Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Вечерняя (сменная) школа № 7"
Иванюкова Ирина Николаевна,
учитель истории и обществознания
Выступление на конференции «Результаты реализации педагогического проекта «Совершенствование образовательного процесса как условие социализации обучающихся в вечерних (сменных) школах при исправительных учреждениях УФСИН России»
Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает согласно уголовно-исполнительному законодательству одним из основных средств исправления осужденных (речь в данном случае идет об общем образовании).
Осужденные являются гражданами Российской Федерации и не теряют этого статуса в процессе отбывания наказания. В свое время еще К. Маркс заметил: «Государство должно видеть в преступнике человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которой священно, и, наконец, самое главное - гражданина государства...».
В последние годы в российском обществе возросло значение социально-правовых ценностей, среди которых на первое место ставятся права и свободы человека и гражданина. Среди них особое место занимают социально-экономические права и свободы. Реализация этих прав особенно злободневна в местах лишения свободы, где предусмотрен значительный среди всех наказаний объем правоограничений граждан.
Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России (ст. 43 Конституции РФ), однако в отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности.
Образование не только средство повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, но и необходимый фактор формирования личности.
Действующее уголовно-исполнительное законодательство построено на качественно новой идеологии – уважении и охране прав, свобод и законных интересов осужденных (ст. 10 УИК РФ). Одним из важнейших направлений реформирования уголовно-исполнительной системы является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами.
Вместе с тем правоприменительная практика показывает, что для более полного воплощения законодательных положений, относящихся к реализации прав и законных интересов осужденных в процессе отбывания наказания, требуется совершенствование механизмов их реализации.
На основе анализа проблем определена цель проекта, а также составлено дерево целей, включающее задачи совершенствования образовательной среды вечерних (сменных) общеобразовательных школ при исправительных учреждениях (Рис 7).
Цель проекта - повысить уровень социализации обучающихся вечерних (сменных) общеобразовательных школ при исправительных учреждениях посредством применения в образовательном процессе адаптированных педагогических технологий.
Проектная идея - внедрение в образовательный процесс вечерних (сменных) общеобразовательных школ при исправительных учреждениях комплекса мероприятий, способствующих морально – нравственному оздоровлению личности, её успешной социальной адаптации и ресоциализации после отбывания наказания.
Задачи проекта:
Создание единой информационной системы школ при ИУ ТО;
Создание единого методического совета школ при ИУ ТО;
Разработка и издание комплекта методических рекомендаций;
Адаптирование общеобразовательных программ к особенностям контингента обучающихся;
Реализация мероприятий по внеурочной деятельности;
Создание единой базы социальных партнеров;
Реализация программ ускоренного обучения.
Д
ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ АДАПТИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ерево целей
Создать условия для повышения мотивации осужденных к обучению, саморазвитию ,социальному и профессиональному самоопределению
Расширить возможности школ при исправительных учреждениях для осуществления урочной и внеурочной деятельности
Адаптирование общеобразовательных программ к особенностям контингента обучающихся
Реализация мероприятий по внеурочной деятельности
Реализация программ ускоренного обучения
Создание единой информационной системы школ при ИУ ТО
Создание единого методического совета школ при ИУ ТО
Разработка и издание комплекта методических рекомендаций
Анализ ситуации и желаемые результаты
В качестве конечного результата мы видим социально адаптированную личность, имеющую морально – нравственный и образовательный потенциал. Промежуточными результатами являются создан единый информационный портал «Шаг навстречу»;подготовленные к изданию и изданные сборники методических материалов; выпущенные диски с методическими материалами.
Проектное решение
В рамках проектного решения предлагается разработка методического обеспечения, информационного сопровождения образовательного процесса, проведение мероприятий по внеурочной деятельности, создание банка социальных партнеров, создание единого информационного портала.
Сборник инструктивно – методических материалов
В проекте предлагается издание сборника инструктивно – методических материалов. Он учитывает интересы всех участников образовательного процесса. Сборник будет предназначен для директоров, заместителей директоров школ, педагогов, реализующих внеурочную деятельность, и содержать рекомендации по организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных школах при исправительных учреждениях в рамках ФГОС, а также материалы по воспитательной работе.
В данном сборнике педагоги, реализующие общеобразовательные программы и программы внеурочной деятельности, смогут предлагать примерную структуру программ, делиться опытом их проектирования и проведения.
На основе предлагаемых алгоритмов урочной и внеурочной деятельности каждое образовательное учреждение при исправительном учреждении сможет разработать собственные программы, реализовать мероприятия, которые будут отражать специфику обучающихся, а также материальные, творческие и другие возможности каждой школы, учитывать пожелания администрации исправительных учреждений.
Методические материалы для педагогов планируется разрабатывать по следующим направлениям:
в помощь классному руководителю школ при ИУ:
примерные планы воспитательной работы;
сценарии тематических классных часов, воспитательных мероприятий различной направленности и др.
дидактические материалы по учебным предметам начального общего, основного общего и среднего общего образования в условиях введения ФГОС;
проблемы обучения взрослых в начальной школе;
формирование УУД у обучающихся вечерней школы;
материалы для коррекционной работы с обучающимися;
рекомендации по разработке рабочих программ по предметам учебного плана школы;
опыт работы педагогов в условиях введения ФГОС.
Методические материалы для обучающихся планируется подготовить по темам:
рекомендации по самостоятельному изучению программного материала обучающимися;
инструкции по выполнению проектных работ;
рекомендации для подготовки к зачету;
методические рекомендации для написания реферата, подготовки презентации;
материалы по подготовке к государственной итоговой аттестации.
Сборник предлагается выпускать с периодичностью 2 раза в год. В качестве приложений к сборнику могут выходить методические материалы по конкретным темам (сценарии праздников, разработки уроков и т.д.) 1 раз в 3 месяца.
Воспитательная работа
Многие обучающиеся школ при ИУ имеют признаки социально-культурной и педагогической запущенности. У этих обучающихся на низком уровне сформированы психологические и психофизиологические предпосылки общеобразовательной деятельности, у некоторых имеются слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности. Большой процент обучающихся школы на свободе употребляли алкоголь, наркотики, некоторые имеют заболевание ВИЧ.
Целью воспитательной работы является: создание благоприятных социально-психологических условий для ресоциализации личности обучающихся.
Воспитательная работа включает в себя такие направления как профилактическое, духовно – нравственное, гражданско - патриотическое, спортивно – оздоровительное, художественно - эстетическое.
Исходя из этого, с целью расширения познавательного кругозора обучающихся в течение всего учебного года предусматривается организация классных часов и бесед по направлениям:
обучение конструктивным навыкам взаимодействия;
пропаганда здорового образа жизни;
помощь в создании жизненной стратегии;
построение позитивного образа своего настоящего и будущего.
Примерами такой работы могут быть беседы в отрядах по различной тематике, например:
- цикл бесед о здоровье («О вреде курения», «Сон», «Гигиена здоровья»),
- цикл бесед «История в женских портретах» («Леди Ди», «Коко Шанель», «Железная леди»),
- цикл бесед по формированию активной гражданской позиции («Я – гражданин России», « С чего начинается Родина» и т.д.)
- беседы ко Дню Победы и Дню освобождения города Калинина от немецко – фашистских захватчиков («Великая Победа великого народа», «У войны не женское лицо», «На войне детей не бывает», «Парад Победы»).
В рамках воспитательной работы проводятся мероприятия, которые стали традиционными:
День знаний;
День учителя;
День матери;
«Новогодний огонек»;
Международный женский день;
День Победы;
Последний звонок;
День борьбы со СПИДом;
Конкурс стихотворений о Великой отечественной войне;
Просмотр и обсуждение фильмов о ВОВ;
День Матери России;
День защиты детей.
Ресоциализация осужденных – приоритетная задача. Ресоциализация осужденных – это целенаправленный процесс возвращения осужденного и приобретения им необходимых возможностей и (или) способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права.
Возврат в общество законопослушных граждан из числа освобождающихся из мест лишения свободы, а также оказавшихся в трудной ситуации в связи с уголовным преследованием, не имеет альтернативы в плане противодействия дальнейшей криминализации общества. Не случайно оказание помощи осужденным в социальной адаптации регламентировано Российским законодательством и является приоритетной задачей всей уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем исправительные учреждения не могут моделировать жизнь осужденного на свободе, поскольку исполнение наказания определяется пенитенциарными стандартами принудительного режима.
Центром общей проблематики уголовного наказания, его идеологии, самой сферы исполнения наказания в виде лишения свободы должен стать именно процесс ресоциализации осужденных как частный случай проблемы сплочения (интеграции) общества.