Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»
Ашакова Олеся Александровна,
учитель истории
Выступление на методическом объединении учителей истории и обществознания по теме «Развитие речи на уроках истории»
Проблема развития речи учащихся сегодня чрезвычайно актуальна. Уровень речевого развития значительного числа школьников, выражаясь очень осторожно, явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невыразительные устные и письменные ответы на уроках, стиль общения на переменах. Поистине угрожающие размеры приняло сквернословие и засорение речи словами-паразитами.
Современная система образования, наряду с СМИ и другими социальными институтами, вносит свой посильный вклад в речевую деградацию. Введение ГИА и ЕГЭ ориентировало преподавателей преимущественно на работу по заполнению тестов. Между тем речевое недоразвитие мешает детям справиться и с этой работой - они, к примеру, не могут выбрать правильный ответ, поскольку не знают значения таких слов, как «паритет», «рачительные» (хозяева), и даже «кольчуга»...
Конечно, одни учителя истории не смогут справиться с данной проблемой, но они способны внести в ее решение определенный вклад. Рассмотрим некоторые приемы и методы работы по развитию речи учеников на уроке истории и во внеурочное время.
1. Использование художественной литературы.
Художественная литература - важный источник ознакомления учащихся с историческим прошлым. Значение ее в следующем:
- живое литературное слово писателя дает образец грамотной и богатой русской речи;
- художественные образы повышают наглядность изложения материала, конкретизируют его;
- эмоциональное воздействие рассказа учителя на уроке в сочетании с отрывком из художественного произведения способствуют не только формированию представлений о прошлом, но и помогают запомнить материал прочно и надолго;
- сравнение описания одних и тех же событий в художественной литературе и историческом сочинении способствует развитию мышления учащихся.
Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы произведений. В первую входят литературные источники изучаемой эпохи, во вторую — историческая беллетристика.
К литературным памятникам относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками событий (например, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева). Литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени через взгляды автора. Они часто используются на уроках истории в качестве исторических источников, при этом нередко упускается из вида, что это все же литературные произведения.
Историческая беллетристика - художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Такие произведения не являются ни литературными памятниками изображаемой эпохи, ни живым свидетельством ее современника, и поэтому не могут служить историческим источником. Они сами основаны на более или менее тщательном изучении автором источников и представляют собой попытки воссоздать прошлое в художественной форме. Однако, хотя историческая беллетристика и не является документальным источником, она может стать хорошим средством ознакомления школьников с историческим прошлым при помощи конкретных образов, увлекательных сюжетов и выразительных характеристик. У многих учеников интерес к истории впервые пробуждается в результате чтения исторических романов и повестей (например, «Капитанской дочки» А.С. Пушкина).
Учителю полезно при подготовке к уроку включить в план своего рассказа отдельные небольшие отрывки, эпитеты, краткие характеристики, яркие описания, меткие выражения из художественных произведений. К примеру, описывая в VIII кл. последствия отмены крепостного права, процитировать знаменитое некрасовское: «Порвалась цепь великая, / Порвалась - расскочилася / Одним концом по барину, / Другим по мужику!..» - и задать вопрос: почему поэт выбрал именно такой образ и чем отмена крепостного права ударила по помещикам и крестьянам?
Отрывки из литературных памятников, привлекаемые в качестве источников знаний об изучаемой эпохе, можно подвергать разбору. Он проводится методами комментированного чтения или развернутой беседы. Было бы, однако, ошибкой перегружать изложение на уроке истории литературными образами, ссылками, цитатами. Использование художественной литературы на уроке истории - не самоцель, художественный образ вводится не для украшения урока и развлечения учащихся, а лишь в той мере, в какой он помогает познанию исторического прошлого.
Подспорьем для учителя могут стать художественно-исторические хрестоматии -к примеру, «История Отечества в литературе, XIX век: Хрестоматия для учителя» (сост. А.В. Шестаков. М., 1991). К сожалению, они давно не переиздавались, но учитель может сегодня подобрать нужные отрывки с помощью Интернета.
2. Обогащение словарного запаса учащихся (работа с понятиями, историзмами, крылатыми выражениями).
Словарная работа пронизывает весь процесс обучения истории. Цель ее - формирование умения активно и правильно пользоваться историческими терминами не только во время ответа на уроке истории, но и употреблять новые слова на других уроках, в обыденной речи. Некоторые виды словарной работы:
- определение понятий по схеме: П = Р + ВО ( П - понятие, Р - родовое понятие, ВО - видовые отличия). Например, Святейший синод - один из высших государственных органов, учрежденный для управления делами Русской православной церкви; создан по приказу Петра I в 1721 г. вместо отмененного патриаршества и просуществовал до 1918 г. Р - государственный
орган; ВО - ведающий делами церкви, существовал в 1721-1918 гг.;
- перед ознакомлением с понятием можно задать вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас новое слово?» Сравнение нескольких ассоциаций поможет сформулировать определение;
- прием «горячий стул» для закрепления изученного материала: один ученик на стуле сидит спиной к доске, на которой написаны понятия; учитель показывает понятие, которому нужно дать определение, дети говорят определение, ученик на стуле называет понятие;
- составление кроссвордов;
- задание найти несколько определений одного понятия в разных словарях и сравнить их друг с другом.
Учащимся старших классов целесообразно давать задания проанализировать слова и выбрать те, которые они применили бы в своей речи, составить речевые конструкции с новыми словами. Помимо словарей, представленных в Интернете, в настоящее время вышли в свет многие интересные издания, способные помочь в словарной работе:
Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. М., 2000.
Курносова И.М., Макаров В.И. Русская история и культура в художественном слове. Словарь. Учебное пособие. М., 2010.
Редкие слова в произведениях авторов XIX века: Словарь-справочник / Сост. Р.П. Рогожни-кова, К.А. Логинова, С.А. Пономаренко и др. М., 2000.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей. М., 1996.
Романова Н.Н., Филиппов А.В., Панькин В.М. Знаки прошлого и настоящего: Краткий словарь. М., 2007.
Рязанцев В.Д. Имена и названия: Словарь эпонимов. М.,1998.
3. Историческая лингвистика.
Некоторые возможные виды заданий:
- впишите правильные буквы вместо пропусков. Например: м...ркант...лизм - экономическая политика правительства;
сепаратизм - стремление к обособлению, отделению; и др.;
- в приведенных словах поставьте правильно ударения и подчеркните ударную гласную: акафист, граффити, шляхетство и др.;
- объясните происхождение и современное значение слов триумф, монарх, апофеоз, меценат, шедевр и др.;
- соотнесите понятия и их определения; части исторических фразеологизмов и пр.;
- напишите «крылатые выражения», связанные с отечественной и всемирной историей, которые употребляют в указанном ниже смысле (например, вернуться домой - вернуться к своим пенатам; пенаты - родной дом, по имени бога домашнего очага у древних римлян);
- найдите семантические эквиваленты выражениям: бить челом (почтительно кланяться, просить о чем-то, отвешивая земные поклоны); покон вирный (закон о штрафах, вира - штраф по Русской правде);
- вычеркните лишнее, объясните свой выбор. Например: шуба, кожух, летник, опашень, однорядка. (Лишнее - летник, т. к. все указанные термины обозначают мужскую верхнюю одежду, а летник в XVI-XVII вв. - парадное женское платье);
- лингвистический конструктор: составить из приведенных слов фразы, отражающие определенные исторические реалии. Слова не могут использоваться дважды, но могут изменяться по падежам. Например: желавшие, срок, ноябрь, закон, для, помещик, двухнедельный, в, установленный, крестьяне, сменить (Юрьев день - установленный законом двухнедельный срок в ноябре для крестьян, желавших сменить вотчинника либо помещика).
4. Учебная дискуссия.
Среди методов, которые помогают учителю формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл ее состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии - предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов - лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой.
Формы дискуссий:
- «круглый стол» - беседа, в которой на равных участвует небольшая группа учащихся (обычно около 5 человек), и происходит обмен мнениями как между ними, так и с аудиторией (остальной частью класса);
- «заседание экспертной группы», на котором намеченная проблема вначале обсуждается всеми участниками группы (4-6 человек), а затем они излагают свои позиции всему классу. При этом каждый участник группы выступает с коротким сообщением;
- «форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией;
- «симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории;
- «дебаты» - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников - представителей двух противостоящих, соперничающих команд, - и опровержений;
- «судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела);
- «техника аквариума» - особый вариант организации обсуждения, при котором после непродолжительного группового обмена мнениями по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках или во время тайм-аута.
Возможно использование и других форм, к примеру, получившего широкое распространение в сфере бизнеса «мозгового штурма».
5. Приемы работы с учениками, отстающими в речевом развитии.
Рассказ по иллюстрации. Ученикам предлагается рассмотреть иллюстрацию и составить предложение о том или другом действующем лице, описать его одежду, действия и т. п. Это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть главное, оживляет занятия. Прием старый, но достаточно действенный.
Обучение пересказу (пример).
Прочитайте текст, подберите эмоционально окрашенные слова, современные выражения. Подробно перескажите текст.
Возвышение Москвы
Русские земли объединились вокруг Москвы. Почему эта небольшая пограничная крепость Владимирского княжества стала центром Российского государства?
Прежде всего, возвышению Москвы способствовало ее географическое положение. Отгороженная от Золотой Орды Рязанским и Нижегородским княжествами, окруженная густыми лесами, Московская земля была сравнительно тихим местом. Сюда редко приходили отряды татарских всадников. От набегов немцев, шведов и литовцев Москву защищали Новгород, Псков и Смоленское княжество. Поэтому русские люди, уходя от восточных и западных преследователей, охотно селились в Москве и подмосковных селах.
Москва находилась на перекрестке торговых путей. По Москве-реке на судах плыли новгородские купцы - к Волге и далее на Восток. Мимо Москвы проезжали купцы с севера на юг, в Крым. С юга в Москву приезжали греческие и итальянские купцы. Торговые люди останавливались в Москве, обменивались товарами. Москва богатела и росла, становясь важным торговым центром (по А.О. Ишимовой).
Рекомендации ученикам. Во время чтения фиксируйте в уме то, что считаете важным запомнить. Читая, отмечайте ключевые слова. Такое слово - узел, связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для «усвоения» какой-либо фразы достаточно выделить в ней одно-два ключевых слова и запомнить их. Записывать ключевые слова следует в определенном порядке, так, чтобы они составили смысловую цепочку. Эти слова-помощники дают возможность вспомнить почти точно основное содержание текста, а не пересказывать информацию слово в слово.
Попробуем найти ключевые слова в отрывке из текста о возвышении Москвы.
Сначала Москва - небольшая пограничная крепость Владимирского княжества. Здесь каждое слово имеет свое значение. Владимирское княжество - определенный адрес, граница - местоположение. Москва -крепость, значит, она сможет защитить своих жителей и гостей. Крепость небольшая - крупные города не видели в ней конкурента.
Из следующего абзаца возьмем словосочетание «тихое место», подразумевающее удачное положение и защищенность от врагов.
В последнем абзаце следует обратить внимание на выражение «перекресток торговых путей». Если бы Москва не находилась на перекрестке торговых путей, туда заезжали бы одни и те же купцы, не было бы обмена товарами, и, как следствие, Москва бы не богатела.
Итак, мы придали информации краткую и экономную форму, сжали текст до нескольких слов: «Москва», «граница», «Владимирское княжество», «тихое место», «перекресток торговых путей», «центр торговли», «объединение земель», «центр Российского государства».
В статье приведены лишь некоторые способы развития речи школьников на уроках истории. В принципе, обучает правильной речи сам предмет, текст учебника и дополнительных источников. Важно акцентировать внимание учеников на необходимости грамотной речи и своевременно корректировать ошибки, показывать многообразие нашего языка.