СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Пальчиковая гимнастика»»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Тема: Пальчиковая гимнастика

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев

В. А. Сухомлинский

Пальчиковая гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей. Представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, то есть совместных действий систем организма (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями рук.

Учеными подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан метод: ребенка просят показать один пальчик, два и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются вместе – это неговорящие дети.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Развитие речи и пополнение словарного запаса. Развитие коммуникативных отношений. Развитие координации движений. Укрепление психического и физического здоровья. Развитие творческих способностей. Умение соотносить действия с текстом. Ознакомление с фольклором.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: развивает эмоциональную выразительность; повышает работоспособность головного мозга; развивает внимание, память, воображение; способствует развитию пространственного мышления; снимает тревожность. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.

Игровые упражнения пальчиковой гимнастики бывают:

Традиционные: развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Учат напрягать и расслаблять мышцы. Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время («Зайка», «Стул», «Замок», «Цепочка», «Коза», «Филин», «Птичка», «Колокольчик», «Лесенка», «Скворечник»).

Нетрадиционные: Су – Джок терапия, аппликация, лепка, оригами, складывание узор из мозаики, перебирание крупы, палочек, спичек, пуговиц, бусинок, вырезание ножницами по контуру, рисование пальчиками и другое.

Правила выполнения упражнений:

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9. В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста. Рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Необходимо помнить:

Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;

Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться во всех образовательных деятельностях.

Появление пальчиковых игр. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

На Руси с малолетства учат играть в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Интересные факты о пальцах. Как известно, кровь обычно берется из безымянного пальца. Это объясняется просто во-первых, он меньше остальных задействован в работе. Во-вторых, кожа на нем значительно тоньше, и прокол получается менее болезненным. Мизинец же не используется из-за того, что он, как и большой палец, напрямую соединён с оболочками кисти. Если через них занести инфекцию, она может быстро распространиться на всю руку. Хорошо развитые, подвижные пальцы указывают на подвижный ум. Пальцы неразвитые, плохо сгибающиеся неповоротливость ума, часто тупость. Безымянный палец во многих языках имеет название. Так, в Европе его считают кольцевым, так как на нем часто носятся обручальные кольца. Известно, что традиция эта зародилась еще в Древнем Риме.

Итак, пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться, расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!