СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Влияние досуговой деятельности на социализацию детей в условиях реабилитационного центра»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Влияние досуговой деятельности на социализацию детей в условиях реабилитационного центра»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Влияние досуговой деятельности на социализацию детей в условиях реабилитационного центра»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с.Труслейка»


Морозова Елена Николаевна,

воспитатель


Выступление на конференции «Влияние досуговой деятельности на социализацию детей в условиях реабилитационного центра»

Момент прибытия в детский реабилитационный центр является для ребенка стрессогенным фактором, а пребывание там чаще всего воспринимается как социальная и пространственная изоляция. Для поступающих в детский реабилитационный центр детей и подростков характерна нарушенная социализация, имеющая большой набор проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде до различных проявлений девиантного поведения. К. Вайт писал: «Они (сироты) отличаются от других детей вследствие большого количества различных стигматизирующих процессов, которые ощущаются им в школе, в отношениях с соседями, с «публичным миром» социальных служб, очевидно, потому, что они исключены физически и психологически из своих семей»

Исследования И. В. Дубровиной и А. Г. Рузской показывают, что по окончанию государственного учреждения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ожидают еще больше трудностей. Вместо постоянного контроля и заботы со стороны сотрудников детского реабилитационного центра (воспитателей, учителей, социального педагога и т. д.) выпускник внезапно для себя остается один на один со своими проблемами в самостоятельной жизни. Покидая стены детского реабилитационного центра, он входит в самостоятельную жизнь дезадаптированным. Для российских детей это является важнейшей жизненной проблемой. Неуверенность в себе, низкая самоорганизованность, отсутствие целеустремленности, недостаточное развитие самостоятельности, неадекватная самооценка, неспособность выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия способности к сотрудничеству, — это особенности, которые не позволяют молодому человеку полноценно социализироваться в обществе и жить самостоятельно.

Согласно наблюдениям И. И. Шевченко, важным дополнительным фактором в социализации и социальной адаптации воспитанников детского реабилитационного центра, мягкого вхождения ребенка в социум выступают институты внешкольного образования и досуга. Внешкольная деятельность подростка под руководством квалифицированного специалиста не позволяет все сводить к сугубо воспитательной функции и успешно дополняет традиционные факторы социализации. Дети сироты в подростковым возрасте достигли такой стадии психофизиологического развития, при которой на первый план выходит стремление расширить свой социальный опыт, наступает период формирования самооценки, конкретизации требований к самому себе, поиска выхода из конфликтных ситуаций. Иными словами, наступает время становления системы социальных отношений с окружающими людьми, среди которых наибольшую ценность представляет не слово воспитателя или руководителя, а мнение ровесников, общества и возможность самоутверждения.

В связи с отсутствием некоторых социальных институтов (например, семьи) функция социализации актуализируется в сфере досуга. Об этом позволяют говорить возрастающая роль досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих (видов досуговой деятельности, значимых для молодежи, распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов поведения) в процессе социализации молодого поколения.

Музыка, танцы, игры, боевые искусства и др. привлекают воспитанников детского дома своей нерегламентированностью и добровольностью выбора различных форм досуга, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать внешкольную физическую и интеллектуальную, творческую и созерцательную, производственную и игровую деятельность. Для значительной части детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальные институты досуга являются ведущими сферами социальной интеграции и личностной самореализации.

Досуговая деятельность осуществляется на основе системы внешкольного образования с ее разнообразной деятельностью в кружках и объединениях по интересам. Кроме того, в последнее время эффективно реализуются специальные программы по взаимодействию общественных организаций с реабилитационными центрами. Сотрудничая с реабилитационными учреждениями, общественные организации и реабилитационные центры активизируют разнообразные поиски теоретического и практического характера по внедрению инновационных реабилитационных технологий, использующих различные виды досуга (например, физкультурной реабилитации, интерактивных технологий и т. д.).

Отметим, что среди наиболее популярных у воспитанников видов досуга доминирует физическая культура, которая в силу своей полифункциональности является неотъемлемым компонентом свободного времени и пронизывает все уровни досуга. Этот аспект учитывается во многих общественных организациях при составлении соответствующих реабилитационных программ. Физическая культура как фактор социализации в большей мере, чем другие элементы реабилитационных процессов, — носитель специфических общественных отношений, так как в этой системе, как и в обществе в целом, можно различить агентов социализации, специфические модели поведения и социальные взаимодействия.

Ребенок, находящийся в условиях детского реабилитационного центра, занимаясь физкультурно-реабилитационной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, и являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации. Примером активных и пассивных средств физкультурной реабилитации выступают иппотерапия, танцетерапия, цигун-терапия, реабилитационное ушу, различные виды аутогенной психомышечной тренировки и др.

Большинство общественных организаций и реабилитационных центров рассматривают используемую в различных реабилитационных технологиях физическую культуру как один из наиболее эффективных дополнительных факторов, способствующих успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Примером, подтверждающим эффективность физкультурной реабилитации, может служить деятельность общественной организации «Преодоление», которая осуществляется посредством различных социальных программ или проектов. Так, был реализован проект «ПРОДВИЖЕНИЕ 2», являющийся комплексом неразрывно связанных между собой серий мероприятий, в ходе которых были созданы группы по реабилитационным видам ушу (тайцзи-цюань) и различным видам танцев (брейк-данс). В середине 2009 г. был дан отчетный концерт в ДК «Кирова» г. Мурманска.

Освоение ребенком средств физкультурной реабилитации предполагало его морально-этическое развитие (информационные, мотивационные и деятельностные компоненты процесса социализации), на основе которого осуществлялась соответствующая физкультурная деятельность. В рамках проекта «PROДВИЖЕНИЕ 2» также проводилась первичная профилактика наркоманизации, алкализации и девиантного поведения, пропаганда здорового образа жизни через включение воспитанников детских домов в творческий процесс, направленный на развитие детской инициативы, социального творчества и т. п.

Однако приходится констатировать, что все преимущества подобных видов досуга пока не стали достоянием и привычным атрибутом образа жизни воспитанников детских реабилитационных центров .

Поэтому, учитывая кризис и трансформацию ряда вышеназванных социальных институтов, мы приходим к выводу, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, необходимы дополнительные факторы социализации (например, институты внешкольного образования и досуга), которые в силу своей специфичности обладали бы всеми функциями, присущими отсутствующим в детских реабилитационных центрах социальным институтам.

Из своего личного опыта я могу сказать, что основная цель нашего реабилитационного центра является создание условий для воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полноценными гражданами, здоровыми физически, психически и нравственно, способными самостоятельно строить жизнь , быть востребованным обществом и государством. Для успешной социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе досуговой деятельности в нашем центре реализуется комплекс реабилитационных программ под названием: «Я Гражданин»; «Планета здоровья»; «Мои права». Еженедельно воспитатели проводят с воспитанниками социально реабилитационного центра занятия согласно тематическому планированию. Воспитатель старается, обхватит каждого ребенка, чтобы воспитать успешно социализированного человека в обществе.

Так же для удачной социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под средством досуга, наши воспитанники посещают общественные кружки по своим интересам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!