СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО по теме: «Формирование УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках в начальной школе»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО по теме: «Формирование УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках в начальной школе»»

Выступление на МО по теме: «Формирование УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках в начальной школе»

Покутняя Ирина Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ № 10 ККЮС

г.Рубцовска





Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая особенность развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Особенные дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами, часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Для таких детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто даже в 8—9-летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Поэтому я свой урок начинаю с вопросов. Вопрос адресую каждому ученику индивидуально: К какому уроку приготовился? Какой он по счёту? Какое сегодня число? Какой месяц? Какой день недели? Сколько осталось дней до выходных? и др.

Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Здесь уместна проверка задания в паре. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. У них страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко - буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

У особенных детей есть нарушения эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада.

Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов умственно отсталых. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные), но это не означает, что оно не поддаётся коррекции.

Формирование у детей с ОВЗ универсальных учебных действий, необходимых для

дальнейшего учебного процесса, способствует успешному обучению учащихся в школе, уверенности в своих силах и возможностях.

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока: личностный, познавательный, регулятивный, коммуникативный.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, помогают увязывать получаемые знания с реальными жизненными целями и ситуациями.

На занятиях использую следующие приемы формирования личностных учебных действий:

  •  обращаю внимание на развивающую ценность любого задания

  • отмечаю успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами

  •   показываю для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни

  •   обучаю детей приемам работы в группах, показываю, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогаю детям решать учебные конфликты

  • всегда даю шанс исправить ошибку, показывая, что ошибка – это нормально – главное – уметь учиться на ошибках

  • помогаю ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха и др.


Познавательные универсальные учебные действия формируются через развитие познавательной активности и интереса.

Познавательная активность – любознательность, любопытство, потребность в расширении кругозора, активность, направленная на познание себя и действительности.

Коррекционно-развивающие занятия включают в себя задания на развитие ведущих познавательных процессов (внимание, мышления, памяти). 

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий использую такие виды заданий:


Задание № 1

Возраст учащихся 7–11 лет.

Форма работы – индивидуальная, групповая.

Игра «Логический поезд»

С этой игрой учащиеся научатся думать, говорить, логически мыслить, находить признаки, объединяющие предметы, расширят представление об окружающем мире. Игра тренирует память, фантазию, внимание.

Игра состоит из множества карточек с изображениями окружающих нас предметов, явлений природы, животных, еды и так далее.

Ход игры:

На стол кладется карточка паровоза. Далее все игроки по очереди начинают цеплять к поезду вагончики, делая его все длиннее и длиннее. Вагончики – это карточки с изображениями. Но так как это необычный поезд, а логический, то нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками. Например, первая картинка дождик, вторая – резиновые сапоги (мы надеваем их в дождь), третья – резиновый мячик (он тоже сделан из резины, как и сапоги), арбуз (он круглый, как мячик) и так далее. Каждый ход объясняется ребенком, придумывается обобщающий признак – это может быть форма, цвет, назначение, размер, материал...

Дети очень любят эту игру, начинают рассуждать, думать, речь становится более грамотной, связной.


 

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности.

Здесь ребёнок может научиться:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

  • строить речевое высказывание в устной форме

  • учиться прогнозировать последствия своих поступков и др.

Задание № 1

Возраст учащихся 7–10 лет.

Форма работы – индивидуальная, групповая.

«Помоги пчёлке собрать урожай».

Настоящая пчела – очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.

 

 

Начинать игру можно с любого места. Заранее продумать, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию.

Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

Вариант игры.

Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?

Формируются важные регулятивные УУД: навыки самоконтроля. 

 

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Задание № 1.

Возраст учащихся 7-8 лет.

Форма работы – групповая.

«Палитра чувств»

Для выполнения этого задания нужны цветные журналы с изображением людей. Дети делятся на подгруппы по 3-4 человека. Каждой группе необходимо найти и вырезать из журналов лица с изображением заданного чувства. К доске крепится лист ватмана, на котором ведущий заранее изображает большой круг, разделенный на сегменты, у каждого из которых написано название того или иного чувства. Вырезанные лица дети приклеивают к «своему» сегменту до тех пор, пока все не будут заняты.

Формируем важное коммуникативное УУД – умение распознать чувства и эмоции окружающих. 


Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.


Таким образом можно выделить общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.




Список литературы:

  1. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Программа курсов повышения квалификации «Система работы образовательных учреждений по развитию универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Модуль № 2, 5, 6, 7, 8.

  3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» Хухлаева О. В. // Генезис, Москва 2008.

  4. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). – М.: «Ось-89», 2006.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!