СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом совете "Использование педагогических технологий на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Использование педагогических технологий на уроках географии" выступление на методическом совете

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом совете "Использование педагогических технологий на уроках географии"»

Использование педагогических технологий на уроках географии

Единственный путь, ведущий к знанию –

это деятельность!

Бернар Шоу

В методике формирования компетенций школьников большую роль играет проблемное обучение. Возникающие и побуждающие к познавательной деятельности проблемы служат не только средством активизации мышления, но нередко определяют развитие склонностей и способностей человека. Проблемные вопросы вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в делах в роли оппонента. Задача учителя – не вывести всех на некий заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания и самосовершенствования. Наличие познавательной задачи лишь одна из черт проблемной ситуации на уроке. Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы определенные отправные данные для размышления, творческого поиска. При этом важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи. Для успешного решения учащимися проблемной ситуации, прежде всего обучаю их следующим приёмам учебной деятельности:

  • нахождение разрыва в связях;

  • выдвижение гипотезы;

  • переформулировка требований вопроса;

  • применение общего положения гипотезы к отдельным примерам;

  • установление комплекса причинно-следственных связей.

Для облегчения решения проблемных вопросов предлагаю учащимся памятку для решения проблемных вопросов (приложение 1).

В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся предлагаю разные способы решения проблемной ситуации. Например:

1. Способ аналогий. В данном случае идет опора на имеющийся у учащихся жизненный опыт или актуализируются ранее полученные знания для решения новых задач

2. Индуктивный, аналитика – синтетический. Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые выводы

3. Отыскание причин, обусловливающих то или иное явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала

4. Выдвижение проблемного вопроса

5. Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений

6. Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого

7. Сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт

8. Самостоятельное нахождение учащимися в новом материале познавательной проблемы, четкая ее формулировка и аргументация решения (приложение 2)

Таким образом, при использовании проблемных ситуаций на уроке, создается осознанное затруднение учащихся, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

Технология проектного обучения (метод проектов) наряду с оптимизацией учебного процесса, формирует умения добывать информацию, принимать нестандартные решения, интегрировать знания из разных областей и применять их на практике. На протяжении нескольких лет опыта занимаюсь с учащимися проектно – исследовательской деятельностью на уроках и во внеклассной работе. Мои учащиеся подготовили и успешно защитили немало интересных и оригинальных работ, стали победителями и призерами различных конференций и конкурсов.

Метод ситуационного анализа позволяет непосредственно осуществлять связь с практикой, опираясь в процессе обучения на субъективный опыт учеников. В ходе учебной деятельности школьники активно участвуют в анализе фактов и деталей самой ситуации, выборе стратегии, ее уточнении и защите, аргументации целесообразности своей позиции. Развиваются умения учащихся работать в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. При использовании ситуационного анализа учащиеся получают возможность проявить и углубить аналитические и оценочные навыки, применять на практике теоретический материал. Этот метод позволяет увидеть многовариантность разрешения ситуации в жизни и обосновать поиск рационального ответа.

Технология развивающего обучения ( В.Д.Эльконина-В.В. Давыдова), ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели

Внедряя на своих уроках технологию развивающего обучения, конструирую его с учетом возможностей для самостоятельного проявления учеников, предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные гипотезы и идеи. Тем самым побуждаю учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку, стремлюсь к созданию ситуации успеха для каждого ребенка, что способствует эмоционально-положительному настрою учащихся на работу. Этому способствует использование творческих и интеллектуальных биологических задач и дидактических игр. Использование творческих задач на уроках биологии значительно повышает эффективность обучения. Творческая задача – это задача, при решении которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учащихся направлена на их выявление и подбор необходимых сведений.

При решении таких задач могут потребоваться знания из различных разделов физики, химии, географии и т.д. Основным признаком творческого процесса служит отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных. Творческие задачи на уроках биологии позволяют:

1.Обобщить, повторить и усвоить учебный материал
2. Ознакомить учащихся с достижениями в области естественных наук

3.Развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление

4.Формировать навыки совместной работы

5.Установить межпредметные связи.

Творческие задания применимы на уроках по различным темам. Однако их использование требует большего времени, дополнительной подготовки учителя и учащихся. Вести урок, где применяется проблемный подход, сложнее, чем проводить урок в объяснительно-иллюстративной форме. Тем не менее, эти уроки оказывают положительное влияние на учащихся, формируя у них интерес к биологии, развивая творческое мышление.

В своей практике применяю как: количественные (расчетные), качественные и экспериментальные задачи. Количественные задачи прослеживаются при наблюдениях или опытах по анатомии, физиологии и гигиене человека. К качественным задачам относятся, например, задачи на сравнение органов человека с гомологичными органами животными. Это дает возможность ознакомить учащихся с методами сравнительной анатомии. При решении задач такого типа определяются лишь качественные соотношения между биологическими величинами, что даёт возможность выявить причинно – следственные связи между явлениями. При этом часто используются рисунки, графики, таблицы, иногда эксперимент. Задачи на распознавание органов по их функции способствуют лучшему пониманию учащимися связи между органом и его функцией. К экспериментальным задачам относятся составление гипотезы, формулирование выводов из результатов опыта, доказательство выдвинутых предположений. Задачи на составление гипотезы используется в тех случаях, когда у учащихся были определенные теоретические знания или материалы наблюдений, на основании которых можно сделать какие-либо предположения. Такие экспериментальные задачи проводятся по обычному плану: составление гипотезы, обсуждение способов её проверки, конструирование опыта и его проведение. Правильность выдвинутого предположения доказывается экспериментально.

При отборе материала не ставится задача полного рассмотрения затронутого вопроса. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся к предмету изучения, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду, т.е. урок несёт в основном воспитательную и развивающую направленность.

Решение творческих задач необходимо и для учащихся, так как они способствуют развитию познавательного интереса к предмету через радость творчества и те положительные эмоции, которые они испытывают при решении творческих задач. Учащиеся, работая в группе, приобретают навыки продуктивной совместной работы в группе и решения проблемных ситуаций, в том числе на социальном и бытовом уровне (приложение 3).

Интеграционные технологии. Уникальное положение школьной биологии “мостик” между естественными и общественными науками, предоставляет ей огромные интеграционные возможности. Изучение биологии направлено на формирование у учащихся единой научной картины мира и осуществляется на основе межпредметных связей и междисциплинарного синтеза знаний. Решению этих задач способствует проведение интегрированных уроков, актуализация знаний из других предметов, опора на общенаучные и обще культурные традиции, ссылки на методы или открытия из смежных наук.

В связи с постоянным увеличением объема изучаемого в школе учебного материала разрабатываются технологии интеграции в обучении, в частности разработаны и внедрены в практику интегрированные уроки (география и информатика, география и физика, география и биология, география и литература) (приложение 4).

Информационно-коммуникативные технологии

«Детская природа требует наглядности» - это требование можно выполнить, используя информационно-коммуникационные технологии, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных уроков. Применение средств ИКТ на уроках – эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, при этом обеспечивается индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!