СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовет "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовет "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовет "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"»

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания «Скажи мне, и я забуду.  Покажи мне, - я смогу запомнить.  Позволь мне это сделать самому,  И это станет моим навсегда».  (Древняя китайская мудрость)

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда».

(Древняя китайская мудрость)

Слово

Слово "проект" произошло от латинского "projectus", что означает "брошенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". И на самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия.

Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три
  • Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три "кита", на которых держится данная технология:
  • самостоятельность,
  • деятельность,
  • результативность.
 Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования
  • Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования
Основными целями данной деятельности являются ♦ формирование навыков проектной деятельности, проектного мышления ♦ стимулирование  мотивации детей на приобретение знаний. ♦ включение  всех учащихся в режим самостоятельной работы. ♦ самостоятельное приобретение  недостающих знаний из разных источников. ♦ развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач. ♦ развитие способности применять знания  к жизненным ситуациям. ♦ развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому  мышлению учеников и учителя. ♦ развитие исследовательских умений:  анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения ♦ формирование компетентностей

Основными целями данной деятельности являются

  • ♦ формирование навыков проектной деятельности, проектного мышления
  • ♦ стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
  • ♦ включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.
  • ♦ самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
  • ♦ развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
  • ♦ развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
  • ♦ развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.
  • ♦ развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения
  • ♦ формирование компетентностей
Задачи:   формировать критическое и творческое мышление учащихся, умение работать с информацией; способствовать овладению основными ключевыми компетенциями; развивать способность находить нестандартное решение проблемных вопросов в условиях постоянно меняющегося мира. учить работать в группе.

Задачи:

  • формировать критическое и творческое мышление учащихся,
  • умение работать с информацией;
  • способствовать овладению основными ключевыми компетенциями;
  • развивать способность находить нестандартное решение проблемных вопросов в условиях постоянно меняющегося мира.
  • учить работать в группе.
Цели моей работы:   организация учебно–воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать не только базовым уровнем учебного материала, но и развивать свои творческие способности. формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности воспитание социально–активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Цели моей работы:

  • организация учебно–воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать не только базовым уровнем учебного материала, но и развивать свои творческие способности.
  • формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности
  • воспитание социально–активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
 В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов: Учебный проект Исследовательский проект

В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов:

  • Учебный проект
  • Исследовательский проект
Классификация проектов по количеству участников: Индивидуальные Парные Групповые

Классификация проектов по количеству участников:

Индивидуальные

Парные

Групповые

Классификации проектов по продолжительности: долгосрочные краткосрочные

Классификации проектов по продолжительности:

долгосрочные

краткосрочные

Этапы работы над проектом  1. Подготовительный: - определение темы и целей проекта; - формирование рабочей группы; - обсуждение предмета проекта с учителем, при необходимости учащиеся получают дополнительную информацию, ставят цели, знакомятся со смыслом проектного подхода и мотивацией.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный:

- определение темы и целей проекта;

- формирование рабочей группы;

- обсуждение предмета проекта с учителем, при необходимости учащиеся получают дополнительную информацию, ставят цели, знакомятся со смыслом проектного подхода и мотивацией.

Этапы работы над проектом  2. Планирование:  - определение источников информации;  - определение способов сбора и анализа информации;  - определение способа представления результатов;  - установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности (формируют задачи, вырабатывают план действий, учитель выбирает и обосновывает свои критерии и показатели успеха проектной деятельности).

Этапы работы над проектом

2. Планирование:

- определение источников информации;

- определение способов сбора и анализа информации;

- определение способа представления результатов;

- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности (формируют задачи, вырабатывают план действий, учитель выбирает и обосновывает свои критерии и показатели успеха проектной деятельности).

Этапы работы над проектом  3. Исследование: - сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты; - учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

Этапы работы над проектом

3. Исследование:

- сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты;

- учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

Этапы работы над проектом  4. Формулирование результатов или выводов: - анализ информации, формулирование выводов. Учащиеся выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию, оформляют проект; - учитель консультирует учащихся.

Этапы работы над проектом

4. Формулирование результатов или выводов:

- анализ информации, формулирование выводов. Учащиеся выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию, оформляют проект;

- учитель консультирует учащихся.

Этапы работы над проектом  5. Защита проекта: - подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов (возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, учащиеся участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности); - учитель слушает, задаёт целесообразные вопросы о роли рядового участника, при необходимости направляет процесс анализа.

Этапы работы над проектом

5. Защита проекта:

- подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов (возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, учащиеся участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности);

- учитель слушает, задаёт целесообразные вопросы о роли рядового участника, при необходимости направляет процесс анализа.

Этапы работы над проектом  6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности: - анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин;  - учитель оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников.

Этапы работы над проектом

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности:

- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин;

- учитель оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников.

Роль учителя.

  • Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник . Он не просто передает знания, а обеспечивает деятельность школьников, то есть: - консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду. - мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения. - помогает . Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности – минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации - наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации.
Роль ученика.   Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками , а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. Следует признать, что каждый ученик имеет право:  - не участвовать ни в одном из текущих проектов;  - участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;  - в любой момент могут начать новый проект.  - выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;  - выстраивает систему взаимоотношений с людьми. - оценивает . На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции её полезности для проекта, предложенные идеи с позиции их реалистичности. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

Роль ученика.

  • Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками , а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. Следует признать, что каждый ученик имеет право: - не участвовать ни в одном из текущих проектов; - участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях; - в любой момент могут начать новый проект. - выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности; - выстраивает систему взаимоотношений с людьми.
  • - оценивает . На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции её полезности для проекта, предложенные идеи с позиции их реалистичности. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
Проект 10 класс:  «Культура Древнего Египта»

Проект 10 класс: «Культура Древнего Египта»

Цель исследования  Выяснить, почему именно в Древнем Египте в отличие от других стран Древнего мира, появилось так много открытий и изобретений?

Цель исследования 

  • Выяснить, почему именно в Древнем Египте в отличие от других стран Древнего мира, появилось так много открытий и изобретений?
Актуальность исследования Достижения Египетской культуры имеют большое значение для человеческой цивилизации. Столь могущественное и развитое государство внесло свой вклад в мировое культурное наследие, которое служит истоком современной культуры. 

Актуальность исследования

  • Достижения Египетской культуры имеют большое значение для человеческой цивилизации. Столь могущественное и развитое государство внесло свой вклад в мировое культурное наследие, которое служит истоком современной культуры. 
Заключение На основе сказанного можно подтвердить то, что Древний Египет был очень развитой цивилизацией по сравнению с другими странами мира. Египет быстро развивался благодаря точной науке - математике. У Древнего Египта очень развита культура и духовный мир. Медицина была на высшем уровне только у Египта. Они были первыми. Египет - первая страна, которая стала использовать письменность, иероглифы. Искусство Древнего Египта тоже не стояла на месте, египтяне производили изысканные вазы и украшения.

Заключение

  • На основе сказанного можно подтвердить то, что Древний Египет был очень развитой цивилизацией по сравнению с другими странами мира. Египет быстро развивался благодаря точной науке - математике. У Древнего Египта очень развита культура и духовный мир. Медицина была на высшем уровне только у Египта. Они были первыми. Египет - первая страна, которая стала использовать письменность, иероглифы. Искусство Древнего Египта тоже не стояла на месте, египтяне производили изысканные вазы и украшения.
Краткосрочный проект 9 класс:   «Учебник истории. Пишем сами» Формулируем заголовок Пишем небольшой авторский текст Раскрываем событийно-хронологический ряд

Краткосрочный проект 9 класс: «Учебник истории. Пишем сами»

Формулируем заголовок

Пишем небольшой авторский текст

Раскрываем событийно-хронологический ряд

Формируем материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет», задания к тексту, придумываем иллюстрации
  • Формируем материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет», задания к тексту, придумываем иллюстрации
Проект 9 класс: «Кем быть? Можно ли и нужно ли подростку работать?» Учащимися изучается рекламная продукция, проводится социологический опрос, изучаются отдельные статьи Трудового и Гражданского Кодексов, используются возможности Интернета. Продуктом проекта «Кем быть? Можно ли и нужно ли подростку работать?» станет подготовка  Памятки  для подростков, желающих работать.

Проект 9 класс: «Кем быть? Можно ли и нужно ли подростку работать?»

  • Учащимися изучается рекламная продукция, проводится социологический опрос, изучаются отдельные статьи Трудового и Гражданского Кодексов, используются возможности Интернета. Продуктом проекта «Кем быть? Можно ли и нужно ли подростку работать?» станет подготовка  Памятки  для подростков, желающих работать.
В заключении хочется отметить, что проектная деятельность-это технология будущего. Она формирует в учениках умение и желание учиться, стремление совершенствоваться. В ходе работы над проектами дети учатся проявлять инициативу, ставить цели, разрабатывать план ее достижения, сотрудничать с другими людьми. Эти качества являются тем «спасательным кругом», который позволит им быть успешными в дальнейшей жизни.
  • В заключении хочется отметить, что проектная деятельность-это технология будущего. Она формирует в учениках умение и желание учиться, стремление совершенствоваться. В ходе работы над проектами дети учатся проявлять инициативу, ставить цели, разрабатывать план ее достижения, сотрудничать с другими людьми. Эти качества являются тем «спасательным кругом», который позволит им быть успешными в дальнейшей жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!