4
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»
Михайлова Ирина Николаевна,
социальный педагог
Выступление на конференции «Представление педагогического проекта «Мы живем в Поволжье: Роль регионального компонента в воспитательных программах в условиях учреждения среднего профессионального образования»»
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Сегодня, в условиях, когда государство начинает определять новую идеологию, формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности, становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода и т.д.
В российском масштабе можно выделить ряд факторов, которые противоречат духовно-нравственному воспитанию молодежи:
в настоящее время Россия переживает духовный кризис;
основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;
поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, не принесли желаемых результатов;
упадок общественной морали.
Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества и приоритетное внимание государства к воспитанию подрастающего поколения. В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Исходя из этого, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен следующий национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
«В российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые опирались бы на нашу историю, традиции, объединяли бы время и поколения способствовали консолидации нации и, конечно же, открывали возможности для создания нового, современного пространства культуры, в котором живет и развивается человек, реализует свой потенциал» (В.В. Путин)
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системы мировой и национальных культур. Ибо «вне культуры настоящее и будущее народов… и государств лишается смысла. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества» (Д. С. Лихачев).
Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации. Сегодня, когда происходит духовное оскудение человека путем его отчуждения от природы, от традиций и истории своего края, малой Родины, семьи, когда внешняя политика других стран направлена на дискредитацию государства в целом, стратегическую идею формирования подрастающих поколений как подвижника возрождения и развития нации должен составить главный принцип: патриотизм и гражданственность.
Патриот - это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, - знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.
Личностные особенности формируются не путем вызревания «изнутри» на основе наследственных предрасположенностей, а «извне» - на основе включения личности в различные формы общения и деятельности с другими людьми. В колледж х ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов к учебной и внеурочной работе для приобщения подростков кистории и культуре родного края. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях ОО .
В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Причем, устанавливается соотношение распределения времени между федеральным и национально-региональным компонентами: федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; национально-региональный компонент – не менее 10%:
Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Выявлены следующие основные затруднения:
недостаточная разработанность методологических основ национально-регионального компонента содержания образования;
формальное осознание необходимости, значимости национально-регионального компонента, некий стихийно-эмпирический подход в его реализации в урочной и внеурочной деятельности со стороны педагогов.
Анализ публикаций, посвященных реализации национально-регионального компонента в России и Ульяновской области в частности, показал, что на сегодняшний день методика реализации национально-регионального компонента в практике обучения разработана недостаточно.
В педагогической науке понятие «региональный компонент» в образовании определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса. Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование, вооружение студентов системой знаний о регионе, подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами.
Таким образом, реализация национально-регионального компонента в образовательной практике обуславливает особые требования к деятельности преподавателя. Учитель должен выступать не только как носитель и передатчик этнонациональной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и как широко мыслящий, образованный наставник, способный определить место этнической культуры в общемировой поликультурной системе, как посредник между различными культурами. Педагогу необходимо, в первую очередь, самому осознать, что реализация национально-регионального компонента в образовании и воспитании а, призвана создавать условия для формирования национального самосознания параллельно с усвоением соответствующих социальных и нравственных норм поведения.
Как указывается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года», модернизация образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная колледж должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции подчеркивается также, что важнейшими задачами воспитания является «формирование у студентов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Национально-региональный компонент – часть Федерального государственного образовательного стандарта и введение его в курс предметов программы не должно и не может быть искусственным или принудительным. Эта работа будет более результативной и задачи духовно - нравственного (патриотического) развития и воспитания будут решаться эффективнее, если освоение содержания национально-регионального компонента начинать с первых дней обучения детей в колледже , давая с малых лет детям представление о месте и роли их региона в мире.
Введение национально-регионального компонента может иметь 4 различных способа реализации национально-регионального компонента содержания образования:
полипредметный - предполагает органическое включение регионального содержания в базовое (в предметы федерального компонента) и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков;
монопредметный, в региональном контексте - это углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов, которые входят в инвариантную часть регионального базисного учебного плана.
монопредметный интегративный - это разработка комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи
вариант национально-регионального содержания образования. Это элективные учебные курсы по отдельным образовательным областям
Закономерно возникает вопрос, на какой основе строить национально-региональный компонент, чтобы оптимально реализовать общегосударственный и региональный заказ на образованность человека?
В своей работе я делаю упор на культурологическую основу формирования и интеграции знаний в национально-региональном аспекте содержания образования. На мой взгляд, именно культурологическая модель позволяет включить в национально-региональный компонент следующие актуальные содержательные направления общего среднего и начального профессионального образования - формирование мировоззренческой, познавательной, нравственной, экономической, экологической, валеологической, политической, правовой, эстетической, технологической, физической и т.д. культуры личности современного подростка.
В комплексной работе я учитываю требования, предъявляемые государством к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию студентов, что отразилось в содержании и тематике внеурочных занятий, уроков и воспитательных мероприятий в различных образовательных и воспитательных областях, целью которых является:
Рис.1
| ЦЕЛЬ: Формирование национальной идентичности как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, на основе ознакомления с национальной историей и культурой своего региона и страны в целом |
|
| ЗАДАЧИ: | |
1) Повышение качества учебно-воспитательного процесса путем обновления содержания образования и воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по национально-региональному компоненту |
2) Усиление взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными образовательными учреждениями и учреждениями культуры по вопросам внедрения национально-регионального компонента. |
3)Усиление роли семьи в воспитании подрастающего поколения. |
4) Формирование целостных знаний о Ярославской области и Ростовском районе, ознакомление с культурно-историческими, этнографическими, природно-экономическими и духовно-нравственными особенностями региона |
5) Создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, |
Ориентация на региональный компонент обуславливает новизну подхода не только в учебно-воспитательной работе, но и в организации работы по дополнительному образованию. Дополнительное образование – это ключевое звено в системе внеурочной работы ОО, так как именно здесь имеются наиболее оптимальные возможности для формирования юного гражданина, его социализации, развития творческих способностей. Народная культура несет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, и в результате в памяти детей сохраняются наиболее значимые и ценные сведения о культурных традициях родного края, что, в конечном итоге, способствует воспитанию «духовной оседлости». Народные праздники, игры, промыслы, народный эпос и другие формы народного творчества, богатые морально-этическими назиданиями, во многом отражают бесценный педагогический опыт приобщения к богатствам национальной культуры.
Передача детям социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа может осуществляться через изучение и освоение народной культуры своего региона, знакомство со страницами истории, через трудовую деятельность.
Никакое национальное возрождение, никакая устная передача прогрессивных народных традиций невозможны без приведения в действие фольклорных традиций в воспитательной работе. Участвуя в фольклорных праздниках, шаг за шагом дети погружаются в мир радости, добра, любви; знакомятся с древними обычаями предков, постепенно постигая истинное значение традиции. Система тематических внеклассных мероприятий, выстроенная с учетом национально-регионального компонента, способствует социально-культурной адаптации учащихся в современном мире, позволяет подняться на новый, более высокий уровень приобщения к культуре своего и других народов, изменить представление об историко-литературном процессе России.
Цели и задачи внедрения национально-регионального компонента реализуются через следующие направления:
Духовно-нравственное, которое предполагает осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое, включая система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Социально-патриотическое, направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Героико-патриотическое, составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Спортивно-патриотическое, направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Главные принципы работы:
1. Принцип региональности – ориентация на учет особенностей родного края в учебно–воспитательном процессе.
2. Принцип гуманизации – широкое включение в содержание образования знаний о человеке, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.
3. Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе родного края.
4. Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным предметам в единое целое с учетом задач и потребностей региона.
5. Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности, осознающей особенности и особую остроту экологической ситуации, ответственность перед современным и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного края.
Диагностика эффективности реализации национально-регионального компонента
Содержание и процедуры аналитико-оценочной деятельности представляют собой инструментальный элемент разработанной нами модели, овладение которым обеспечивает эффективное управление процессом реализации программы на уровне отдельного класса, подросткового коллектива и образовательного учреждения в целом. Основными критериями педагогического анализа и оценки качества являются:
1) овладение детьми опытом практической деятельности (качество результата),
2) проектирование и реализация национально-регионального компонента (качество процесса),
3) внутришкольный менеджмент процесса реализации национально-регионального компонента.
Каждому показателю соответствует определенная методика, например, анализ (самоанализ) реализации событийного подхода при проектировании национально-регионального компонента в учебно-воспитательной работе; проективное мини-сочинение «Прошлое страны – наше настоящее и будущее» и др.; «Продолжи предложение»; наблюдение за учётом тендерных особенностей при подготовке и проведении мероприятий.
В исследовании могут быть применены следующие методы диагностики: беседа (с обучающимися, родителями, педагогами), метод наблюдения, анкетирование, ранжирование, социометрия.
В результате реализации программы ожидается:
В колледже , как в образовательной системе:
Совершенствование системы учебно-воспитательной работы путем обновления содержания образования и воспитания, расширения спектра активных форм и методов работы по национально-региональному компоненту, разработке учебно-методических комплексов для реализации моделей национально-регионального компонента на практике;
Вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, в том числе роли семьи, усиление взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными образовательными учреждениями и учреждениями культуры
В образе выпускника:
В познавательной сфере: развитие творческих способностей, расширение культурного кругозора;
В историко-краеведческой сфере: формирование целостных знаний о Ульяновской области и Мелекесском районе, ознакомление с культурно-историческими, этнографическими, природно-экономическими и духовно-нравственными особенностями региона
осознание ответственности за историю страны, ее культурно-историческое наследие, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
В социальной сфере: способность к самореализации, формирование активной жизненной позиции, участие в культурной жизни региона;
В духовно-нравственной сфере: формирование нравственной культуры,осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Колледж выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в колледже необходимо активно использовать национально-региональный компонент в учебно воспитательном процессе.
Использование материала на основе регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности несет большой объем знаний по различным темам: природа, фольклор, литература, история края, интересные люди.
Национально-региональный компонент образования предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона, с учетом потребностей и интересов местного населения и ориентированного на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона и национальной литературы.
Исходя из вышеизложенного, национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника, как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций, гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре своего региона каждым учащимся, содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры, повысить статус образования как фактора развития региона.
В довершении можно сказать реализация национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе на современном этапе – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимно переплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно его выстраивать. Важной стороной содержательной зрелости его организации является включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
Я убеждена, что внедрение программы реализации регионального в учебный процесс нашей ОО создаст обучающую среду, способствующую усвоению содержания обучения регионального компонента и формирования национального самосознания, толерантного мышления, патриотического воспитания и гражданственности, проявлению творческого потенциала учащихся.