СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Результаты реализации педагогического проекта «Совершенствование образовательного процесса как условие социализации обучающихся в вечерних (сменных) школах при исправительных учреждениях УФСИН России»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Результаты реализации педагогического проекта «Совершенствование образовательного процесса как условие социализации обучающихся в вечерних (сменных) школах при исправительных учреждениях УФСИН России»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Результаты реализации педагогического проекта «Совершенствование образовательного процесса как условие социализации обучающихся в вечерних (сменных) школах при исправительных учреждениях УФСИН России»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Вечерняя (сменная) школа № 7"


Иванюкова Ирина Николаевна,

учитель истории и обществознания


Выступление на конференции «Результаты реализации педагогического проекта «Совершенствование образовательного процесса как условие социализации обучающихся в вечерних (сменных) школах при исправительных учреждениях УФСИН России»



Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает согласно уголовно-исполнительному законодательству одним из основных средств исправления осужденных (речь в данном случае идет об общем образовании).

Осужденные являются гражданами Российской Федерации и не теряют этого статуса в процессе отбывания наказания. В свое время еще К. Маркс заметил: «Государство должно видеть в преступнике человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которой священно, и, наконец, самое главное - гражданина государства...».

В последние годы в российском обществе возросло значение социально-правовых ценностей, среди которых на первое место ставятся права и свободы человека и гражданина. Среди них особое место занимают социально-экономические права и свободы. Реализация этих прав особенно злободневна в местах лишения свободы, где предусмотрен значительный среди всех наказаний объем правоограничений граждан.

Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России (ст. 43 Конституции РФ), однако в отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности.

Образование не только средство повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, но и необходимый фактор формирования личности.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство построено на качественно новой идеологии – уважении и охране прав, свобод и законных интересов осужденных (ст. 10 УИК РФ). Одним из важнейших направлений реформирования уголовно-исполнительной системы является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами.

Вместе с тем правоприменительная практика показывает, что для более полного воплощения законодательных положений, относящихся к реализации прав и законных интересов осужденных в процессе отбывания наказания, требуется совершенствование механизмов их реализации.

На основе анализа проблем определена цель проекта, а также составлено дерево целей, включающее задачи совершенствования образовательной среды вечерних (сменных) общеобразовательных школ при исправительных учреждениях (Рис 7).

Цель проекта - повысить уровень социализации обучающихся вечерних (сменных) общеобразовательных школ при исправительных учреждениях посредством применения в образовательном процессе адаптированных педагогических технологий.

Проектная идея - внедрение в образовательный процесс вечерних (сменных) общеобразовательных школ при исправительных учреждениях комплекса мероприятий, способствующих морально – нравственному оздоровлению личности, её успешной социальной адаптации и ресоциализации после отбывания наказания.

Задачи проекта:

  • Создание единой информационной системы школ при ИУ ТО;

  • Создание единого методического совета школ при ИУ ТО;

  • Разработка и издание комплекта методических рекомендаций;

  • Адаптирование общеобразовательных программ к особенностям контингента обучающихся;

  • Реализация мероприятий по внеурочной деятельности;

  • Создание единой базы социальных партнеров;

  • Реализация программ ускоренного обучения.

Д

ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ АДАПТИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ



ерево целей





Создать условия для повышения мотивации осужденных к обучению, саморазвитию ,социальному и профессиональному самоопределению

Расширить возможности школ при исправительных учреждениях для осуществления урочной и внеурочной деятельности






  • Адаптирование общеобразовательных программ к особенностям контингента обучающихся

  • Реализация мероприятий по внеурочной деятельности

  • Реализация программ ускоренного обучения

  • Создание единой информационной системы школ при ИУ ТО

  • Создание единого методического совета школ при ИУ ТО

  • Разработка и издание комплекта методических рекомендаций










Анализ ситуации и желаемые результаты

В качестве конечного результата мы видим социально адаптированную личность, имеющую морально – нравственный и образовательный потенциал. Промежуточными результатами являются создан единый информационный портал «Шаг навстречу»;подготовленные к изданию и изданные сборники методических материалов; выпущенные диски с методическими материалами.


Проектное решение

В рамках проектного решения предлагается разработка методического обеспечения, информационного сопровождения образовательного процесса, проведение мероприятий по внеурочной деятельности, создание банка социальных партнеров, создание единого информационного портала.

Сборник инструктивно – методических материалов

В проекте предлагается издание сборника инструктивно – методических материалов. Он учитывает интересы всех участников образовательного процесса. Сборник будет предназначен для директоров, заместителей директоров школ, педагогов, реализующих внеурочную деятельность, и содержать рекомендации по организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных школах при исправительных учреждениях в рамках ФГОС, а также материалы по воспитательной работе.

В данном сборнике педагоги, реализующие общеобразовательные программы и программы внеурочной деятельности, смогут предлагать примерную структуру программ, делиться опытом их проектирования и проведения.

На основе предлагаемых алгоритмов урочной и внеурочной деятельности каждое образовательное учреждение при исправительном учреждении сможет разработать собственные программы, реализовать мероприятия, которые будут отражать специфику обучающихся, а также материальные, творческие и другие возможности каждой школы, учитывать пожелания администрации исправительных учреждений.

Методические материалы для педагогов планируется разрабатывать по следующим направлениям:

  1. в помощь классному руководителю школ при ИУ:

  • примерные планы воспитательной работы;

  • сценарии тематических классных часов, воспитательных мероприятий различной направленности и др.

  1. дидактические материалы по учебным предметам начального общего, основного общего и среднего общего образования в условиях введения ФГОС;

  2. проблемы обучения взрослых в начальной школе;

  3. формирование УУД у обучающихся вечерней школы;

  4. материалы для коррекционной работы с обучающимися;

  5. рекомендации по разработке рабочих программ по предметам учебного плана школы;

  6. опыт работы педагогов в условиях введения ФГОС.

Методические материалы для обучающихся планируется подготовить по темам:

  1. рекомендации по самостоятельному изучению программного материала обучающимися;

  2. инструкции по выполнению проектных работ;

  3. рекомендации для подготовки к зачету;

  4. методические рекомендации для написания реферата, подготовки презентации;

  5. материалы по подготовке к государственной итоговой аттестации.

Сборник предлагается выпускать с периодичностью 2 раза в год. В качестве приложений к сборнику могут выходить методические материалы по конкретным темам (сценарии праздников, разработки уроков и т.д.) 1 раз в 3 месяца.

Воспитательная работа

Многие обучающиеся школ при ИУ имеют признаки социально-культурной и педагогической запущенности. У этих обучающихся на низком уровне сформированы психологические и психофизиологические предпосылки общеобразовательной деятельности, у некоторых имеются слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности. Большой процент обучающихся школы на свободе употребляли алкоголь, наркотики, некоторые имеют заболевание ВИЧ.

Целью воспитательной работы является: создание благоприятных социально-психологических условий для ресоциализации личности обучающихся.

Воспитательная работа включает в себя такие направления как профилактическое, духовно – нравственное, гражданско - патриотическое, спортивно – оздоровительное, художественно - эстетическое.

Исходя из этого, с целью расширения познавательного кругозора обучающихся в течение всего учебного года предусматривается организация классных часов и бесед по направлениям:

  • обучение конструктивным навыкам взаимодействия;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • помощь в создании жизненной стратегии;

  • построение позитивного образа своего настоящего и будущего.

Примерами такой работы могут быть беседы в отрядах по различной тематике, например:

- цикл бесед о здоровье («О вреде курения», «Сон», «Гигиена здоровья»),

- цикл бесед «История в женских портретах» («Леди Ди», «Коко Шанель», «Железная леди»),

- цикл бесед по формированию активной гражданской позиции («Я – гражданин России», « С чего начинается Родина» и т.д.)

- беседы ко Дню Победы и Дню освобождения города Калинина от немецко – фашистских захватчиков («Великая Победа великого народа», «У войны не женское лицо», «На войне детей не бывает», «Парад Победы»).

В рамках воспитательной работы проводятся мероприятия, которые стали традиционными:

  • День знаний;

  • День учителя;

  • День матери;

  • «Новогодний огонек»;

  • Международный женский день;

  • День Победы;

  • Последний звонок;

  • День борьбы со СПИДом;

  • Конкурс стихотворений о Великой отечественной войне;

  • Просмотр и обсуждение фильмов о ВОВ;

  • День Матери России;

  • День защиты детей.

Ресоциализация осужденных – приоритетная задача. Ресоциализация осужденных – это целенаправленный процесс возвращения осужденного и приобретения им необходимых возможностей и (или) способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права.

Возврат в общество законопослушных граждан из числа освобождающихся из мест лишения свободы, а также оказавшихся в трудной ситуации в связи с уголовным преследованием, не имеет альтернативы в плане противодействия дальнейшей криминализации общества. Не случайно оказание помощи осужденным в социальной адаптации регламентировано Российским законодательством и является приоритетной задачей всей уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем исправительные учреждения не могут моделировать жизнь осужденного на свободе, поскольку исполнение наказания определяется пенитенциарными стандартами принудительного режима.

Центром общей проблематики уголовного наказания, его идеологии,  самой сферы исполнения наказания в виде лишения свободы должен стать именно процесс ресоциализации осужденных как частный случай проблемы сплочения (интеграции) общества.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!