Выступление на курсах повышения квалификации «Участие в областном конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос» как форма приобщения к народной культуре»
В настоящее время конкурсное движение является одним из инновационных факторов развития образования, проходит большое количество муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов, призванных выявлять талантливых учащихся, знакомить с различными видами творческой деятельности детей.
С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие учеников должно быть направлено на их самореализацию. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка.
Я развиваю творческие способности обучающихся через их участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях исследовательских и проектных работ. В школе, где я работаю, мало обучающихся и учатся дети с разным уровнем обучаемости, но мои ученики являются активными участниками мероприятий районных, областных и всероссийских уровней. Ребятам очень нравится участвовать в подобных конкурсах.
Как я привлекаю к участию учеников? Во-первых, регулярно на родительских собраниях рассказываю родителям о предстоящих конкурсах и олимпиадах, показываю дипломы и сертификаты предыдущих работ. Во-вторых, провожу классные часы с учениками и также показываю дипломы, сертификаты учеников-участников, поздравляю их.
После наблюдений, бесед с родителями и проводимой диагностики, составляю для себя свой план работы с детьми. Провожу беседу среди учащихся о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, области. Совместно с родителями помогаю ученику достичь поставленных целей.
Что даёт участие в творческих конкурсах и олимпиадах для обучающихся?
повышает мотивацию и интерес к изучению предмета;
дает возможность попробовать свои силы и оценить свои способности;
стимулирует к дальнейшему развитию и повышает познавательную активность школьников;
прекрасная возможность пополнить свое портфолио.
Что дает участие мне, как учителю?
Это возможность выявить одаренных детей, детей с нестандартным мышлением. Использовать сложные вопросы олимпиад и конкурсов в качестве дополнительного материала, при подготовке к домашним заданиям. Когда ребята ищут ответ на сложные вопросы самостоятельно дома с помощью энциклопедий или интернета, они запоминают лучше, нежели им дать ответ в готовом виде, это так же способствует саморазвитию ребенка. А также, пополнить свое личное портфолио благодарственными письмами и грамотами.
Ожидаемые результаты:
повышения интереса учащихся;
отсутствие неуспевающих по предмету;
рост участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах;
повышение качества знаний
Как мы готовились к конкурсу «Моя малая родина».
В рамках внеурочной деятельности мы с ребятами подробно изучали растительный и животный мир Обоянского района Курской области, рассмотрели гербы нашего района и области, изучили историю их возникновения и сама по себе возникла проблема «какой герб может быть у нашего села?, что может быть символом?» Ребята предложили несколько птиц и зверей. Для подтверждения гипотезы приступили к поиску информации . Для сбора информации использовали разные методы: анализ литературных источников, экскурсии, беседы и интервью с местными жителями. Узнали о внешнем виде птиц, питании, размножении. Узнали, что про жаворонка сложено много пословиц и поговорок, поют песни в селе о жаворонке, пекут птичек на праздник «Сороки». Оказывается только в Долженково женщины, двигаясь в хороводе, руками точно повторяют трепетание крылышек жаворонка в полете; сохранились у нас в деревне знаменитые рушники ручной работы, а на них то в зеленой траве, то в цветах, то в полете прекрасная пташка – жаворонок. Да и сами люди в селе как жаворонки, такие же терпеливые, трудолюбивые, звонкоголосые. Беседуя с односельчанами, слушая песни, наблюдая за танцами долженковцев, мы убедились- да, жаворонок – это символ родного села. Он в природе, в песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве. Наша гипотеза подтвердилась. Все полученные знания ребята оформили в виде презентации. Позже в школу пришло положение о региональном конкурсе «Моя малая Родина» и мы решили поучаствовать, рассказать о своем селе. Ученики написали небольшое сочинение о символе села, теперь это сделать не вызвало никакого труда, затем выполнили рисунки жаворонка . По результатам исследовательской работы был создан видеоролик. В нем использованы фотографии, звукозаписи, видеосъемка. Село Долженково представлено как прекрасное и удивительное место на Курской земле с богатейшими народными традициями. В заключении ребята даже выражают сожаление: как жаль, что вся эта красота забывается, люди уезжают, пустеет деревня. Эти материалы мы направили на конкурс. Жюри высоко оценило работу моих учеников.
Во время работы над проектом ребята прикоснулись к родной природе, сделали для себя удивительные открытия, а яркие впечатления, наверное, навсегда останутся в памяти.
Данный вид совместной деятельности имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Цель учителя – воспитание у детей ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному селу, сопричастности к судьбе края, бережного отношения к его культурно-историческим и природным богатствам, ведь патриотизм – это, в первую очередь, любовь к малой Родине.
Кроме того проект объединил единой целью не только основных участников образовательного процесса –учителя и учеников, но и позволил привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения – родителей.