СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на практико ориентированном семинаре

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление  на тему: "Школьная служба примирения как новая форма работы в направление профилактики правонарушений в среде  несовершеннолетних" 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на практико ориентированном семинаре»

Школьная служба примирения как новая форма работы в направлении профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних

Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

Целями создания школьной службы примирения являются:

  • распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);

  • помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;

  • организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

Задачами службы примирения являются:

  • проведение программ восстановительного разрешения конфликтов для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;

  • обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознанию ответственности;

  • организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.

Принципы деятельности службы примирения:

1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения.

3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Деятельность ШСП основана на концепции восстановительного правосудия, которое разрабатывается и реализуется в форме различных практик во многих странах мира. Восстановительное правосудие – это новый подход к тому, как обществу необходимо реагировать на преступление, и практика, построенная в соответствии с этим подходом. Идея восстановительного правосудия состоит в том, что всякое преступление должно повлечь обязательства правонарушителя по заглаживанию вреда, нанесенного жертве (потерпевшему). Государство и социальное окружение жертвы и правонарушителя должны создавать для этого необходимые условия.

Восстановительный подход противостоит подходу, ориентированному на наказание, и может применяться в различных конфликтных случаях, кроме криминальных ситуаций в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в системе социальной защиты, в судебной системе, в деятельности КДН, в семейно-бытовой сфере для преодоления негативных последствий конфликтов.

Восстановительный подход предполагает вовлечение и активное участие потерпевшего и обидчика, а также затронутых правонарушением людей, в работу по решению возникших в результате правонарушения проблем с помощью беспристрастной третьей стороны – медиатора.

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации (от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям).

Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.

Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), т.е. такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтов или криминальной ситуации. Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.

Школьная служба медиации МБОУ "Перенская средняя школа" "Миротворец" создана 01.09.2016 года. Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации. На сегодняшний день она состоит из трех взрослых (педагог-психолог, социальный педагог, ЗД по ВР) и 7 школьников волонтеров-медиаторов (учащихся с 8 по 11 классы). Членом службы примирения в нашей школе может стать любой учащийся 7-11 классов школы или взрослый, кому интересна деятельность организации, кто считает деятельность такой службы полезной. На школьных заседаниях службы сами ребята выбрали, название службы. «Миротворец». и ее эмблему.

Руководитель службы школьный педагог-психолог Иванова Н.Д. прошла обучение на базе СОИРО по темам «Бесконфликтная образовательная среда: медиация в пространстве образовательной организации» в июне 2016 года  и «Создание бесконфликтной образовательной среды: медиация в пространстве образовательной организации» в феврале 2017 года, «Деятельность педагога-психолога в работе школьной службы медиации» в сентябре 2017 и в марте 2018 года.

Проведена просветительская работа среди педагогов на педсовете, МО классных руководителей. Среди родителей - на общешкольном родительском собрании.

 На классных часах учащиеся были проинформированы о создании ШСП.

Были распространены информационные буклеты «Школьная служба примирения» среди участников образовательного процесса.

За прошедший учебный год медиаторами Школьной службы примирения была оказана помощь семьям, педагогам и школьникам в урегулировании конфликтов, т.е. были организованы и проведены примирительные встречи с участниками образовательного процесса. За текущий период проведено 10 примирительных встреч: (ученик - ученик) - 9 случаев, 1 примирительная встреча (ученик-учитель). Можно констатировать рост числа обращений в службу примирения школы: в 2016-2017 учебном году - 3 обращения, в 2017-2018 учебном году - 5 обращений с сентября по май включительно. В текущем учебном году пока 2 случая. С участниками медиации были подписаны договора примирения.

Доказательством эффективности применения восстановительной медиации в школе является отсутствие рецидивов в рассмотренных Школьной службой примирения конфликтных ситуаций в диаде «ученик - ученик».

Организована работа "Почты Доверия" куда учащиеся могут помещать записки с информацией о происходящих в школе конфликтах с целью их разрешения мирным путем.

Плановые заседания школьной службы примирения проходят 1 раз в месяц. В ходе этих встреч проводятся тренинговые упражнения на взаимодействие, сплочение, общение, умение работать в группе. Медиаторы-школьники обучаются навыкам работы по проведению примирительных встреч. В 2017-2018 учебном году проведены занятия со школьниками волонтерами по темам: «Наши занятия: что и как?», «Медиация конфликтов: как это делается?», «Как правильно слушать собеседника?», «Как организовать подготовительный этап медиации?», «Как провести основной этап медиации?», «Как закончить медиацию?», «Возникли проблемы: что делать?», «Зачем люди становятся медиаторами?».

Выход на классные часы волонтеров-медиаторов осуществляется 1 раз в полугодие.

Членами школьной службы медиации были разработаны индикаторы оценки деятельности службы. Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются:

  • снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучения детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»;

  • снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;

  • сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

  • формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;

  • повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.

Школьная медиация призвана помогать всем участникам образовательного процесса в создании условий для снижения конфликтности, проявлений агрессии, физического и психологического насилия. Другими словами это «школа социального взаимодействия» или «школа коммуникации». Это возможность избежать конфликта поколений, защитить всех, кто участвует в образовательной деятельности. Школьная медиация способствует воспитанию личности каждого - и ребенка, и взрослого. Данное направление способствует обучению бережного отношения друг к другу в детско-взрослых отношениях, возможности разрешить конфликт, сохраняя партнерские отношения, далее профилактике агрессивных проявлений и насилия среди детей, подростковой преступности, чтобы умело и компетентно разрешать, а еще лучше предотвращать конфликты. Работа по данному направлению является новой для школы, но за прошедший срок работы начал складываться опыт и понимание для чего служба школьной медиации нужна. Учащиеся также заинтересовываются возможностью разрешения конфликтов с помощью медиации.

Таким образом, продвижение восстановительной медиации в системе образования способствует расширению возможностей использования восстановительного способа реагирования на конфликтные ситуации и тем самым содействует укреплению позитивных социальных связей в обществе, в частности является эффективным способом профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!