СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции

«Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»



Ашакова Олеся Александровна,

учитель истории

Выступление на конференции

«Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания»


Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектирование» является особым учебным предметом и занимает достойное место в учебных планах не только в зарубежных школах, но и уже в системе российского образования. Те учителя, которые не первый год используют в своей работе метод проектирования, согласятся, что проектная деятельность — это здорово! Почему?

Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, год которыми в современной педагогике подразумеваются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.

Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе.

В-третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.

В-четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.

Что же такое метод проекта?

Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.

Учебный проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.


Структура учебного проекта


Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это «пять «П»»:

  • Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

  • Проектирование (планирование деятель нести).

  • Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

  • Продукт (изготовление, оформление продукта).

  • Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.


Организация работы над проектом


  1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

    1. высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

    2. обсуждение возникших идей;

    3. перечисление интересующих учащихся тем проектов;

    4. формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

  1. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

    1. уточнение намеченной цели и задач;

    2. поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

    3. обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);

    4. интерпретация данных;

    5. сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

  1. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

    1. систематизация полученных данных;

    2. построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).

  1. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

    1. осмысление полученных данных и способов достижения результата;

    2. обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).


Классификация проектов по количеству участников


  1. Персональные (индивидуальные).

  2. Парные.

  3. Групповые.


Классификация проектов по доминирующей деятельности


Виды проектов

Сущность проекта

Представление результатов

Исследовательский

Имеет структуру, приближенную к научным исследованиям по истории и обществознанию. Включает обоснование актуальности избранной темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей, задач исследования, его методов.

Письменное оформление, формулировка выводов и обозначение проблем на дальнейшую перспективу.

Примерные темы:

— «17 октября 1905 г.: Манифест или Конституция»;

— «Отношение немецкого народа к Сталинграду: вчера и сегодня»;

— «Возрождение казачества: история и перспективы»;

— «Роль местного самоуправления в развитии области»;

— «Демографические проблемы региона».

Информационный

Направлен на обучение учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный проект. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (анализ литературы, СМИ, баз данных, в том числе и электронных, методы анкетирования, интервьюирования), ее обработка(анализ, обобщение, сопоставление и т. д.)

.

Публикация в СМИ статей, например, об истории родного края.

Размещение в сети Интернет информации об истории и жизни школы.

Анализ данных социологического опроса, например: «Считаете ли вы необходимым восстановление храма Николая Угодника в нашем селе?».

Сравнительно-сопоставительный анализ, например: «Политика Ивана Грозного и И.В.Сталина: сравнительная характеристика» и др.

Ролевой



Творческий



Практико-ориентированный



Все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-участников проекта реализуются в каждом проекте. Необходимо помнить, что речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.


Классификация проектов по продолжительности


Мини-проекты могут укладываться в один урок.

Пример. Тема «Семья в современном обществе» (обществознание, 11 класс).

Каждая группа получает задание: составить социальную рекламу, которая могла бы обратить внимание на проблемы семьи в современном обществе. В процессе работы на уроке учащиеся выдвигают проблемы, продумывают способ подачи материала, создают рекламные буклеты и в конце урока представляют их классу.

Тема «Куликовская битва» (история, 6 класс). Проект «Создание диафильма».

  1. В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров».

  2. Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров».

  3. Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.

  4. Презентация групповых проектов — «премьера» фильма.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Пример. Тема «Правление Александра II». Проект «Учебник истории пишем сами».

В начале изучения темы предлагается самостоятельно создать параграфы изучаемой темы. Учитель формулирует тему, проблему и объясняет задание. Учащиеся делятся на группы и на протяжении нескольких уроков пишут параграфы учебника, используя дополнительную литературу, различные источники.

Учащиеся должны:

— сформулировать заголовок и план каждого параграфа;

— написать небольшой авторский текст;

— раскрыть событийно-хронологический ряд;

— отобрать материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет», задания к тексту и т. д.;

— придумать иллюстрации.

В конце изучения темы каждая группа представляет параграфы изученной темы.

Данный проект можно сделать и на одном уроке (мини-проект), но в этом случае группа пишет один параграф или одну страничку учебника. Данный проект будет уже по силам учащимся 7-8 классов.


Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края» и др.


Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.

Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.

Пример. Социальный проект «Малая родина в сердце России». В процессе данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам района.

Работа шла по трем направлениям:

1) определение конкретного экскурсионного маршрута по историческим местам района;

2) социальное взаимодействие с органами местной власти с целью привлечения к проблеме сохранения памятников на территории нашего края;

3) историческое просвещение детей и родителей.


Классификация проектов по комплексности


(по предметно-содержательной области)

  1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.

  2. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

  3. Надпредметные (социальные) проекты.

Пример. Тема «СССР в первые послевоенные десятилетия».

Предметный проект: «Они восстанавливали страну в послевоенные годы» (о земляках-ветеранах труда, восстанавливавших страну после войны).

Межпредметный: «Произведения художественной литературы как источник для изучения истории первых послевоенных десятилетий» (история и литература). «Изменение границ СССР после Великой Отечественной войны» (история и география).

Надпредметный: Программа помощи ветеранам труда.

Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию

  • данные социологического опроса;

  • бизнес-план;

  • электронное учебное пособие;

  • рукописный учебник истории;

  • исторический журнал;

  • законопроект;

  • ролевая игра;

  • письмо в…;

  • статья;

  • мультимедийный продукт;

  • сравнительно-сопоставительный анализ;

  • сценарий;

  • праздник;

  • костюм;

  • видеофильм;

  • видеоклип;

  • социальная реклама;

  • стенгазета;

  • разработанный маршрут экскурсии;

  • театрализация;

  • справочник;

  • web-сайт;

  • игра;

  • путеводитель и др.


Роль учителя в проектной деятельности


Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями и, конечно, фантазией. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!»

Учитель берет на себя тьютерские функции:

— является консультантом на всех этапах проектной деятельности;

— инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности в учениках;

— предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);

— помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;

— «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);

— он координатор всего группового процесса;

— является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!