СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО "Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят “…новые стандарты общего образования второго поколения – это деятельностно-целевой подход к образованию, поскольку главным для них является вопрос: какими действиями необходимо овладеть ребёнку, чтобы решить любые задачи? Не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть учащийся, чтобы решить в определённых жизненных ситуациях разные классы задач” (ст.Г.А Шапоренкова “Предметный принцип уходит в прошлое”). В связи с этим результатами школьного образования могут стать умения учиться и познавать мир, организовывать совместную деятельность, сотрудничать, исследовать проблемные ситуации - ставить и решать различные задачи.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО "Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности на уроках физики"»

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности на уроках физики.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них ответы, оказываясь на более

высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»

К.Е.Тимирязев

На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят “…новые стандарты общего образования второго поколения – это деятельностно-целевой подход к образованию, поскольку главным для них является вопрос: какими действиями необходимо овладеть ребёнку, чтобы решить любые задачи? Не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть учащийся, чтобы решить в определённых жизненных ситуациях разные классы задач” (ст.Г.А Шапоренкова “Предметный принцип уходит в прошлое”). В связи с этим результатами школьного образования могут стать умения учиться и познавать мир, организовывать совместную деятельность, сотрудничать, исследовать проблемные ситуации - ставить и решать различные задачи.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире, любознательность, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Они задают вопросы (как? почему? зачем?), самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы. Это и есть естественное состояние детей, они хотят все знать исследовать, открывать, изучать. Это возможность для них думать, экспериментировать, самовыражаться.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Познавательный интерес носит исследовательский характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Этот интерес положительно влияет на протекание психических процессов – мышления, памяти, внимания и т.д. Мышление и речь тесно взаимосвязаны. У слабослышащего ребенка речь оказывается не только недоразвитой, но и искаженной. Наряду с бедностью словаря наблюдается усвоение слов в неправильном лексическом значении. Приобретаемый речевой багаж чрезвычайно искажен, что своеобразно отражается на представлениях, понятиях ребенка, дает не только обедненную, но и частично неправильную картину окружающего мира, это в свою очередь влияет на познавательную активность. Затруднения, с которыми сталкиваются слабослышащие школьники при овладении основами наук, обусловлены особенностями их мышления и речи.

Для реализации исследовательской деятельности в условиях обучения учащихся с ограниченными возможностями перед учителем встают некоторые специфические задачи. Прежде всего, необходимо учитывать особенности речевого развития слабослышащих школьников и низкий уровень их представлений, необходимо создать условия для обогащения активного и пассивного словаря учащихся, внося новую для детей лексику в их обиход, следует расширить знания и умения детей в области осуществляемой исследовательской деятельности, тем самым, расширяя их кругозор.

Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес  к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что  физика – это не страшно, физика – это интересно. Важно  обучать  школьников навыкам исследовательской  деятельности.

Исследовательская деятельность слабослышащих учащихся многогранна и может быть организована на любом этапе обучения физике: при изучении физической теории; при решении задач; при проведении демонстрационного эксперимента; при выполнении лабораторных работ.

Исследовательские работы могут проводиться как дома, так и в школе. При этом ученикам выдается краткая инструкция (на специальном листочке) или задание с кратким и чётким содержанием (например, задание в учебнике 7 и 8 класса после изучения определенной темы). Вот некоторые задания: 1) Исследовательская работа по определению пути от остановки трамвая до школы. 2) Вычислите вес воздуха в вашей комнате. 3) Исследования смачивания тел. 4) Предложите, как определить плотность картофеля. 5) Вычислите, какое давление вы производите стоя на месте.

Пример краткой инструкции к исследовательской работе:

Наблюдение диффузии в воде и влияние температуры на скорость диффузии.

Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ.

Приборы и материалы: 2 стакана, 2 пакетика чая, холодильник, чайник с горячей водой. Выполнение работы:

1. Налейте в один стакан холодной воды, а в другой тёплой.

2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая. Объясни результаты:________________

3. Поставь стакан с холодной водой в холодильник, а другой оставь в комнате.

4. Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в результатах опыта. Объясни результаты.________________________________________________

5. Сделайте вывод_______________________________________________________

В результате таких домашних заданий у учащихся повысился интерес к предмету. Они чаще стали задавать вопрос почему? и сами же пытаться найти ответ на него. Очень важно, чтобы такие задания выполнялись вместе с родителями, которые смогут объяснить ребенку непонятные слова и правильно выразить свою мысль, для последующего рассказа на уроке.

На уроках, при закреплении нового материала использую такие задания:

1) Пусть каждый ученик вашего класса — молекула, а все вы вместе — скопление молекул. Что напоминает это скопление — газ, жидкость, твердое тело? Почему? Покажите, как расположены и ведут себя молекулы в газе, в жидкости, в твердом теле? (7 класс)

2) Представьте, что каждый из вас – проводник. Создайте электрическую цепь из последовательно (параллельно) соединенных проводников. (8 класс)

Исследовательская работа по физике - неотъемлемая часть эффективного образования. Она должна присутствовать на каждом уроке физики. При таком подходе к обучению есть возможность уйти от механического запоминания. Когда перед учащимися ставится учебная проблема, создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы - все это способствует лучшему усвоению материала, причем большая часть усваивается непроизвольно. Ученик учится мыслить научно. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!