СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Развитие познавательной активности учащихся на занятиях по обществознанию в системе СПО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Развитие познавательной активности учащихся на занятиях по обществознанию в системе СПО»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Димитровградский технический колледж»


Терехина Елена николаевна,

преподаватель обществознания


Выступление на конференции по теме «Развитие познавательной активности учащихся на занятиях по обществознанию в системе СПО»


Модернизация образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приемов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводятся в школах, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создает у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы и контраргументы, играть разнообразные роли.

Учение становится учебной деятельностью тогда, когда учащийся овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уроках истории и обществознания пока преобладают два основных источника информации – учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условиях современного, быстро меняющегося мира.

Важно, чтобы, узнав что-то новое, подросток задал себе вопросы: что я сегодня узнал? Что это значит для меня лично? Главное – научить их задумываться о смысле изучаемого содержания, преобразовывать теорию в жизненный опыт. Поэтому задачей до профессионального исторического образования становится не только изучение факторов, явлений и процессов в развитии общества, но также формирование знаний учащихся о самом себе и использование ими социального опыта с целью самостоятельного решения проблем. Главная цель для учителя – достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего развития личности.

Современный урок должен быть прежде всего эффективным по содержанию и достаточно ярким и запоминающимся. Эффективность урока определяется его результатами в образовании, воспитании и развитии учащихся, достигнутыми при рациональной, без перегрузки, затрате времени и усилий учителя и учащихся.

Исходя из общешкольной проблемы я работаю над проблемой

«Развития познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания» через комплекс решаемых задач:

  1. Развитие личностного потенциала учащихся, их способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их реализации.

  2. Развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору, способности выбирать свой образовательный и жизненный маршрут, способ поведения в конкретных ситуациях и в различных областях деятельности.

  3. Научить общим принципам постановки и решения познавательных проблем, формировать историческое мышление: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков, выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги), существующих в реальной социокультурной среде (книги, кино, библиотеки, компьютерные образовательные программы, средства массовой информации); разным способам работы с учебной книгой.

  4. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории человечества, своей страны и их культуре.

  5. Стимулировать процесс гуманизации личности подростка, формировать качества, которые общество хотело бы видеть у выпускника школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими.

Для решения этих задач в своей работе я использую различные методы и формы работы, пользуюсь новыми учебниками, методической литературой, периодической печатью.

Каждый свой урок я начинаю с короткого рассказа о событиях, которые произошли в разные годы. Привлекаю к урокам материалы периодической печати, приучаю ребят смотреть информационные программы.

Анализ затруднений учащихся по истории, показывает, что главной причиной отставания является не наличие пробелов в

знании предшествующего материала, а неподготовленность к изучению истории и применению полученных знаний.

У отстающих школьников отсутствуют или находятся на низком уровне навыки аудирования, чтения, устной и письменной речи, умения выделять в тексе логические части и главную мысль, пересказывать, самостоятельно составлять рассказ на основе прочитанного, участвовать в беседе, точно отвечая на поставленный вопрос.

Поэтому я стремлюсь формировать у учащихся умения выделять в изучаемом материале самое главное, существенное.

Для этого на уроках часто использую такие задания как, самостоятельно выделить главное в тексте учебника, составить развёрнутый или простой план, или краткий опорный конспект,

что имеет важное значение для развития мышления.

Для активизации познавательной активности учащихся и их интереса к предмету на уроках использую дидактические игры:

  • Словарное лото.

  • Хронологическое лото.

  • Словарная дуэль.

  • Хронологическая дуэль.

  • Словарная или хронологическая разминка.

  • Словарный аукцион.

  • Угадай слово.

  • Светофор.

  • Разгадай кроссворд.

Эти игры я провожу как на уроках-практикумах, уроках закрепления, обобщения и проверки знаний, так и на обычных комбинированных уроках. Немало внимания уделяю словарной работе, с целью выявления значения исторических понятий и терминов, развития навыков правильности написания и произношения. Для этого кроме дидактических игр провожу исторические и словарные диктанты.

Немаловажную роль в развитии мышления и познавательной активности учащихся играет написание реферата, подготовка докладов и сообщений. Эти виды задания я чаще всего использую в старших классах (1-2 за учебный год), хотя обучение к этим видам работ всегда начинаю с учащихся 7 класса. Для того чтобы научить детей составлять и писать рефераты и доклады, прежде всего я их знакомлю со всеми нормами и требованиями к работам, помогаю подбирать необходимый материал, составлять список литературы. Выполнение этих заданий приучает старшеклассников к ответственности и готовит их к продолжению обучения в других учебных заведениях

Методика тестирования. Чтобы получить высокие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Для этого учителям надо овладеть определенными приемами использования тестов в текущем, рубежном и итоговом контроле знаний и умений учащихся. Педагогам необходимо понять принципы построения тестов, их цели и свойства, уметь отличать качественные тесты от некачественных. Глубокое понимание особенностей тестов как формы контроля знаний и умений учащихся позволит учителю сформировать психологическую устойчивость к выполнению заданий у школьников.

Почти на каждом своем уроке я использую тесты в качестве проверки знаний учащихся по определенным темам, тем самым помогаю привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность в себе (особенно учащимся старших классов). Поэтому необходимо расширять кругозор школьников, учить ориентироваться в современных общественных проблемах ( определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, а также оценивать свои действия – и индивидуальные, и в группе.

«Использование ИКТ на уроках истории»

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории XXI век – век высоких компьютерных технологий, инновационного развития экономики, глобальной информатизации, интенсивного развития средств коммуникации, век стремительных социальных и экономических изменений. Образование – непрерывный и динамичный процесс и основная задача школы – создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни. В наше время от уровня образованности людей существенно зависит уровень развития страны, качество жизни ее населения. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Сегодня уже 60% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Но подготовка молодёжи к будущему заключается не только в плане “готовности работать”. Использование ИКТ в образовании может помочь в решении этих противоречий. Обучение – это процесс получения знаний. Традиционный источник знаний – учебник ограничен в своих возможностях. Обучающимся на разных ступенях образования всегда требовались дополнительные источники информации: библиотеки, музеи, архивы. В этом отношении жители крупных городов находятся в более благоприятных условиях, чем сельские жители. Здесь можно говорить о существовании информационного неравенства. Решить эту проблему поможет широкое применение в обучении информационных ресурсов Интернета. Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. История – это, пожалуй, единственный предмет в системе образования, который за последние 10–15 лет претерпел кардинальные изменения как в плане взглядов на сам предмет, так и на методику его преподавания. Новые учебники и программы разных авторов предлагают разную трактовку и свое видение предмета, порой учебник написан сложным, непонятным для ребенка языком. При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет ответственность за запоминание и усвоение материала. Большой объем информации, который все труднее обрабатывать вручную (один параграф может содержать от 10 до 20–25 страниц текста), безликие учебники (нет схем, графиков, иллюстраций и т.д.), отсутствие интереса к предмету – все это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке ИКТ. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, “погрузить” ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся. Информационно-коммуникационные технологии способны: вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. Используя ИКТ в обучении, учитель ставит перед собой следующие цели: – Эффективное обучение на основе научно разработанной программы. – Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка. Опыт работы показывает, что наиболее удобными программами являются Power Point, Paint. Такой выбор объясняется, прежде всего, распространенностью данного пакета и его унифицированностью – любой человек имеющий представление о хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах. Power Point позволяет и преподавателю, и ученику стать разработчиком собственного программного продукта. Использование компьютеров в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Сегодня имеется большое разнообразие мультимедийных учебников, которые вызывают интерес у учащихся всех возрастов и разных уровней подготовки (знаний). Одно из самых распространенных электронных устройств, применяемых сейчас в школе – интерактивная доска. С помощью такой доски учитель может продемонстрировать учащимся графики, диаграммы, карты, таблицы. Внедрение в учебный процесс интерактивной доски позволяет создать комфортную эмоциональную среду для усвоения материала. Новые технологии могут стать инструментом решения одной из главных проблем педагогики – создание у учащихся потребности в знаниях и желания покорять новые вершины. Применение информационных технологий и систематическое использование в процессе преподавания гуманитарных дисциплин приводит к следующим результатам: *Повышение уровня использования наглядности на уроке; *Повышение производительности урока; *Установление межпредметных связей с основами информатики и вычислительной техники, физики, литературы и др. *Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории. Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь стать более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и творческой работе – отвечать на “каверзные” вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться “расшевелить”, “подтянуть” самых слабых и пассивных. Параллельно работающий“автоматизированный обучающий конвейер” — это лишь еще один педагогический инструмент. В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной “меловой технологии”, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием интерактивной доски и компьютера



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!