СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении школы «Мир общения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроения, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении школы «Мир общения»»

ОГС(К) ОУ школа-интернат VIII вида № 1

г. Новочеркасска Ростовской области















Выступление на методическом объединении школы

«Мир общения»













Разработал: Гуцева Т.Н., воспитатель



2015 г.





Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроения, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

  1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения Р осмысленные высказывания, используемые для общения.

  2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

  3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

  4. Жесты, как средства общения могут быть общепринятыми, т.е. иметь закреплённые за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для общей выразительности речи.

  5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

  1. Потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

  3. Ориентировка в личности собеседника.

  4. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе, что именно скажет.

  5. Бессознательно выбирает средства, речевые фразы, которыми будут пользоваться.

  6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.

  7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удаётся добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называются «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Выделяют следующие виды общения:

  1. «Контакт масок» - используются маски (вежливости, строгости, безразличия и т.п.), позволяющие скрыть истинные эмоции, отношения к собеседнику.

  2. Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект.

  3. Формально-ролевое – когда регламентированы и содержание, и средство общения.

  4. Деловое общение – когда учитывают особенности личности, по интересам дела более значимые.

  5. Духовное – межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов. Друг поймёт вас по выражению лица, движениям, интонации.

  6. Манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собеседника, при этом используются различные приёмы (лесть, обман, запугивание и т.п.).

  7. Светское общение – люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Общение осуществляется по основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный). В структуру речевого общения входят – значение и смысл слов, точность употребления слов, правильность построения фразы, правильность произношения звуков, темп речи, тональность голоса, дикция речи. В структуру неречевого общения входят: эмоции, мимика, жесты, пантомимика, прикосновения при общении – поглаживание, поцелуи, рукопожатие и пр.

Нарушение познавательной деятельности умственно отсталого ребёнка затрудняет его общение с окружающим миром. Он не всегда осознаёт факты действительности, не понимает широких социальных связей и отношений, в наблюдаемых явлениях не умеет вскрыть причинно-следственные зависимости.

Книга А.В. Ковалец «Азбука эмоций» - это практическое пособие по развитию эмоциональной сферы. Здесь представлены разнообразные упражнения, игры на выражение эмоций, на выразительность мимики, пантомимики. Для старших классов можно использовать вербальные, наглядные и практические задания, такие как «Прояви сочувствие» - изучение способностей к сопереживанию; «Одно движение руки» - позволяет оценивать умение учащихся понимать и использовать выразительные жесты; «Приятно – неприятно» - выявлять особенности эмоционального отношения учащихся к различным сторонам действительности; «Наша школа» - изучает уровень сфорсированности учебных интересов, отношения к различным сторонам школьной жизни. Методика «Нестандартные ситуации» выявляет уровень сформированности высших чувств, направления эмоциональной активности; методика «Три ответа» предоставляет решение проблемных ситуаций.

В методике «Говорящие краски» для оценки тех или иных эмоциональных состояний используют цвет.

В игровой и занимательной форме можно познакомить детей не только с правилами хорошего тона, но и с историческими истоками и общественной значимостью этих правил. Для этого можно провести занятия по следующим темам:

  1. Знакомство.

  2. Порядок.

  3. Как правильно прощаться.

  4. Я в этом мире.

  5. Изучи себя сам.

  6. Настроение и забота.

  7. Трудись с душой.

  8. Аккуратность.

  9. Порядок с порога.

  10. Добрая душа – добрые поступки.

  11. Жадность и ложь.

  12. Милости прошу, гости дорогие.

  13. Флаг России.

  14. Мы открываем фирму.

  15. Мир полон чудес.

  16. Грация и очарование.

  17. Музей – храм.

  18. Посещение театра.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. - СПб, 2006. - 320 с.

  2. Трошина О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие/О.В. Трошина, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцева. - М., 2005. - 384 с.

  3. Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Методическое пособие для педагогов общего и специального образования. – М., 2003. – 136 с. – (Коррекционная педагогика).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!