СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете активные формы на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете активные формы на уроках химии»

Образование- важнейший фактор духовности, культуры народа, воспроизведение интеллектуальных и творческих  сил общества , залог успеха государства. В процессе жизни   постоянно  изменяются подходы  к обучению и воспитанию. Главной целью сегодня является всестороннее развитие человеческой личности как равноправной ценности.

В настоящее время обсуждаются основные  направления развития образования. Формируется новая система образования. Результативность образовательного процесса определяют педагогические технологии. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые содействуют развитию творческих способностей обучающихся.

Преподаватель должен творчески подойти к выбору педагогических технологий, собственной стратегии, системы взаимодействия тактик обучения и стиля работы с обучающимся.  В связи с этим изменяются и механизмы доставки знаний от преподавателя к обучающемуся , свободный доступ к информационным ресурсам, самообразование и эксперимент. Открывается простор для использования средств влияния на сознание и деятельность формируемой личности. Важную роль в этом играет химия как естественная дисциплина.

Предмет «химия» включает в себя знания о химических явлениях,  современные химические технологии, проблемы окружающей среды и здоровья человека. Химия-наука экспериментальная. Обучающиеся знакомятся с веществами и их свойствами, решают экспериментальные и расчетные задачи. Изучение предмета позволяет ориентировать детей на самореализацию личности, где обучающийся сможет выразить свою жизненную позицию и ценностные ориентиры. Но этому должны способствовать разнообразные методы и формы учебных занятий. Важно создавать на уроке ситуацию успеха, проводить дискуссии, полемику, решать проблему или выход из ситуации. Если при подаче знаний умело создать условия, то материал из скучного может стать даже событием. В процессе обучения главное не сообщать сразу всю информацию, а помогать ее осмысливать и дать возможность обучающимся самим принять участие в предсказании этой информации. На таких уроках всегда атмосфера сотрудничества и желание познавать многое. Желание познать побуждает обучающегося к использованию дополнительной литературы, справочников и использования интернета.

В образовательных технологиях  заложен огромный потенциал  для повышения профессионального мастерства  и  достижения   целей,   которые  общество  ставит  перед  системой образования.

Технология  (от греческого слова   techne – искусство,  мастерство  и  логия   – наука) – совокупность приемов и способов  получения, обработки   материалов.

Образовательные технологии – это набор  операций  по конструированию,  формированию  и  контролю   знаний,  умений,  навыков  и  отношений  в  соответствии с поставленными целями.

В основе преподавания предмета химии применяю систему сочетания инновационных технологий. Среди них: технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, технологии интегративного обучения, технология критического мышления,технология игрового обучения,тенология метода проектов. .Все эти технологии позволяют ускорять процесс активизации познавательной деятельности обучающихся.Наряду с этими технологиями также на уроках и во внеклассной работе  использую ИКТ.

Интегративное обучение

При преподавании предмета  на уроках осуществляю интегративную связь.

Предлагая творческое задание интегративного характера, осуществляю связь с различными областями знания и человеческой деятельности: биологией, географией ,физикой.С биологией связаны темы: «Азот,фосфор и их соединения», «Сера и ее соединения» .    С географией связаны темы :«Полезные ископаемые  элементов», «Природные источники и месторождения углеводородов и их переработка». С физикой связаны темы :«Алканы,циклоалканы,алкены,алкины».

Считаю, что каждый  обучающийся  должен иметь возможность повысить свой творческий потенциал, проявить себя в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Поэтому предлагаю самые разнообразные темы и формы для творческой работы. Это могут быть такие задания (индивидуальные и групповые), как, например, подготовить доклад, реферат,постер.Ученики работают индивидуально или создают творческие группы по 4-5 человек. В таких группах работа распределяется между обучающимися.. Например, один участник такой творческой группы берет на себя реферативную часть работы, а другой выполняет компьютерную презентацию по этой теме.

Проблемное обучение

Одним из распространенных методов активизации деятельности обучающихся  является постановка проблемы во время  лекции. Это можно сделать с помощью вопросов, системы вопросов, таблиц, диаграмм,  рисунков, фотографий,различных схем. Работа над решением проблемы иногда бывает более ценной,  чем само решение и происходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. обучающийся испытывает интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы. Педагог ставит проблему и сам  решает ее, излагая лекционный материал, при этом обучающие внешне кажутся пассивными, но внутри каждого могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия, запоминания. Проблемное обучение пронизывает весь курс химии.  Каждый урок может стать  проблемным.  Учитель ставит проблему и подводит обучающихся к её решению.Так, например, при изучении  строения органических веществ,  предлагаю обучающимся   самостоятельно  решить проблему – как  влияет присутствие одинарных, кратных связей, функциональных групп на химические свойства  органических веществ? Обучающимся предлагается  спрогнозировать химические свойства этих органических веществ и по возможности записать уравнения реакций. Постановка вопроса не всегда приводит к проблемной ситуации, Проблемные ситуации не возникают,  если они не интересны для обучающихся, или обучающийся имеет низкий  уровень знаний, или наоборот, он быстро находит решение и ему не интересен дальнейший ход рассуждений.

Технология  разноуровневого обучения.

Цели обучения: – активизация  мышления  обучающихся с разным уровнем подготовки. Качество усвоения предмета можно обеспечить технологией уровневой дифференциации.  Уровень низкой подготовки обучающихся необходимо приблизить к  уровню общеобразовательной подготовки. Уровень общеобразовательной подготовки постепенно поднимается до уровня повышенной подготовки, или углубленного изучения предмета. Изучение каждого предмета в колледже – не цель, а средство развития обучающегося. Пример  проверочной работы по теме: «Химические реакции»

Вариант 1.

Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:

1.     Zn + O2 → ZnO;    3) Fe + Cl2  → FeCl3

2.     Ag + S → Ag2S;    4) Na + Cl2 → NaCl

Вариант 2.

Напишите уравнения, поставьте пропущенные коэффициенты:

1.     Mg + ? → MgO;    3) ? + Cl2 → AlCl3

2.     ? +  ?→ Al2S3 ;       4) ? + O2 → Na2O

Вариант 3.

Напишите названия веществ и уравнения реакций, с помощью которых их можно получить:

1.     FeCl2 ;        2) ZnCl2 ;        3) P2O5 ;         4) Al2S3

Технология игрового обучения.

Технология игрового обучения  способствует повышению интереса обучающихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Желание каждого педагога – привить интерес и любовь к предмету.  Поток информации, химических терминов,  определений, формул создает перегрузку  обучающихся. Снять усталость, эмоционально  настроить обучающихся на дальнейшее восприятие учебного материала помогают ролевые игры.  Внимание обучающихся  направляется в первую очередь на игровое действие, а уже в процессе игры оно незаметно выполняет обучающую задачу. Ролевые игры можно проводить на уроках повторения, обобщения и контроля знаний.

Технология метода проектов

Среди инновационных педагогических средств и методов профильного обучения, особое место занимают технологии метода проектов. В своей практике использую   информационные проекты, в реализации которых обучающиеся  изучают способы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), методы ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации:  «Спирты: за или против», «Курить – здоровью вредить!».Метод проектов ориентирован на достижение целей учащихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности.

Для  оценки  деятельности  обучающихся  использую  различные  формы  и  методы контроля:  индивидуальный опрос,  фронтальная  контролирующая  беседа, семинары,  зачеты,  терминологические  и цифровые  диктанты,  тестирование, контрольные  работы,  защита  проектов.

Устный контроль знаний в моей работе — основной способ учета результатов обучения. При устном контроле знаний я имею возможность проверить весь изучаемый материал по теме. Его преимущество состоит в том, что можно контролировать знания обучающихся с углублением и закреплением раннее пройденного.Устный контроль наиболее прост и понятен учащимся. Для контроля умений применять полученные знания предлагаю учащимся написать формулу, уравнение реакции, решить задачу, задаю дополнительные вопросы, контролирующие знания .Устный контроль знаний применяю в зависимости от урока: в начале урока, перед изучением нового материала, с целью контроля и одновременного повторения и закрепления ранее пройденного; при изучении нового материала с целью выяснения связи нового с ранее изученным; в конце урока с целью закрепления материала, а также повторения ранее пройденного; после изучения темы или раздела на уроках посвященных контролю, с целью закрепления, повторения, систематизации и обобщения.

Индивидуальный устный опрос позволяет проанализировать знания какого-то конкретного учащегося. Проводить подобный опрос можно:

а) у доски: с заранее написанным заданием; проверка домашнего задания; составление планов сравнения. При работе учащегося у доски можно использовать различные схемы, таблицы, рисунки. Кроме того, можно также применить опрос  при помощи воспроизведения плана – конспекта урока (опорной схемы;

б) с места: при ответе на поставленные вопросы, при работе с литературой. Например: ответить на вопросы после параграфа; объяснить какую-нибудь схему из учебника; используя материал учебника или другой книги, провести опрос: какая из прочитанных книг о жизни и деятельности ученого, об истории открытия вещества, о его применении особенно понравилась вам? Чем именно? Почему?

Таким образом,  применение   инновационных технологий    повышает компетентность  обучающихся, развивает   творческую мыслительную деятельность, активизирует   способности, повышает  эффективность  обучения  предмету.

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!