СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Развитие речи учащихся на занятиях по обществознанию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции по теме «Развитие речи учащихся на занятиях по обществознанию»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Развитие речи учащихся на занятиях по обществознанию»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»


Хотенова Дарья Станиславовна,

преподаватель обществознания


Выступление на конференции по теме «Развитие речи учащихся на занятиях по обществознанию»


Проблема развития речи учащихся сегодня чрезвычайно актуальна. Уровень речевого развития значительного числа учащихся явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невыразительные устные и письменные ответы на занятиях, стиль общения на переменах. Поистине угрожающие размеры приняло сквернословие и засорение речи словами-паразитами.

Современная система образования, наряду с СМИ и другими социальными институтами, вносит свой посильный вклад в речевую деградацию.

Главной задачей современного российского образования является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на занятиях русского языка и литературы, но и обществознания.

В результате изучения обществознания обучающийся должен в первую очередь уметь:

- формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации социальных сведений;

- формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы, соотнося их с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- сравнивать и сопоставлять, анализировать исторические события и явления.

Формирование у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций: устного диалога; письменного диалога; умения участвовать в дискуссии; монологической речи; развитие письменной речи, основные приёмы и методы по развитию речи занятии по обществознанию.

Художественная литература - важный источник ознакомления учащихся с обществознанием. Значение ее в следующем: живое литературное слово писателя дает образец грамотной и богатой русской речи; художественные образы повышают наглядность изложения материала, конкретизируют его; эмоциональное воздействие рассказа педагога на занятии в сочетании с отрывком из художественного произведения способствуют не только формированию представлений о прошлом, но и помогают запомнить материал прочно и надолго; сравнение описания одних и тех же событий в художественной литературе и историческом сочинении способствует развитию мышления учащихся.

Устный  диалог: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.

Учебная дискуссия. Среди методов, которые помогают педагогу формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии обучающиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать.

Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.

Формы дискуссий:

- “круглый стол” - беседа, в которой на равных участвует небольшая группа учащихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с аудиторией (остальной частью класса);

- “заседание экспертной группы”, на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (4-6 человек), а затем они излагают свои позиции всей учебной группе. При этом каждый участник выступает с коротким сообщением;

- “форум” - обсуждение, сходное с “заседанием экспертной группы”, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией;

- “симпозиум” - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждением, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории;

- “дебаты” - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд, - и опровержений;

- “техника аквариума” - особый вариант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди форм учебной дискуссии. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.

Развитие монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.

Очень полезно на начальном этапе изучения обществознания - учить пересказу текста. Это способствует развитию памяти, вырабатывает и формирует навыки правильной монологической речи.

Основные приёмы работы над пересказом текста:

- составление опорного конспекта с историческими символами;

- применение на занятиях памяток-алгоритмов (при изучении сложных, явлений, а также при изучении участников этих событий);

- работа над связной устной речью (включает в себя «рисование» словесной картинки с использованием картин или ситуативных картинок, составление предложений, рассказа);

- использование логических схем и таблиц, помогающих систематизировать, классифицировать материал.

Приемы работы с учащимися, отстающими в речевом развитии:

- рассказ по иллюстрации. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрацию и составить предложение о том или другом действующем лице, описать его одежду, действия и т. п. Это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает видеть главное, оживляет занятия. Прием старый, но достаточно действенный.

- обучение пересказу (пример): Прочитайте текст, подберите эмоционально окрашенные слова, современные выражения. Подробно перескажите текст.

- развитие письменной речи. Способствует таким формам деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др.

- важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся является словарная работа. Способствует обучению конспектирования текста составления плана ответа или статьи, эссе, сочинения, составления памяток, заполнения таблиц и др; Обогащает словарный запас учащихся (работа с понятиями, историзмами, крылатыми выражениями); Словарная работа пронизывает весь процесс обучения истории (правильно пользоваться историческими терминами не только во время ответа на уроке, но и употреблять новые слова в обыденной речи).

Перед ознакомлением с понятием можно задать вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас новое слово?» Сравнение нескольких ассоциаций поможет сформулировать определение.

Прием «горячий стул» для закрепления изученного материала: один ученик на стуле сидит спиной к доске, на которой написаны понятия; учитель показывает понятие, которому нужно дать определение, дети говорят определение, ученик на стуле называет понятие;

Составление кроссвордов;

Задание        найти несколько определений одного понятия в разных словарях и сравнить их друг с другом.

Учащимся старших курсов целесообразно давать задания проанализировать слова и выбрать те, которые они применили бы в своей речи, составить речевые конструкции с новыми словами. Помимо словарей, представленных в Интернете, в настоящее время вышли в свет многие интересные издания, способные помочь в словарной работе:

Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. М., 2000.

Курносова И.М., Макаров В.И. Русская история и культура в художественном слове. Словарь. Учебное пособие. М., 2010.

Редкие слова в произведениях авторов XIX века: Словарь-справочник / Сост. Р.П. Рогожникова, К.А. Логинова, С.А. Пономаренко и др. М., 2000.

Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей. М., 1996.

Романова Н.Н., Филиппов А.В., Панькин В.М. Знаки прошлого и настоящего: Краткий словарь. М., 2007.

Рязанцев В.Д. Имена и названия: Словарь эпонимов. М.,1998.


Заключение

В докладе приведены лишь некоторые способы развития речи обучающихся на занятиях по обществознанию. В принципе, обучает правильной речи сам предмет, текст учебника и дополнительные источники. Важно акцентировать внимание обучающихся на необходимости грамотной речи и своевременно корректировать ошибки, показывать многообразие нашего языка.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!