СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете по теме «Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете по теме «Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности обучающихся»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете по теме «Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности обучающихся»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»


Хотенова Дарья Станиславовна,

преподаватель обществознания

Выступление на педагогическом совете по теме «Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности обучающихся»


В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она причина большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.

Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются: возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального самосознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этнической и религиозной почве.

Поиск путей их решения ведется не только в структурах власти, но и в самом многонациональном российском обществе. При этом особое значение придается и сфере образования.

Поликультурный состав учащихся вызывает необходимость особого типа взаимоотношений между учащимися и педагогами/преподавателями, являющимися представителями разных этнических групп. Этот тип взаимоотношений требует проявления терпимости, тактичности и уважения к иным нациям и культурам. Для его осуществления необходимо обладать таким качеством личности, как толерантность.

В сфере образования толерантность можно понимать как признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, способность конструктивно преодолевать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий. Для того, чтобы успешно решать задачи по воспитанию толерантности, педагог сам должен быть толерантен, должен учиться толерантности, постигать ее суть умом и сердцем.

Формирование межнациональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Образовательная организация, как место социализации, должна стать центром воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости не только образовательной организации, но и общества в целом.

Этнотолерантность подразумевает диалог культур, преемственность и взаимодействие с другими, какие они есть. При этом необходимо, чтобы срабатывало "золотое" правило нравственности, в той или иной форме присутствующее в различных этнокультурах: относиться к другому так же, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Уважение к живущим рядом, понимание их жизни и быта - надежный путь к национальному согласию. Задачами на занятиях по обществознанию является изучение и понимание культур различных народов, их обрядов, обычаи; привить интерес к проблемам по этнологии и культуре межнациональных отношений родного края; ознакомить с историей и полиэтническими особенностям, а также с культурным наследием народов, проживающих на территории Ульяновской области; развить такие качества, как доброжелательность, терпимость, взаимопонимание; сформировать творческие навыки в определении, анализе и поиске решений поликультурных и межнациональных проблем родного края; развивать творческий потенциал детей, их познавательную активность; приобщить детей к общечеловеческим ценностям, воспитать бережное отношение к памятникам многонациональной культуры своей Родины; формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям других национальностей.

Целью педагога является формирование целостного представления о культуре межнационального общения, воспитание эстетических и нравственных качеств личности, культурного и грамотного человека, понимающего свое единство с окружающим миром, чувство ответственности за его сохранность, подготовка обучающихся к решению проблем межнационального общения в условиях современного города.

При организации работы по воспитанию этнотолерантности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности, черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Формированию этнотолерантности у учащихся способствуют занятия по истории и культуре народов Поволжья, занятия истории и обществознания.

Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связанно с краеведением и опираться на краеведение. Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.

Литература:


  1. Декларация принципов терпимости (принята и провозглашена Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 28-й сессии в Париже 25 октября - 15 ноября 1995 г./http// www. UNESCO.org/.

  2. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование/Г.Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999.

  3. Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение

этнических и профессиональных стереотипов/Н.Л.Иванова//Вопросы психологии. 2004. №6. С.54-63.

  1. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г.

Ярошевского.- М., 1998.

5. Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001.- 80 с.: ил.- (Российская б-ка Холокоста). Учебное пособие для средней обще-образовательной школы. Имеет допуск Департамента образовательных программ и стандартов общего общего образования Министерства образования РФ.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!