Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»
Хотенова Дарья Станиславовна,
преподаватель обществознания
Выступление на педагогическом совете по теме «Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности обучающихся»
В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она причина большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.
Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются: возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального самосознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этнической и религиозной почве.
Поиск путей их решения ведется не только в структурах власти, но и в самом многонациональном российском обществе. При этом особое значение придается и сфере образования.
Поликультурный состав учащихся вызывает необходимость особого типа взаимоотношений между учащимися и педагогами/преподавателями, являющимися представителями разных этнических групп. Этот тип взаимоотношений требует проявления терпимости, тактичности и уважения к иным нациям и культурам. Для его осуществления необходимо обладать таким качеством личности, как толерантность.
В сфере образования толерантность можно понимать как признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, способность конструктивно преодолевать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий. Для того, чтобы успешно решать задачи по воспитанию толерантности, педагог сам должен быть толерантен, должен учиться толерантности, постигать ее суть умом и сердцем.
Формирование межнациональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Образовательная организация, как место социализации, должна стать центром воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости не только образовательной организации, но и общества в целом.
Этнотолерантность подразумевает диалог культур, преемственность и взаимодействие с другими, какие они есть. При этом необходимо, чтобы срабатывало "золотое" правило нравственности, в той или иной форме присутствующее в различных этнокультурах: относиться к другому так же, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Уважение к живущим рядом, понимание их жизни и быта - надежный путь к национальному согласию. Задачами на занятиях по обществознанию является изучение и понимание культур различных народов, их обрядов, обычаи; привить интерес к проблемам по этнологии и культуре межнациональных отношений родного края; ознакомить с историей и полиэтническими особенностям, а также с культурным наследием народов, проживающих на территории Ульяновской области; развить такие качества, как доброжелательность, терпимость, взаимопонимание; сформировать творческие навыки в определении, анализе и поиске решений поликультурных и межнациональных проблем родного края; развивать творческий потенциал детей, их познавательную активность; приобщить детей к общечеловеческим ценностям, воспитать бережное отношение к памятникам многонациональной культуры своей Родины; формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям других национальностей.
Целью педагога является формирование целостного представления о культуре межнационального общения, воспитание эстетических и нравственных качеств личности, культурного и грамотного человека, понимающего свое единство с окружающим миром, чувство ответственности за его сохранность, подготовка обучающихся к решению проблем межнационального общения в условиях современного города.
При организации работы по воспитанию этнотолерантности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности, черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.
Формированию этнотолерантности у учащихся способствуют занятия по истории и культуре народов Поволжья, занятия истории и обществознания.
Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связанно с краеведением и опираться на краеведение. Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.
Литература:
Декларация принципов терпимости (принята и провозглашена Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 28-й сессии в Париже 25 октября - 15 ноября 1995 г./http// www. UNESCO.org/.
Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование/Г.Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999.
Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение
этнических и профессиональных стереотипов/Н.Л.Иванова//Вопросы психологии. 2004. №6. С.54-63.
Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского.- М., 1998.
5. Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001.- 80 с.: ил.- (Российская б-ка Холокоста). Учебное пособие для средней обще-образовательной школы. Имеет допуск Департамента образовательных программ и стандартов общего общего образования Министерства образования РФ.