СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Результаты реализации проекта «Профориентация подростков в условиях реабилитационного центра с использованием игры Проф Х»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Результаты реализации проекта «Профориентация подростков в условиях реабилитационного центра с использованием игры Проф Х»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в городе Димитровграде Ульяновской области



Абдурахманов Валерий Асманович,

инструктор по труду

Выступление на конференции по теме «Результаты реализации проекта «Профориентация подростков в условиях реабилитационного центра с использованием игры Проф Х»


Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека. Как вы думаете, когда человек начинает «примеривать» на себя разные профессии? Воспоминания подсказывают, что очень рано. Даже детские игры в доктора, учителя, продавца имеют значение для формирования у человека активной позиции в выборе профессии. Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека. Этап выбора профессии начинается в начальной школе и может быть продолжаться достаточно длительное время. И чем больше ребёнок будет знать о мире профессий, тем больше будет знать о собственных возможностях и об объёме необходимых знаний для приобретения той или иной профессии, тем реальнее будет его профессиональный выбор, тем богаче будет его собственный опыт в этой сфере и тем легче ему ориентироваться в огромном множестве профессий.

Профориентационная работа с несовершеннолетними — одно из направлений реабилитационного процесса в нашем социально-реабилитационном центре, данная работа имеет целенаправленный и системный характер. Учитывая тот факт, что на реабилитацию, в большинстве случаев, поступают несовершеннолетние из семей «группы риска», в которых родители не выполняют в полной мере свои функции по воспитанию, содержанию и обучению детей, употребляют спиртные напитки, нигде не работают, перед специалистами-реабилитологами стоит сложная задача: повысить уровень мотивации детей на обучение, привить трудовые навыки, формировать значимости рабочих профессий, способствовать развитию умения понимать и анализировать экономическую информацию, а самое главное умение соотнести хочу-могу.

Реализация профориентационных мероприятий в нашем учреждении осуществляется через систему воспитательной работы с несовершеннолетними, начиная с трехлетнего возраста.

Профориентационная работа проводится по нескольким направлениям разными специалистами.

Воспитатели формируют навыки по бытовому самообслуживанию, формируют у подростков трудолюбие, работоспособность, ответственность за порученное дело. Все это реализуется через трудовые поручения вовремя ОПТ, кружковую деятельность.

В своей работе воспитатели могут использовать различные формы и методы работы с детьми разного возраста.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности для ребенка – это игра. Понимание труда взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях происходит в процессе сюжетно-ролевой игры.

У воспитанников младшего и среднего школьного возраста, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять и углублять представления детей о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребятам еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить в виде наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений взрослых людей, специалистов в определенной области.

У подростков появляется сильно выраженная потребность в самопознании, которая обусловлена новой ведущей деятельностью – общением со сверстниками. На этой стадии работа с воспитанниками характеризуется направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. В итоге у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии. И здесь важную роль играют педагоги – психологи. На своих занятиях специалисты знакомят детей с психофизиологическими качествами человека, необходимыми той или иной профессии.

Педагоги-психологи учат понимать, что же могут подростки и чего, в конечном счете, хотят. Для этого проводится психологическая диагностика интересов и профессиональной направленности, анализ способностей и личностных особенностей.

Мероприятия о мире профессий, информирование о спросе на рынке труда, о требованиях, предъявляемых к определенной профессиональной деятельности проводятся и мной инструктором по труду. В рамках программы по трудовому воспитанию ежегодно проводится цикл «Город рабочих профессий», «Наукоград – спектр возможностей». На первом занятии ребята знакомятся с международным движением WorldSkills-олимпиада рабочих рук. Далее ежемесячно путешествуют в мир рабочих профессий: овощевода, социального работника, повара, помощника воспитателя, парикмахера и др.

В своей профориентационной работе я использую настольную игру «Проф Х», которая является инклюзивной интерактивной педагогической технологией, призванной пробудить у подростков интерес к осознанному выбору профессии и выработке индивидуальной стратегии достижения профессионального успеха, стимулирующая формирование необходимых компетенций для дальнейшей трудовой деятельности. Здесь подростки взаимодействуют со своим опытом и опытом своих друзей.

Настольная игра «Проф Х» представлена базовой версией и адаптивными версиями, отвечающими потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игра «Проф Х» моделирует процесс индивидуального профессионального развития, включая этапы окончания школы, получения дипломов о среднем или высшем образовании, трудоустройства и получения заработной платы. В игре возникают ситуации, при которых игроки вынуждены конкурировать за трудоустройство на работу по той или иной специальности

Играя в «Проф Х», подростки:

  • прорабатывают алгоритмы достижения профессионального успеха;

  • узнают больше о существующих профессиях;

  • учатся понимать важность трудовой деятельности для достижения успеха в жизни;

  • учатся принимать ответственность за свое будущее на себя, думать на несколько шагов вперед, использовать свои сильные стороны;

  • развивают самосознание;

  • развивают коммуникативные навыки в совместной деятельности.

Игру «ПрофХ» можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе с подростками.

В процессе игры мы решаем следующие задачи:

  • знакомство подростков с широким кругом профессий и специальностей, учебными заведениями, механизмом получения образования;

  • объяснение важности учета данных качеств, способностей и знаний при выборе профессии;

  • проработка индивидуальной траектории развития подростков соответствии с предпочитаемыми ими профессиями;

  • стимулирование интереса к образовательной и трудовой деятельности как сферы личностной самореализации;

  • помощь в формировании самооценки.


Подростки достаточно хорошо понимают правила игры (если же у кого-то из игроков возникают затруднения, то они быстро разрешаются совместными усилиями). Во время проведения игры наравне с подростками играю сама и привлекаю педагога психолога.

В методическом пособии даны следующие методы работы с игрой.

«Калейдоскоп профессий»

«Портрет профессионала»

«Траектория взлета к успеху в профессии»

«Собеседование у работодателя»

«И конкуренция нам не страшна»

Индивидуальная «траектория взлета»

«Кто я в профессии»

«Мой путь в профессию»

«Карьерное дерево».

Игра требует мыслительной деятельности от участников и может длиться довольно продолжительное время.

Профориентационная работа с воспитанниками в нашем Центре ориентирована на формирование у них представлений о профессиональной деятельности, о путях и способах получения образования, адекватной оценки своего уровня образования и профессиональной подготовки при планировании возможностей трудоустройства.

Социальные педагоги нашего социально – реабилитационного центра взаимодействуют с Центром занятости г. Димитровграда.

Очень увлекательными проходят ежемесячные экскурсии в пятую аварийно-спасательную часть МЧС России по городу Димитровграду. Ребята не только знакомятся с профессией спасателя, но и учатся оказывать первую помощь при несчастных случаях, просматривают фильмы об этой профессии, проходят нешуточные испытания. Внимательность, умение ориентироваться в пространстве, умение делать выводы и правильно задавать вопросы помогают участникам испытаний.

В процессе профориентационной работы у наших ребят:

  • развиваются важные навыки - коммуникация, целеполагание и т.п.;

  • подростки готовятся к профессиональной деятельности, моделируя сопоставимые с жизнью ситуации;

  • развиваются трудовые навыки, которые пригодятся им в любой жизненной ситуации.

Используемая литература:

  1. Методическая разработка по использованию Проф Х

  2. http://www.srcnsoglasie.ru/proforientatsionnaya-rabota-s-nesover/

  3. https://www.maam.ru/detskijsad/proforientacija-nesovershenoletnih-v-uslovijah-socialno-reabilitacionyh-centrov.html

  4. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/planirovanie/rabota-piedaghogha-psikhologha-po-proforiientatsii-s-sovriemiennymi-obuchaiushchimisia-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii

Спортивно-познавательная игра

«По дорогам профессий»

Цель: Через игровые формы ознакомить обучающихся с многообразием

профессий.

Задачи:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!