Даты

      Походы

    Итоги



По теме «Индустриализация» 9-классники составляли схему

« Индустриализация в СССР»



                           Индустриализация  


Цели Особенности




Итоги



Последствия


По теме «Свобода и необходимость в деятельности человека» (обществознание 10 класс) учащиеся работали с блоком-модулем, который подразумевает изучение темы по пунктам параграфа с заданиями к каждому пункту.

Учащиеся 6 класса готовят рассказ по теме «Куликовская битва» используя ключевые слова: Д.Донской, С.Радонежский, Дон, Куликово поле, Пересвет, «кровавая сеча», Мамай, засадный полк, бегство татар.    


При повторении темы «Гражданская война» в 11 классе дается индивидуальное задание каждому ученику: 1-й ученик рассказывает о причинах , особенностях и начале войны, 2-й ученик задает ему уточняющие вопросы и продолжает рассказ о 2-м и 3-ем периодах войны.3-й ученик, после диалога со 2-ым, рассказывает об итогах и последствиям войны.


На уроках практикую

- 5-минутное эссе: ученику дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку…Важно нацелить, что нужно успеть изложить за 5 минут.


На мой взгляд, подобные задания дают возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика и способствуют формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!