Проектная деятельность на уроках истории и обществознания
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда».
(Древняя китайская мудрость)
Слово "проект" произошло от латинского "projectus", что означает "брошенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". И на самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия.
- Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три "кита", на которых держится данная технология:
- самостоятельность,
- деятельность,
- результативность.
- Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования
Основными целями данной деятельности являются
- ♦ формирование навыков проектной деятельности, проектного мышления
- ♦ стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
- ♦ включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.
- ♦ самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
- ♦ развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
- ♦ развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
- ♦ развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.
- ♦ развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения
- ♦ формирование компетентностей
Задачи:
- формировать критическое и творческое мышление учащихся,
- умение работать с информацией;
- способствовать овладению основными ключевыми компетенциями;
- развивать способность находить нестандартное решение проблемных вопросов в условиях постоянно меняющегося мира.
- учить работать в группе.
Цели моей работы:
- организация учебно–воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать не только базовым уровнем учебного материала, но и развивать свои творческие способности.
- формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности
- воспитание социально–активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов:
- Учебный проект
- Исследовательский проект
Классификация проектов по количеству участников:
Индивидуальные
Парные
Групповые
Классификации проектов по продолжительности:
долгосрочные
краткосрочные
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный:
- определение темы и целей проекта;
- формирование рабочей группы;
- обсуждение предмета проекта с учителем, при необходимости учащиеся получают дополнительную информацию, ставят цели, знакомятся со смыслом проектного подхода и мотивацией.
Этапы работы над проектом
2. Планирование:
- определение источников информации;
- определение способов сбора и анализа информации;
- определение способа представления результатов;
- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности (формируют задачи, вырабатывают план действий, учитель выбирает и обосновывает свои критерии и показатели успеха проектной деятельности).
Этапы работы над проектом
3. Исследование:
- сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты;
- учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
Этапы работы над проектом
4. Формулирование результатов или выводов:
- анализ информации, формулирование выводов. Учащиеся выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию, оформляют проект;
- учитель консультирует учащихся.
Этапы работы над проектом
5. Защита проекта:
- подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов (возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, учащиеся участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности);
- учитель слушает, задаёт целесообразные вопросы о роли рядового участника, при необходимости направляет процесс анализа.
Этапы работы над проектом
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности:
- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин;
- учитель оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников.
Роль учителя.
- Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник . Он не просто передает знания, а обеспечивает деятельность школьников, то есть: - консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду. - мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения. - помогает . Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности – минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации - наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации.
Роль ученика.
- Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками , а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. Следует признать, что каждый ученик имеет право: - не участвовать ни в одном из текущих проектов; - участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях; - в любой момент могут начать новый проект. - выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности; - выстраивает систему взаимоотношений с людьми.
- - оценивает . На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции её полезности для проекта, предложенные идеи с позиции их реалистичности. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
Проект 10 класс: «Культура Древнего Египта»
Цель исследования
- Выяснить, почему именно в Древнем Египте в отличие от других стран Древнего мира, появилось так много открытий и изобретений?
Актуальность исследования
- Достижения Египетской культуры имеют большое значение для человеческой цивилизации. Столь могущественное и развитое государство внесло свой вклад в мировое культурное наследие, которое служит истоком современной культуры.
Заключение
- На основе сказанного можно подтвердить то, что Древний Египет был очень развитой цивилизацией по сравнению с другими странами мира. Египет быстро развивался благодаря точной науке - математике. У Древнего Египта очень развита культура и духовный мир. Медицина была на высшем уровне только у Египта. Они были первыми. Египет - первая страна, которая стала использовать письменность, иероглифы. Искусство Древнего Египта тоже не стояла на месте, египтяне производили изысканные вазы и украшения.
Краткосрочный проект 9 класс: «Учебник истории. Пишем сами»
Формулируем заголовок
Пишем небольшой авторский текст
Раскрываем событийно-хронологический ряд
- Формируем материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет», задания к тексту, придумываем иллюстрации
Проект 9 класс: «Кем быть? Можно ли и нужно ли подростку работать?»
- Учащимися изучается рекламная продукция, проводится социологический опрос, изучаются отдельные статьи Трудового и Гражданского Кодексов, используются возможности Интернета. Продуктом проекта «Кем быть? Можно ли и нужно ли подростку работать?» станет подготовка Памятки для подростков, желающих работать.
- В заключении хочется отметить, что проектная деятельность-это технология будущего. Она формирует в учениках умение и желание учиться, стремление совершенствоваться. В ходе работы над проектами дети учатся проявлять инициативу, ставить цели, разрабатывать план ее достижения, сотрудничать с другими людьми. Эти качества являются тем «спасательным кругом», который позволит им быть успешными в дальнейшей жизни.