Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»
Ашакова Олеся Александровна,
учитель истории
Выступление на конференции
«Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания»
Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектирование» является особым учебным предметом и занимает достойное место в учебных планах не только в зарубежных школах, но и уже в системе российского образования. Те учителя, которые не первый год используют в своей работе метод проектирования, согласятся, что проектная деятельность — это здорово! Почему?
Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, год которыми в современной педагогике подразумеваются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.
Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе.
В-третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.
В-четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.
Что же такое метод проекта?
Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.
Учебный проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.
Структура учебного проекта
Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».
Проект — это «пять «П»»:
Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
Проектирование (планирование деятель нести).
Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
Продукт (изготовление, оформление продукта).
Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.
Организация работы над проектом
Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
обсуждение возникших идей;
перечисление интересующих учащихся тем проектов;
формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
уточнение намеченной цели и задач;
поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);
интерпретация данных;
сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
систематизация полученных данных;
построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).
Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
осмысление полученных данных и способов достижения результата;
обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).
Классификация проектов по количеству участников
Персональные (индивидуальные).
Парные.
Групповые.
Классификация проектов по доминирующей деятельности
Виды проектов | Сущность проекта | Представление результатов |
Исследовательский | Имеет структуру, приближенную к научным исследованиям по истории и обществознанию. Включает обоснование актуальности избранной темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей, задач исследования, его методов. | Письменное оформление, формулировка выводов и обозначение проблем на дальнейшую перспективу. Примерные темы: — «17 октября 1905 г.: Манифест или Конституция»; — «Отношение немецкого народа к Сталинграду: вчера и сегодня»; — «Возрождение казачества: история и перспективы»; — «Роль местного самоуправления в развитии области»; — «Демографические проблемы региона». |
Информационный | Направлен на обучение учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный проект. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (анализ литературы, СМИ, баз данных, в том числе и электронных, методы анкетирования, интервьюирования), ее обработка(анализ, обобщение, сопоставление и т. д.) . | Публикация в СМИ статей, например, об истории родного края. Размещение в сети Интернет информации об истории и жизни школы. Анализ данных социологического опроса, например: «Считаете ли вы необходимым восстановление храма Николая Угодника в нашем селе?». Сравнительно-сопоставительный анализ, например: «Политика Ивана Грозного и И.В.Сталина: сравнительная характеристика» и др. |
Ролевой | | |
Творческий | | |
Практико-ориентированный | | |
Все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-участников проекта реализуются в каждом проекте. Необходимо помнить, что речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты могут укладываться в один урок.
Пример. Тема «Семья в современном обществе» (обществознание, 11 класс).
Каждая группа получает задание: составить социальную рекламу, которая могла бы обратить внимание на проблемы семьи в современном обществе. В процессе работы на уроке учащиеся выдвигают проблемы, продумывают способ подачи материала, создают рекламные буклеты и в конце урока представляют их классу.
Тема «Куликовская битва» (история, 6 класс). Проект «Создание диафильма».
В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров».
Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров».
Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.
Презентация групповых проектов — «премьера» фильма.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Пример. Тема «Правление Александра II». Проект «Учебник истории пишем сами».
В начале изучения темы предлагается самостоятельно создать параграфы изучаемой темы. Учитель формулирует тему, проблему и объясняет задание. Учащиеся делятся на группы и на протяжении нескольких уроков пишут параграфы учебника, используя дополнительную литературу, различные источники.
Учащиеся должны:
— сформулировать заголовок и план каждого параграфа;
— написать небольшой авторский текст;
— раскрыть событийно-хронологический ряд;
— отобрать материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет», задания к тексту и т. д.;
— придумать иллюстрации.
В конце изучения темы каждая группа представляет параграфы изученной темы.
Данный проект можно сделать и на одном уроке (мини-проект), но в этом случае группа пишет один параграф или одну страничку учебника. Данный проект будет уже по силам учащимся 7-8 классов.
Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края» и др.
Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.
Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.
Пример. Социальный проект «Малая родина в сердце России». В процессе данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам района.
Работа шла по трем направлениям:
1) определение конкретного экскурсионного маршрута по историческим местам района;
2) социальное взаимодействие с органами местной власти с целью привлечения к проблеме сохранения памятников на территории нашего края;
3) историческое просвещение детей и родителей.
Классификация проектов по комплексности
(по предметно-содержательной области)
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.
Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Надпредметные (социальные) проекты.
Пример. Тема «СССР в первые послевоенные десятилетия».
Предметный проект: «Они восстанавливали страну в послевоенные годы» (о земляках-ветеранах труда, восстанавливавших страну после войны).
Межпредметный: «Произведения художественной литературы как источник для изучения истории первых послевоенных десятилетий» (история и литература). «Изменение границ СССР после Великой Отечественной войны» (история и география).
Надпредметный: Программа помощи ветеранам труда.
Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию
данные социологического опроса;
бизнес-план;
электронное учебное пособие;
рукописный учебник истории;
исторический журнал;
законопроект;
ролевая игра;
письмо в…;
статья;
мультимедийный продукт;
сравнительно-сопоставительный анализ;
сценарий;
праздник;
костюм;
видеофильм;
видеоклип;
социальная реклама;
стенгазета;
разработанный маршрут экскурсии;
театрализация;
справочник;
web-сайт;
игра;
путеводитель и др.
Роль учителя в проектной деятельности
Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями и, конечно, фантазией. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!»
Учитель берет на себя тьютерские функции:
— является консультантом на всех этапах проектной деятельности;
— инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности в учениках;
— предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);
— помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;
— «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);
— он координатор всего группового процесса;
— является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.