Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»
Михайлова Ирина Николаевна,
социальный педагог
Выступление на конференции «Применение разнообразных методов организации воспитательного процесса в ОГБПОУ ДТК»
Современное образовательное учреждение – это сложная социально-педагогическая система, включающая педагогический, ученический и родительский коллективы, различные объединения и организации педагогических работников и учащихся.
Один из методов организации воспитательного процесса в ОГБПОУ ДТК – ученическое самоуправление, позволяющее успешно решать такие задачи, как развитие и сплочение коллектива учащихся, формирование социально активной личности учащегося, вовлечение в управление делами ОГБПОУ ДТК педагогов, учащихся и родителей. Самоуправление имеет три уровня. Первый – групповое ученическое самоуправление, второй – ученическое самоуправление образовательного учреждения, третий – соуправление ОГБПОУ ДТК.
На уровне группы формируются рабочие группы, в основном, по видам деятельности (познавательная, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, трудовая, шефская и т.д.). Путем голосования избирается совет группы. Представители классов составляют Совет обучающихся. Также создаются временные Советы дел для проведения коллективных творческих дел. Совет ОГБПОУ ДТК, который состоит из членов Совета учащихся, педагогов и родителей учащихся. Его деятельность осуществляется через тематические собрания.
Коллективная творческая деятельность – хорошо известная и оправдавшая себя методика. По видам деятельности КТД классифицируются как общественно-политические, трудовые, познавательные, художественные, спортивные и др. В современных условиях КТД выполняют две задачи: развивают отношения в коллективе; позволяют помочь отдельным школьникам в их развитии и самоактуализации.
Популярными и традиционными творческими делами в ОГБПОУ ДТК стали: День самоуправления – традиционно проводится в День учителя, когда обучающиеся полностью заменяют учителей и администрацию; Новогодний праздник – позволяет практически каждому проявить себя (выбор заданий, подготовка сценариев, конкурсов, выступлений, украшение школы, подготовка поздравлений, выпуск стенных газет, работа новогодней почты); День Святого Валентина; выпускной.
Традиционный метод организации воспитания учащихся – кураторство. Куратор группы является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, наставником, другом своих воспитанников. Работа куратора строится, планируется на основе программы воспитания ОГБПОУ ДТК, личностно-ориентированного подхода, с учетом уровня воспитанности учащихся, социальных и материальных условий их жизни, семейных обстоятельств.
Классные руководители взаимодействуют с преподавателями, с педагогом-психологом, с заместителем директора по воспитательной работе, с социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, педагогами дополнительного образования. Работа куратора с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах учащегося, организацию помощи в обучении, развитии. Формы работы кураторов разнообразны: беседы, дискуссии, конкурсы, игры, походы и экскурсии, ролевые игры, общественно полезный и творческий труд и т.д.
На заседаниях своего методического объединения кураторы обсуждают вопросы организации воспитательной деятельности, результативность работы, обмениваются опытом, обсуждают и анализируют проводимые мероприятия.
Темы МО:
Работа с родителями как одно из направлений деятельности куратора;
Воспитательная работа в ОГБПОУ ДТК;
Роль куратора в развитии учащихся в процессе творчества и сотрудничества;
Инновационные воспитательные технологии.
Система дополнительного образования, как один из методов воспитательного процесса, связана с двумя проблемами: досугом детей и их свободным временем, направлена на формирование мотивации к познанию и творчеству.
Задачи дополнительного образования:
- развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального опыта;
- ориентация в мире информации;
- релаксация (ослабление и снятие психического и физического напряжения);
- восстановление израсходованных сил.
Традиционным стало проведение школьной краеведческой конференции:
- учащимися под руководством педагогов ведется большая исследовательская работа по изучению родного края;
- прививается умение собрать, обработать и представить материалы.
Взаимодействие с родителями учащихся – еще один из методов воспитания. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - писал В.А.Сухомлинский. Семья вместе с образовательным учреждением создает комплекс факторов и условий, который определяет эффективность образовательного процесса.
Наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи и ОГБПОУ ДТК на сегодня, по мнению педагогов, являются:
- занятость родителей добыванием средств к существованию;
- недостаточное внимание к образованию детей;
- низкий уровень доверия ОГБПОУ ДТК;
- невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей.
В работе с родителями у нас применяются коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.
Коллективные:
- родительские собрания;
- «круглые столы»;
- родительский лекторий;
- встречи с администрацией;
Групповые:
- работа с родительскими комитетами;
- групповые консультации;
- проведение совместных праздников, спортивных соревнований, творческих дел;
Индивидуальные:
- беседы;
- консультации;
- посещения на дому.
Социальная защита ребенка.
Основными направлениями деятельности соц. педагога являются:
- организация социальной помощи и поддержки обучающихся и сотрудников ОГБПОУ ДТК;
-создание социально комфортной обстановки и безопасности учащихся;
- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся.
Социальный педагог – посредник между учащимися и ОГБПОУ ДТК, семьей, средой, специалистами внешкольных социальных служб и административных органов. Социальным педагогом ведется необходимая документация, составляется банк данных по категориям. В работе используются групповые и индивидуальные формы работы: собрания, классные часы, беседы, консультации. Участие в проведении недель правовых знаний. Организация оздоровления учащихся. Взаимодействие с органами опеки.