Выступление на МО учителей начальных классов по теме
«Приёмы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в урочной и Внеурочной деятельности».
Выполнила: Макаревич Т. В.
По мнению А.Б. Воронцова контрольно-оценочная самостоятельность является основой учебной самостоятельности школьника. Под контрольно-оценочной самостоятельностью понимается «готовность личности к инициативным, осознанным, ответственным действиям по осуществлению контроля и оценки своей деятельности».
Контрольно-оценочная самостоятельность начинает формироваться в младшем школьном возрасте, так как в этот период развития ребенка ведущим видом деятельности становится учебная деятельность.
Одной из задач учителя начальных классов становится формирование у младших школьников контрольно-оценочной самостоятельности в урочной и внеурочной деятельности.
В результате выполнения контрольно-оценочной деятельности у младших школьников формируются умения:
1) планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
2) определять наиболее эффективные способы решения;
3) умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
4) конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
5) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников включает овладение действиями самоконтроля и самооценки. Под контролем понимается сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения [34]. Самооценка – это то, что регулирует поведение личности; это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и определение места среди других людей.
Таким образом, формирование у младших школьников действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки в учебной деятельности, благодаря чему они становятся ее субъектами, становится основой для появления у учащихся контрольно-оценочной самостоятельности.
Главным условием формирования контрольно‐оценочной самостоятельности младших школьников является безотметочное обучение.
Критериями сформированности контрольно-оценочной самостоятельности являются инициативность, оперативность, осознанность, систематичность. Инициативность – это готовность выполнять действия по самоконтролю и самооценке без побуждения извне. Оперативность – знание всех видов контроля и оценки, умения и навыки по их использованию. Осознанность – самостоятельный выбор способов самоконтроля и самооценки деятельности, ответ на вопросы «Зачем и как делать?», «Правильно ли это делается?». Систематичность – постоянство проявления.
Нужно предоставить учащемуся возможность самому контролировать и оценивать свою или чужую работу, тогда школьник будет чувствовать себя личностью и приобретет интерес к учебе. Именно эти условия делают успешным процесс формирования действий самоконтроля и самооценки, что является основой контрольно-оценочной самостоятельности.
Главным условием формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника является безотметочное обучение.
В ходе учебного года можно выделить 3 фазы становления действия контроля и оценки:
1 фаза – совместной (учащимися и учителем) постановки и планирования задач года (может занимать от двух до четырех недель и составляет основное содержание первого месяца учебного года – сентября).
Основные задачи:
- определить уровень тех знаний, способностей и возможностей учащихся, которые будут необходимы им в данном учебном году для дальнейшего движения в учебном процессе;
- провести коррекцию тех знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, и тем самым восстановить способы и приемы работы, которые могли быть утрачены в ходе летнего перерыва;
- создать ситуацию определенных «дефицитов» в знаниях, способах действия с целью определения дальнейших путей их ликвидации. На основе полученных данных педагог и учащиеся совместно определяют задачи на текущий учебный год (составляют «карту» проблем и вопросов на тучебный год).
2 фаза – коллективного решения предметных задач года (октябрь – первая половина апреля).
Во второй фазе учебного года полностью разворачивается весь арсенал видов действий контроля и оценки: от рефлексивного контроля и оценки через диагностирующий пооперационный контроль и констатирующую оценку к результативному контролю и прогностической оценке.
Основная роль контрольно-оценочной деятельности учителя в данной фазе – работать исключительно «по запросу» учащихся, выполняя внешнюю экспертную функцию относительно отдельных учащихся. Для этой цели вводятся специальная организационная форма – учебное занятие. Его принципиальное отличие от урока заключается в том, что на нем решаются конкретные задачи, поставленные каждым ребенком самостоятельно [3].
3 фаза – рефлексивная (вторая половина апреля – май).
Она является необходимой составляющей всего образовательного процесса. Состоит из следующих этапов:
- подготовка, проведение итоговой проверочной работы;
- анализ и обсуждение ее итогов: соотнесение результатов итоговой и стартовой работ; определение выполнения или невыполнения поставленных в начале задач учебного года и установление соответствующих причин (работа с «картой знаний», планом);
- работа учащихся по подготовке к публичной презентации «портфеля» ученика и его личных достижений по результатам учебного года.
Рассмотрим эти этапы и приведем примеры приемов, которые применяются на том или ином этапе:
1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);
2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);
3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (4 класс).
В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:
а) Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу.
Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения:
выполнение самой работы, выработка критериев, оценка учащимися своей работы по заданным критериям, проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся, соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке;
б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях.
Можно выделить две способности:
1) способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной;
2) способность анализировать собственные действия.
Можно использовать приёмы:
- приём «Волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
- приём «Сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
- приём «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
Итак, к концу обучения в 1-м классе учащиеся смогут:
– сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;
– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;
– отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом).
На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальным) контролем освоения способов деятельности.
На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся.
С помощью подобных заданий во втором классе начинается работа над формированием другого вида контроля – рефлексивного. Разворачивается в полном объеме система коррекционных учебных занятий и система индивидуальной самостоятельной работы учащихся.
На данном этапе применяются приемы:
- приём «Составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- приём «Обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- приём «Классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки у
младших школьников они могут:
– определить возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте;
– установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции;
– установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;
– классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;
На заключительном третьем этапе (второе полугодие 4 класса – 5 класс) учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки.
На третьем этапе можно использовать приемы:
- приём «Разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
- приём «Составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- приём «Обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- приём «Создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание);
В первом классе на уроках Русского языка (обучение грамоте) проводила заданий, соответствующих представленным ранее приёмам [13, 3], для выработки самооценки и самоконтроля:
- «Зачеркни лишнюю букву»
- «Чем похожи буквы?»
- «Чем отличаются буквы?»
- «Найди самое короткое слово»
- «Впиши слова в предложение»
- «Найди слова, в которых одинаковое количество букв»
- «Соедини одни и те же слова, написанные печатными и прописными
буквами»
- «Замена печатных букв на соответствующие прописные»
Так же на уроках русского языка применялись словесные приёмы в форме вопросов, которые задавались в конце урока для рефлексии учебной деятельности:
- что ты узнал?
- чему научился?
- за что можешь похвалить себя?
- над чем надо поработать?
- достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
- как ты думаешь, правильно или неправильно ты выполнил задание?
Применяла на уроках во Внеурочной деятельности следующие методики:
- Методику «Волшебная линеечка»
- Методика «Древо творчества»
- Методика «Дерево успеха»
- Методика «Оцени себя»
Методика «Волшебная линеечка»
Цель: развитие у учащихся умения осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку по критериям.
Дети учатся оценивать себя и работу товарища по какому-то одному критерию.
Критерии:
1) правильно – неправильно;
2) легко – трудно;
3) интересно – неинтересно.
После предложенного учителем задания (определения количества гласных, согласных звуков в слове и т. д.), детям предлагается оценить его выполнение по заданным критериям или предложенными самими учащимися.
«На самом верху «линеечки» крестик может поставить тот ученик, который выполнил задание правильно, а внизу – кто выполнил задание неправильно». Таким образом, выполнив задание, ребёнок ставит «крестик» и начальную букву критерия на условной шкале в соответствии с тем, какое место занимает его результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Учитель тоже ставит свой «крестик» на линеечке, пастой другого цвета. Очень важно чтобы оценки ученика и учителя совпадали. Несовпадение оценок говорит о неадекватном оценивании, требует разъяснения.
«Дерево Успеха»
Методику можно использовать при работе в группах или в « парах».
У вас в группе есть по 3 яблока у каждого.
« Отличная работа! Молодцы!» -
« Хорошая работа! Незначительные трудности.» -
« Не очень получилось» -
-Если ты считаешь, что твоя работа в группе- отличная, у тебя всё получилось, то выбираешь- зелёное яблоко;
- Если у тебя - хорошая работа, но были незначительные затруднения, то выбираешь - жёлтое яблоко.
-Если у тебя не очень получилось работать в группе, то выбираешь- красное яблоко.
-Приклейте свои яблочки.
Методика «Древо творчества»
Цель: развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом по заданной инструкции, формирование положительной мотивации учения.
Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно она применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме.
На партах – наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки. Рядом указаны критерии оценивания:
яблоко – урок прошёл плодотворно
лист – ничего не понял на уроке
цветы – остались вопросы по теме
При подведении итогов урока дети, работая в «парах» выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя находятся все дети. По собственному желанию дети могут комментировать свой выбор.
Методика «Оцени себя»
Цель: развитие умений учащихся объективно оценивать свою деятельность, формирование положительной мотивации учения.
Данную методику учитель применяет для проверки уровня сформированности самооценки учащихся.
Детям выдаются карточки, на которой изображен круг.
Весь круг- это все добрые дела, которые ребенок совершает каждый день. Если он считает, что каждый день совершает только хорошие поступки, то должен поставить точку в самом центре круга. Если же иногда он поступает не так, как нужно, то точка ставится ближе к краю круга. Если ученик считает, что совершает только злые поступки и никогда хорошие, то ничего не отмечается.
Ключ: точка в самом центре круга означает завышенную самооценку, ближе к краю - реалистичную, точка за кругом - заниженную самооценку.
На доске учителя тоже нарисован круг, дети выходят к доске и прикрепляют свой кружок на большом круге. Учитель делает вывод об уровне сформированности самооценки.
Приёмы контрольно-оценочной деятельности, которые можно использовать на уроках при обучении и на занятиях во Внеурочной деятельности:
Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
Чаще всего использовала следующие приёмы оценочной деятельности:
Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – я умею сам .
Во 2-4 классах работать можно по памяткам «Светофор».
-зелёный-всё правильно.
-жёлтый - допущены 1-2 ошибки.
- красный - неправильно выполнено половина работы.
Фиксация оценки производится следующим образом:
«!» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации.
«^» - ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;
«-» ученик испытывает затруднения в выполнении задания;
Или по следующим критериям:
«!»- справился без ошибок;( при самооценке)
«+»- допустил 1-2 ошибки;
«-» -ученик не знает материал и не справляется с заданием;
(«+» - всё правильно, «?» – повторить материал, «!»- поработаем ещё раз вместе) -при работе в парах.
«+ +» - хорошо (справляется с заданиями, иногда нужна помощь);
«+» - слабо (справляется с заданиями частично, нужна помощь);
«- »- (не справляется с заданиями, постоянно нужна помощь).
Оценивание тестовых заданий по Русскому языку и Математике (КИМы).
91 — 100% — отлично (высокий уровень, тема усвоена полностью, ученик осознанно владеет изученным материалом по данной теме);
75—90% — хорошо (выше среднего уровня, тема усвоена с незначительными недочётами);
50—74% — удовлетворительно (средний уровень, тема усвоена слабо);
41—49% — неудовлетворительно (уровень ниже среднего, тема не усвоена).
На уроках Технологии и Изобразительного искусства для самооценки изделия, рисунка или работы группы использую методику «Сердечки».
♥ ♥ - изделие (рисунок) выполнен(о) правильно, аккуратно.
♥ -над изделием (рисунком) надо ещё потрудиться.
-Желтый - работал хорошо на уроке;
-Голубой- работал недостаточно;
На уроках Окружающего мира проверочная работа по разделам оценивается с помощью трёх «Смайликов».
Желтый Смайлик- 8 и больше правильных ответов;
Зелёный Смайлик -4-7 ответов;
Красный Смайлик -3 и меньше ответов;
На уроках Литературного чтения и Окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ - НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
При этом учителя сталкиваются со следующими трудностями в формировании самооценки ученика:
Например, при изучении Заглавной буквы Ч детям предложено написать эту букву в соответствии с образцом.
1. Первым шагом алгоритма является определение цели работы. Выясняем: Какое задание нужно выполнить? Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения и знают критерии правильного выполнения подобной работы.
2. Поэтому второй шаг алгоритма – разработка критериев. Размышляем над вопросом: Как надо работать, чтобы выполнить задание правильно? Обращаем внимание детей на эталон написания буквы в прописи и фиксируем варианты ответов на доске:
Необходимо соблюдать:
одинаковый наклон
высоту буквы
ширину буквы
аккуратность
Ответы детей и представляют собой ничто иное, как критерии оценивания данного вида работ. Критерии должны быть четкими, однозначными.
3. Третий шаг. Выполнение задания.
4.Следующий шаг – оценочная деятельность по критериям с использованием выбранного графического способа фиксации.
Можно использовать «Волшебные линеечки» по методике Г. А. Цукерман. Чертятся четыре шкалы (по количеству критериев) на доске и в ученических тетрадях. Под каждой шкалой ставится первая буква обозначенного критерия (В – высота, Ш – ширина, Н - наклон, А - аккуратность) и наносятся деления, соответствующие уровню выполненного задания ("не выполнил"-крестик ставится на шкале внизу, "выполнил с ошибками" - крестик ставим посередине шкалы, "выполнил без ошибок" - на самом верху шкалы). Первое время выполняем эту работу на листочках и на доске. Эталонами для оценивания выступают по-прежнему образцы букв в Прописи.
5.Заключительный шаг алгоритма – рефлексия выполнения задания. Как удалось выполнить задание? Ученики смотрят, на какой части шкалы расположился крестик по каждому критерию и делают выводы, что у них получилось, над чем надо поработать, что следует исправить.
Оценка работы учителем осуществляется после оценки работы учеником.
Приведу фрагмент урока русского языка на тему «Письмо слов и предложений с изученными буквами».
«У каждого учащегося на столе лежит карточка. Задание называется «Взаимодиктовка». Работа в парах.
- У каждого на столе лежит карточка, на которой записано слово. Как вы думаете, что мы будем выполнять? (Диктовать друг другу в парах эти слова и записывать их, один диктует – один записывает, и наоборот).
- Правильно, ваша задача в парах продиктовать друг другу слова, записать их, после чего сравнить свое записанное слово с образцом.
- Есть те, кто справился с заданием правильно? А те, кто допустил ошибки? (ответы учеников)».
Использованные приёмы в этом фрагменте урока «Сопоставление своих действий и результата с образцом».
Ещё один фрагмент урока Русского языка на тему «Письмо изученных букв и слов с ними». Работа в тетрадях.
- Как думаете, много ли букв мы знаем, в написании которых есть элемент «овал»?
- Запишите строчные буквы, которые мы знаем, в которых есть элемент
«овал».
- После того, как записали, сверьте записанные вами буквы с образцом
(буквы: д, в, ф, б, а, о, ю).
- Кто выполнил работу правильно? Кто допустил ошибки?»
В данном фрагменте урока использовались приемы: «Сопоставление своих действий и результата с образцом» и «Прогностическая оценка».
При организации рефлексии на уроках и занятиях можно использовать:
1.Приём «Смайлики». Рефлексия настроения и эмоционального состояния (в начале урока, в конце деятельности):
Показ карточек с изображением лиц: веселого, грустного.
2.«Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете- Солнышко, если не очень, то Тучку.
При переходе на отметочное обучение оценивание, самооценка и взаимооценка продолжает осуществляться также на критериальной основе Использовать можно «Листы самооценки», Методику «Рефлексивный экран».
Лист самооценки
Оцените сегодняшний урок знаком «+»:
Лист самооценки
Критерии: | Да + нет - |
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом. | |
Я сделал без ошибок самостоятельную работу. | |
Я активно работал на уроке | |
У меня не всё получилось | |
Организация накопительной системы оценки реализуется через ведение Портфолио.
Портфолио-сборник работ, который демонстрирует достижения учащегося не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной жизни, так и за её пределами.
В Портфолио достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий.
2.По Технологии и Изобразительному искусству — фото и изображения продуктов исполнительской деятельности, рисунки, продукты собственного творчества;
3.По Окружающему миру — оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, проекты, творческие работы;
4.По Русскому языку, Литературному чтению, Математике — сочинения на произвольную тему, стихи собственного сочинения, иллюстрированные «авторские» работы детей, проектные работы;
5.Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и Внеурочной деятельности.
Представленные приёмы и Методики помогают полноценному вхождению ребёнка в школьную жизнь, ведь именно в результате становления действий контроля и оценки младшие школьники овладевают всеми основными принципами оценивания.
Таким образом, считаю, что работу по формированию контрольно-оценочной деятельности на основе данных Методик и приёмов для самоконтроля и самооценки, способствует появлению у младших школьников потребности и желания осуществлять контроль и давать адекватную оценку своей деятельности. Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в оценочной деятельности учащихся, ведь современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности.
Список использованной литературы
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия/ Москва, Просвещение – 2011.
2.Материалы сайта www.standart.edu.ru :
Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»,
Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования.
3. Методическая рекомендация к тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -24с.: ил.
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] : проект /РАО; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. — (Стандарты второго поколения).
5.Письмо Министерства образования РФ от 03.06.203 № 3-51-120/13 «О системе оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»
6.Образовательная система «Школа 2100». Дошкольное образование. Начальная школа. Сборник программ. Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – 260-276 с.
7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч.1 / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2009.
8.ФГОС начальное общее образование -www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
9. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. «Введение в школьную жизнь». М., 1999.
10.«Развитие контрольно-оценочной самостоятельности в начальной школе». Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов. – Мценск. – 2004 (сборник статей).
11. Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. –№ 5.– С. 21-31.
15