Формирующее оценивание
Выступление на МО учителей начальных классов. Приготовила Галиева В.Р.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №2 г. Ноябрьск
СЛАЙД 1
Коллеги, вам известно уже, что формирующее оценивание- оценивание для обучения стало мейнстримом мирового образования. Оно пришло в образовательную практику, как реакция на массовую эксплуатацию тестирования в образовательном процессе. Тесты показали риски их тотального применения, и «маятник» качнулся в обратном направлении – в сторону живого общения учителя с детьми и учеников друг с другом, где ученик занимает не пассивную, а активную позицию, проявляя все больше самостоятельности, в том числе в организации своей учебной деятельности и оценивании ее.
СЛАЙД 2
Из опыта работы я выделяю три основных принципа формирующего оценивания.
Важно! Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти.
Далее: критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и понятны детям. В моем выступлении я покажу, что мы с детьми эти критерии даже ввели совместно.
Выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю. На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться…
В связи с этим возникает много вопросов.
Что оценивать?
По какой шкале?
Где накапливать и фиксировать результаты?
Кто должен осуществлять оценивание?
Как определять итоговую оценку?
СДАЙД 3
ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
Ребенок видит, как учитель использует критериальное оценивание, и постепенно учится оценивать себя самостоятельно. Например, предлагает обменяться тетрадками, прочитать работы друг друга, а потом дать друг другу совет, что нужно, чтобы в следующий раз сделать работу лучше.
Замечу, что один из принципиальных моментов заключается в том, что в практике формирующего оценивания обязательно присутствует взаимооценка.
Это важно: когда мы все делаем вместе – мы учимся друг у друга.
СЛАЙД 4
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). Привычная форма оценки теперь дополняется такой новой формой контроля результатов, как:
– самооценка ученика по принятым формам.
Далее, коллеги , вы увидите примеры.
СЛАЙД 5
Я выделила для себя следующие виды оценивания.
Традиционные: тест, экспресс-опрос, расширенный опрос, контрольные упражнения;
Интерактивные: наблюдения, задания, моделирующие реальные жизненные ситуации, рейтинги, взаимоконтроль и самоконтроль.
СЛАЙД 6
Я в своей практике использую следующие. На слайде вы видите лист достижений учащихся за первое полугодие. Их заполняет и ученик, родитель, учитель.
Понятно, что критерии и образцы заданий могут варьировать.
Если это учащиеся 4 класса, то критерии и образцы легко меняем.
Для чего нам этот лист достижений? – у родителя, учителя и ребёнка формируется картина предметных знаний.
СЛАЙД 7
Недельный отчет на линоит. Детям раздаю лист опросник. Этот лист я кидаю СГО письмом детям.
Ученики по ссылке в сго на доску линоит мне отправляют стикеры с вопросами, которые у них скопились за неделю по предметам математика, русский язык. В пятницу в конце урока мы открываем доску и обсуждаем то, что написано на стикерах.
Это системную самооценку я веду со 2 класса (не с 1го) по 4. Когда учащиеся могут в письменной форме самостоятельно выразить свои вопросы.
Если мы такие отчеты будем проводить в системе, мы, учителя сможем корректировать свою индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися.
СЛАЙД 8
Неоконченные предложения. Рефлексия, когда мы просим ребенка поднять красную карточку или синюю …,если вам понравилось или не понравилось…,не имеет никакой целесообразности. Я считаю.
Рефлексия- развернутая. Мне нравится, чтобы ответы детей были развернутыми, чтобы они умели рассуждать и не боялись спросить и выразить свое мнение. «Спросить – не стыдно, стыдно –не знать».
СЛАЙД 9
Самооценка своей работы по критериям, о которых договорились с детьми.
Красота, правильность, быстрота. Эти критерии придумали сами дети. В отрезке нужно поставить крестик выше-лучше, ниже-хуже.
Во втором классе мы выделили с детьми два основных критерия П-правильность и А-аккуратность.
СЛАЙД 10
В 3 классе я планирую расширить работу по формирующему оцениванию и ввести лист самооценки. Опять-таки, вопросы могут интерпретироваться и варьировать.
СЛАЙД 11
А при подготовке к ВПР в 4 классе применяю вот такую таблицу правильного выполнения заданий по русскому языку и математике.
СЛАЙД 12
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.
Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.
Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.
Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.
Используйте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.