СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете "Реализация темы по самообразованию учителя биологии Приходченко Н.А."

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете  "Реализация темы по самообразованию  учителя биологии  Приходченко Н.А." Тема самообразования "Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках биологии"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете "Реализация темы по самообразованию учителя биологии Приходченко Н.А."»

Реализация темы по самообразованию учителя биологии Приходченко Н.А.


Тема по самообразованию – «Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках биологии».

Цель: Создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.


Задачи:

  1. Создать условия для формирования ключевых компетенций через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

  2. Создать банк заданий для формирования ключевых компетенций учащихся.

  3. Разработать конспекты уроков, технологические карты уроков биологии в рамках реализации технологии деятельностного метода.

Над проблемой организации самостоятельной работы на уроках биологии я занимаюсь на протяжении 5 лет.

Естественно, что формировать умения самостоятельной работы нужно в начальной школе, а в среднем и старшем звене их только корректировать, выводить на более высокий уровень. Мы должны научить выпускников «учиться», чтобы им было легко в любой жизненной ситуации. Я считаю, что современная школа должна быть нацелена на создание условий для развития универсальных способностей каждого ребенка.

Это, во-первых, способность к концептуальному мышлению, то есть к целостному видению мира.

Во-вторых, способность жить в коллективе.

И, в-третьих – это способность человека воплощать свое целостное представление о мире и об общем благе в осмысленной для себя творческой деятельности, не зависимо от рода занятий. А осмысленная деятельность рождается именно в ходе самостоятельной работы.

В процессе обучения биологии раскрывается благодатная почва для организации самостоятельной работы учащихся. Дети с огромным интересом погружаются в любые учебные работы исследовательского и познавательного характера. Все зависит от того, как сформулировать задание детям и вопрос, обращенный к ним. Ребята встают на путь самостоятельного мышления, исследования и пусть маленьких, простых, детских проблем, безусловно, не обогащающих теоретическую науку, но их ум направлен на поиск, раздумья, открытия. Это приучает детей думать, что-то самостоятельно выискивать, находить самому какие-то решения. Такой творческий подход необходим каждому человеку, кем бы он ни стал в будущем: и физику, и врачу, и учителю, и слесарю, и полеводу, и закройщику. А значит, мы должны научить ребенка:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

  • самостоятельно приобретать знания;

  • критически мыслить;

  • генерировать новые идеи;

  • грамотно работать с информацией;

  • быть коммуникабельным и коммуникативным.

Самостоятельная работа и ее особенности.

Самостоятельная работа просто необходима на любом уроке, т.к. она активизирует учащихся своей организацией и содержанием знаний.

Преимущество самостоятельной работы по сравнению с фронтальной в том, что она способствует вовлечению в работу исключительно всех учеников.

В ходе самостоятельной же работы каждый ученик получает конкретное задание, которое предпо­лагает и выполнение определенной письменной работы. В этом случае можно проверить степень участия ученика в выполнении этого задания. Самостоятельная работа позволяет работать в индивидуальном темпе и стиле. Для фронтальной работы характе­рен одинаковый темп, при котором трудно активизировать всех учеников. Для одних предложенный темп слишком быстрый, для других, наоборот, чересчур медленный. В условиях самостоятельной работы ученик может заниматься в индивидуальном стиле. Он может вникнуть в то, что ему неясно, выполнить задание соответ­ственно своему уровню и т. д.

Самостоятельная работа активи­зирует учащихся в том смысле, что все ученики, даже более пас­сивные и ленивые, должны выполнить задание сами, не дожидаясь, пока кто-то другой его выполнит, как это нередко происходит при фронтальной работе. Перечисленные факторы (индивидуаль­ные темп и стиль) способствуют переходу к индивидуализации учебной работы.

Основная задача учителя – самому научиться навыкам, приёмам организации самостоятельной работы учащихся и приучить детей самостоятельно работать, привить любовь к учебному труду. Иногда, кажется, что сделано все: и вопросы задаются, и опыты проводятся, и задачи решаются, и учебники на уроках используются – дети работают, самостоятельно что-то делают. Но, по существу, если вникнуть основательно – всё это чисто внешне, все эти действия носят поверхностный характер: дети выполняют все строго по образцу, по трафарету, за результаты своей работы не отвечают, могут работать пассивно, в полсилы, не очень стараясь. Только самостоятельная работа дает возможность отойти от шаблона, ощутить каждому ребенку свою значимость. Самостоятельная работа – неоднозначное понятие, она может принимать разные формы, способы и приёмы, поэтому детям никогда не будет скучно на уроке.

Таким образом, проработав целый ряд научной литературы, посвященной этой теме, я определила для себя, что входит в понятие самостоятельная работа — это такой способ учебной деятельности, где

  1. учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения;

  2. работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством;

  3. выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.

Критерием проведения самостоятельной работы служит самостоятельное мышление учащегося, независимо от формы работы. Качество выполнения работы, а значит и личный успех каждого ребенка зависит от многих факторов. Учитель обязан прогнозировать результат работы во избежание отрицательных моментов и эмоций, а значит, мы должны создать условия для хорошего результата:

  • продумать самостоятельную работу на всех этапах урока;

  • создать инструкции или рекомендации по выполнению заданий;

  • чередовать индивидуальную, парную и групповую работы;

  • диагностировать успешность учащихся;

  • обеспечить материально- техническую базу учебного процесса;

  • соблюдать благоприятный психологический микроклимат.

Согласно педагогической теории самостоятельную работу можно классифицировать следующим образом:

1. С точки зрения организационных основ выделяют:

      1. самостоятельную работу в школe;

      2. самостоятельную работу, выполняемую за пределами школы, в том числе и дома.

Самостоятельная работа в школе может про­водиться в рамках урока, зачета, семинара, практического заня­тия и т. д.

Самостоятельная работа дома требует более тщательной подготовки со стороны учителя, т.к. в классе проще проконтролировать и скорректировать работу учащихся, поэтому приходится давать очень четкие инструкции и прогнозировать возможные вопросы. Но, иногда, даже самые подробные рекомендации не спасают, потому что у детей часто возникают вопросы, которые не могут прийти в голову взрослому человеку.

  1. На основе количества учащихся, вовлеченных в самостоятельную работу можно выде­лить еще два вида:

      1. индивидуальную

      2. групповую.

И первый, и второй вид пользуются успехом у детей, но мне более приемлема индивидуальная работа или работа в парах, требующая большой ответственности каждого ребенка и ощущения собственной значимости. Дети - большие эгоисты в том плане, что они требуют к себе очень много внимания и не признают превосходства других. В группах очень сложно работать, т.к. у учащихся обостренное чувство собственного достоинства и каждую неудачу они воспринимают очень остро. Когда лидер группы выступает, то от него ждут успеха, но, если он ошибается, то пощады не будет. Негативные эмоции могут сделать ребенка замкнутым, поэтому учитель должен предусмотреть возможную реакцию и не допускать отрицательных моментов. На уроке должно царить сотрудничество. Если атмосфера в классе позволяет, то групповая работа тоже очень интересна и полезна, т.к. в процессе дети учатся распределять роли, общаться, отстаивать свою точку зрения, идти на компромисс и слушать друг друга.

В педагогической литературе дается множество методов, которые можно использовать на уроке, но для меня, как для учителя биологии оказались наиболее приемлемы следующие:

  • логический метод – решение творческих задач путем поиска аналогий (природная аналогия – как устроены и осуществляют процессы жизнедеятельности живые системы; символистическая аналогия – изображение поисковой задачи в виде символа или схемы; и т.д.);

  • метод моделирования – изучение процессов и явлений с помощью схем, кратких словесных характеристик, описаний, символов.

  • метод причинно-следственного анализа – метод позволяет объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления или изменения (Например: «В чем секрет механизма вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц легкие следуют за движением грудной клетки?»

  • метод эвристических вопросов (в рамках эвристического метода) – еще Цицерон предлагал все излагать через словесную формулу «кто?-что?-где?-чем?-зачем?-как?-когда?». Например тема «Фотосинтез».

В течение 5 лет я ищу интересные приемы самостоятельной работы. Вот некоторые из них

Приёмы самостоятельной работы.

  1. Читая лекцию, что-то объясняя, в нужный момент задаётся вопрос к классу: объяснение какого-либо вопроса, учитель обращается к классу: «откройте учебник, на странице 43, почитайте про себя абзац 3 и объясните прочитанное.

Учащиеся применяют знания на практике, дают собственные толкования, думают над решением генетической задачи.

2. При объяснении нового материала можно задать вопросы и поставить видеофрагмент, включить видеофильм. Дети смотрят на экран, ищут ответы на поставленные вопросы, т. е. они включены в познавательную деятельность.

  1. После объяснения темы «Биосинтез белка», учитель демонстрирует модель аппликацию по данной теме и просит разъяснить, воспроизвести последовательность процесса синтеза белка. Школьники не только закрепляют, но и рассуждают, практически участвуют в познавательном процессе. Приобретают новые знания, навыки.

  2. Дети даже в старших классах обожают творческие задания практического характера. Например, в десятом классе, при изучении структуры белка, домашним заданием стал вопрос воссоздания моделей первичной, вторичной, третичной и четвертичной структуры. Ребята принесли свои работы из разных материалов, и каждый демонстрировал их с гордостью. Кроме того, создавая модели, дети, сами того не подозревая, четко запомнили связи в белковых молекулах.

  3. Можно перед объяснением дать каркас схемы, а затем попросить детей прочитать текст и заполнить пробелы в схеме. Это позволяет ребенку увидеть причинно- следственные связи некоторых процессов, развивает логику.

6.Иногда перед объяснением новой темы, я прошу детей найти интересные факты, сведения по теме и в начале урока мы ставим проблемный вопрос, проводим мозговой штурм, а затем дополняем сведения из домашнего задания. Мы назвали такой прием- рубрика «А вы знаете, что…» Особенность этого приема заключается в том, что ребенок должен найти материал, проработать его, выбрать один самый интересный факт (хотя чаще несколько фактов) и кратко его сформулировать. Таким образом, мы решаем проблему, когда каждый ребенок может высказаться.

7.Еще один вид работы, который дети воспринимают очень хорошо - это задание «дополни предложение…» Здесь могут проявить себя и дети с низкими учебными возможностями, это задание дает им ощущение уверенности в собственных силах.

8. Специфика предмета позволяет включать и такие задания, как заполни таблицу, составь план параграфа (сложный или простой), реши задачу на логику, на нахождение причинно- следственных связей, составь кроссворд по определенной теме. В 7 классе мы выполняли творческую работу по бактериям: я предложила изобразить разные виды бактерий в том виде, как они их представляют и дать характеристику им такую, чтобы было понятно, почему они изобразили их в таком виде.

Данные приёмы ведут к лучшему усвоению нового материала, т. к. каждый учащийся вовлечён в работу.

Самостоятельная работа учащихся может проходить как составная часть урока. Можно объяснить, показать, рассказать, а затем где-то 10-15, а порой 20 минут уделить самостоятельной работе с последующим комментарием и подведением итога.

Такой вид самостоятельной работы самый эффективный. Развивается память, способность воспроизводить, даже мыслить, но по определённым стандартам.

Более сложные работы связаны с поиском, решением усложнённых задач.

Можно использовать игровые моменты.

Например: мысленно перенестись в условия крайнего севера, почувствовать холод, а затем сравнить себя с животными и объяснить их приспособления к данным условиям жизни.

Более фундаментальным видом самостоятельных занятий является специальные уроки, или часть уроков, полностью посвященных самостоятельному труду учеников.

Уроки могут быть разными:

  • закрепление знаний;

  • лабораторные работы;

  • практические работы;

  • работа с рабочими тетрадями;

  • семинарские занятия и т. д.

Такие уроки, полностью посвящены самостоятельной работе, проводятся, как правило, редко и требуют тщательной подготовке.

В процессе работы по своей теме я нашла в одном из источников примерный алгоритм подготовки урока с самостоятельной работой, которым я пользуюсь:

  1. Выбрать и сформулировать тему.

  2. Установить цели самостоятельной работы (что-то узнать, чему-то научиться, найти решение и т.д.)

  3. Продумать последовательность действий, операций.

  4. Подготовить дидактический материал (гербарии, тубусы, модели, рисунки, таблицы).

  5. Учеников предварительно учат, как работать самостоятельно.

  6. Продумать способы оформления результатов работы, итоговый и промежуточный контроль, роль учителя в ходе самостоятельной работы, своевременная помощь тем, кто нуждается в этом.

  7. Если необходимо провести инструктаж по БЖ.

  8. Перед началом урока дети получают необходимое объяснение хода урока (т.е. поставить перед ними цели и задачи, которые они должны разрешить - они должны точно знать, что от них требуют, что с них спросят при контроле знаний).

При организации самостоятельной работы на уроке возникает вопрос о ее связи с домашней работой. Здесь очень эффективны задания творческого характера, когда нужно что-то смоделировать, нарисовать, решить проблему и доказать правильность своих выводов, а иногда просто найти определение или раскрыть смысл понятия, построить логическую цепочку или найти причинно-следственные связи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!