СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсоветет

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал подойдет для выступления на педсовете учителю литературы и русского языка

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсоветет»

Формирование читательской грамотности

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. (слайд 1) Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований ФГОС. Что такое читательская грамотность? (слайд 2)

Нет необходимости говорить о том, что, не научившись хорошо читать, ребенок не сможет быстро и качественно выполнить задание по любому предмету школьной программы, его грамотность будет оставлять желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому важно не дать ребенку потерять интерес к книге в средней и старшей школе.

Что же значит «уметь читать»? (слайд 3 )

В практике международного мониторинга читательской грамотности принято различать три основных читательских умения:

  1. Найти и извлечь (сообщение или информацию).

  2. Интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски: связывать и толковать.

  3. Осмыслить и оценить (сообщение).

Не так давно была проверена читательская грамотность обучающихся 8-9 классов нашей гимназии. Краткая информация о форме работы, общая характеристика и система ее оценивания представлены на слайде 4. Рассмотрим примеры заданий диагностической работы обучающихся 9 класса гимназии.

УМЕНИЕ ПЕРВОЕ- НАЙТИ И ИЗВЛЕЧЬ (информацию из текста)

В обыденной жизни читатели регулярно извлекают информацию из текстов. Чтобы это сделать, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка. Перед вами пример такого задания (слайд 5)

УМЕНИЕ ВТОРОЕ- ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ (сообщения текста)

Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Вот пример задания (слайд 6). И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста.

УМЕНИЕ ТРЕТЬЕ - ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ (сообщение текста)

Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, например, – согласиться или не согласиться с утверждением текста. Пример задания на слайдах (слайды 7, 8 ). Таким образом, для того, чтобы обучающиеся смогли выполнить данные задания, нужно приложить усилия всем учителям-предметникам и вести систематическую работу по формированию читательской грамотности.

Как же сформировать читательскую грамотность обучающихся? Некоторые приемы представлены на слайдах 9, 10.

В заключении хочется отметить: проблема формирования у обучающихся потребности в систематическом чтении и читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной, ведь именно «читательский багаж» обучающегося является базой для написания качественного текста итогового сочинения в 11 классе и читательский навык играет весомую роль в успешной сдаче Итогового собеседования в 9 классе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!