СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Развитие лексической и образной составляющих речи средствами малых фольклорных форм»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Развитие лексической и образной составляющих речи средствами малых фольклорных форм»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Земляничка» города Димитровграда Ульяновской области»


Галеева Ризидя Иордановна,

учитель-логопед


Выступление на конференции по теме «Развитие лексической и образной составляющих речи средствами малых фольклорных форм»


Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой проводились фронтально. Общий эмоциональный настрой на активное слушание создавался с помощью обращения к личному опыту детей; им предлагали понять мотивы поступков героев и выразить к ним своё отношение. Особое внимание уделялось средствам образности [4].

Во время чтения или рассказывания произведения, а также перед заучиванием наизусть текстов пословиц поговорок внимание детей акцентировалось на образных средствах текстах. Дошкольники часто затруднялись самостоятельно выделить средства образности [5].

Особое место в работе было уделено ознакомлению дошкольников с пословицами и поговорками, приучающими видеть и чувствовать необычность и художественность описания предмета и эмоционально откликаться на образность этого жанра [6].

Н.В Гавриш подчёркивает, что показателем богатства речи является не только объем словаря, но и разнообразием используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а так, же выразительное оформление связного высказывания. Поэтому каждая речевая задача связана с образностью речи. Цель словарной работы заключается в понимании смыслового богатства слова, помочь ребёнку найти точное слово в построении самостоятельного высказывания, уместно его употребить [23].

Методика, разработанная Н.В. Гавриш, частично использовалась в исследовании Л.А. Колдуновой «Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста». Центральной задачей стала работа над пониманием значений слов и их оттенков и использование полученных знаний в собственных сочинениях детей [17].

Прежде всего, обращалось внимание на обогащение жизненных впечатлений, а для этого постоянно организовывались целенаправленные наблюдения [51].

Дети читали пословицы, пересказывали их, придумывая персонажей и интерполируя на них ситуацию из пословицы. При чтении поговорок и пословиц, дети отмечали слова с различными смысловыми оттенками. Задумывались о различных характеристиках персонажей пословиц. Это способствовало уместному и точному употреблению образных слов и выражений в сочинениях детей [4].

Е.В. Савушкина отмечает, что при работе над образным восприятием слов и развитием словаря дошкольников, следует в первую очередь обратиться к изобразительному искусству. То, что зафиксировано на бумаге фиксируется и в памяти. Она предлагает пословицы и поговорки не только читать пересказывать своими словами, но и изображать в виде рисунков. В процессе рисования дети изображают намного больше и интереснее чем могут рассказать. После того как рисунок нарисован, детям надо дать задание его объяснить. Например, изображая пословицу, «не рой другому яму сам в неё попадёшь», некоторые дети нарисуют яму, с человеком находящимся в нутри, иные нарисуют капкан с охотником, или что-либо похожее. В таком случае дети наглядно увидят, что рыть яму имеет множество значений, обозначающих одно, по сути. Планирование нечто плохого,  оборачивается негативом самому автору злого умысла [15].

Детей, нарисовавших не прямой сюжет надо отметить, сделать как вариант конкурс, победитель которого получает особое поощрение. Рассказывая о содержании рисунка, ребёнок может не знать некоторых слов, чтоб дать полное описание. В таком случае воспитатель не должен сразу подсказывать пусть ребёнок попытается объяснить, используя синонимы [24].

Нельзя допускать, чтоб ребенок вошёл в ступор, и полностью перестал рассказывать. Если ребёнок остановился в своём рассуждении, можно предложить другим детям, в качестве викторины сказать, то слово, которое вызвало паузу. Если его никто из детей не знает, тогда воспитатель его называет, и рассказывает о его значениях, где это слово уместно применять [22].

Леонтьев отмечает в своих работах, что детская психология более чем взрослого зависит от двигательной памяти, поэтому пословицы и поговорки лучше всего непросто прочитывать, но и проигрывать, в виде дидактических игр, развивающих занятий, и театральных постановок, с участием самих детей [11].

В методике изучения пословиц в детском саду можно также использовать следующие приёмы: дописывание окончания в пословицу, исправление ошибки в слове, изображение на рисунке, сценке содержание пословицы [10].

Три основных направления: игра, изобразительное искусство, чтение и пересказ. Применяемые при работе с детьми по развитию их словаря с помощью пословиц и поговорок привели к разработке обобщающего типового занятия [35].

А.И. Горина в своей работе «Методические рекомендации педагогу при разработке занятия с детьми дошкольного возраста» выдвигает предположение, что в методике ознакомления дошкольников с фольклором, целесообразно задействовать родителей, дав им домашние задание. В задании необходимо указать, чтоб дошкольникам читалась произведения фольклора, а по возможности с помощью фольклора объяснялись поступки и события, потребовавшие объяснения. При этом автором подчёркивается, что домашние задание необходимо дать именно родителям, а не детям. Да дети могут прочитать пословицы, но подобрать ситуацию из жизни, к сюжету каждой из них у них недостаточно жизненного опыта. Кроме того пословицы – имеют очень краткую форму, с богатым содержанием. Именно краткая форма может ребёнка ввести в заблуждение, он может подумать, что с этой пословицей ему все понятно и можно перейти к другой. В то время как понятность достигнута прямым восприятием её смысла. Вот что автор пишет по этому поводу, дав домашние задание ребёнку, мы лишаем родителей хлопот на время выполнения им заданного. Сложный материал, может быть неправильно понят, что в последующем процессе воспитания обучения может привести к серозным трудностям [40].

При проведении с детьми дошкольного возраста работы по развитию их словаря, воспитателю важно знать уровень усвоения пройденного материала. В первую очередь для того чтоб скорректировать занятия по своему содержанию, лишний раз повторив пройденный материал, при своевременном его усвоении, детьми, или при знании детей превышающих программу обучения расширить уже имеющийся материал чем-то новым [33].

Чтоб в процессе обучения материал не стал неинтересным, непонятным и в итоге не потерять контроль над группой, необходимо регулярно проверять уровень знаний. Особенно это касается пословиц и поговорок. Для того чтобы оценить уровень усвоения средств образности речи у детей. И умений дошкольников замечать и использовать инструменты придания речи образности в собственных суждениях, были выделены уровни восприятия, понимания и употребления детьми 5-6 лет орудий предающих речи образный характер [29]:

Низкий уровень усвоения образности речи – характеризовался отсутствием умения понять и объяснить иносказание в сказке, загадке. При пересказе литературного текста делает длительные необоснованные паузы. Не понимает многозначное слово, вместо определения его значения даёт описание предмета, перечисляя признаки. Отказывается отвечать. При составлении описательных рассказов не использовались средства образности [29].

Средний уровень усвоения образности речи характеризовался умением ребёнка замечать образные средства в фольклорных произведениях (сказке, загадках), но при этом не объяснять о ком или о чём так было сказано. При пересказе редко использует авторские средства образности, нуждается в помощи взрослого. Не точно понимает, но пытается объяснить многозначные слова, своих примеров привести не сможет [29].

Высокий уровень усвоения образности речи характеризовался умением частично расшифровывать метафору пословицы, воспринимать средства которые речь сделали образной. Последовательно и самостоятельно передаёт литературный текст, используя авторские средства образности. Понимает и правильно. Объясняет значение многозначных слов. При составлении описания предмета и пейзажа использовались разнообразные средства лексической выразительности (описания, сравнения, метафора)[29].


Типовое занятие по ознакомлению дошкольников с пословицами и поговорками.

Актуальность. Пословицы и поговорки своей ритмикой, слогом, грамматикой, наиболее близки детскому восприятию окружающей среды. Применяя пословицы в качестве материала для развития образного мышления, достаточно легко достичь выполнения основного требования педагогики – доступности, так как существуют пословицы, требующие разного уровня абстрагирования от прямого смысла. Начальный уровень – напрямую передает значение, последний уровень сложности, предусматривает только переносное значение, прямое делает их нелогичными, абсурдными. Неприменимость прямого значения его абсурдность делает понимание переносного значения для дошкольника, особо понятным. Понимание дошкольником, что у слова могут быть два и более значения, что приводит к запоминанию других значений слов, расширению словаря. Это делает пословицы и поговорки идеальным инструментом для словарной работы с дошкольниками [37].

Цель занятия. Достичь с помощью пословиц и поговорок понимания дошкольниками, того что у слова есть несколько значений.

Задачи.

  1. Ознакомить детей с пословицами.

  2. Предложить детям закончить пословицы

  3. Предложить нарисовать сюжет пословиц.

  4. Предложить объяснить содержание рисунка.

  5. Разыграть небольшую сценку по сюжету пословицы.

  6. Опросить детей, что они запомнили из проведенного занятия.

Этапы проведения занятия.

  1. Подготовительный. На этом этапе, на столики, за которыми сидят дети, раскалываются книжки с пословицами и поговорками, листки бумаги, карандаши, линейка 30 см.

  2. Проведение занятия.

  1. Воспитатель строит детей по парам. Говорит сеть за столики.

  2. Детям говорится взять книжки в руки, отрыть на первой странице.

  3. Воспитатель читает первую пословицу или поговорку.

  4. Приводит примеры, когда ситуация из жизни соответствует заключению в пословице поговорке.

  5. Спрашивает детей, как они ее поняли. Просит привести пример, ситуации из жизни детей который совпадает со смысловым наполнением пословицы или поговорки.

Этапы 2.1-2.5 повторяются пока все пословицы и поговорки из книжки не прочитаны.

  1. Воспитатель предлагает детям дополнить пословицу или поговорку подходящим словом.

  2. Детям предлагается взять карандаши и нарисовать сюжет одной из прочитанных пословиц. Также говорится, что тот, кто правильно нарисует сюжет, получит конфету.

  1. Заключительный

Детям говорится закончить рисовать. Предлагается выйти и рассказать перед группой сюжет рисунка.

  1. Делаются выводы, о том правильно ребенок понял пословицу или нет.

  2. Предлагаются другие варианты понимания пословицы или поговорки.

  3. Дети, которые нарисовали переносное значение, подробно описав, сюжет на презентации своего рисунка. Привели более одой трактовки сюжета, совпадающей со смыслом пословицы или поговорки. Считаются правильно справившимися с заданием и награждаются конфетой.

Материалы для занятия.

Материал для чтения и разбора пословиц.

Один в поле не воин. Как вы думаете, какой у этой пословицы смысл? Кода дел много – можно, но достаточно трудно, а иногда невыполнимо. Обратимся к первоначальному значению этой пословицы. В ней слово пахарь (ратник) было заменено словом воин. Представьте, что человеку, надо выкопать маленькую ямку, это сделать легко, играя в песочнице, Вы выкапываете 2-3 ямки за час прогулки. А теперь представим, чтоб посадить сад из тысячи деревьев, надо выкопать тысячу ямок, и не таких как во время игры, а намного глубже и шире и на тысячу ямок отведено тоже час времени, выкопать их не возможно – одному. А теперь представим, что мы копаем не в одиночку, а у нас есть тысяча помощников, выкопав по одной ямке, мы легко выполнили задачу. В других подобных задачах тоже верна такая пословица. Назовите пример такой задачи из Ваших занятий дома или в саду или у родителей на работе [36].

Разберем теперь пословицу – одна ласточка весны не делает. Представьте ситуацию идут два мальчика и три девочки по улице с родителями. У них есть деньги купить всем по одному пирожному, все на такое предложение согласны, а один мальчик хочет не пирожное, а машинку. Купив машинку мальчику, компания останется без пирожных. Справедливо ли купить машинку, обидев остальных? В этой и подобных и подобных ситуациях уместна поговорка – одна ласточка весны не делает. Какое поведение сопутствовало применению этой пословицы? Кому она была адресована? [36]

От горшка два вершка. Это выражение следует понимать, как очень маленький. Обычно два вершка на Руси обозначали 30 сантиметров. Такого роста – младенцы. Младенцы еще не умеют говорить, не осознают самих себя. Дети чуть постарше уже осознают себя, могут говорить, принимать какие-то решения. Но их опыт и знания еще очень малы, поэтому решения часто не совсем правильные, не учитывают всех обстоятельств и принятие решения. Когда ребенок принятое им решение воспринимает как единственно правильное – даже если, оно не учитывает интересов близких, то чтоб сообщить ему что его решение не будет принято в этой ситуации. Приходят к короткой формулировки, изложенной в поговорке от горшка два вершка. Вспомните ситуацию из вашей жизни, к которой можно применить эту поговорку? Когда окружающие ее применяли? [39]

Отольются кошке Мышкины слезы. Как следует понимать. Что обижая, кого-то человек оставляет в душе того кого он обидел злобу, ненависть, по отношению к обидчику. Обиженный человек может в какой-то ситуации отомстить, например, отказав в помощи. Месть наносит обидчику обиду и вред возможно даже больший чем обидчик причинил. Ему больно, обидно, но есть за что потому, что он помнит что обижал, того кто отомстил. Кроме того даже при отсутствии мести со стороны обиженного, обидчик может оказаться в ситуации похожей с той в которой он обижал где другой человек будет поступать, как он когда-то поступил. При этом того кого он обижал, может рядом совсем и не быть. Если обиженный решит мстить или обидчик попадает в ситуацию, аналогичную своей несправедливости, тогда народ говорит – отольются кошке Мышкины слезы. Вспомните ситуацию, когда вам кто-то отомстил, но вы понимали, что мстить было за что. Когда и в какой ситуации Вы ее слышали? [39]

Аппетит приходит во время еды. Эту поговорку следует понимать, так. Человек привыкает к чему-то хорошему, и когда уже привык, то хорошего, кажется мало, и хочется еще больше, но сам человек этого уже не понимает, не замечает. Тогда, если кто-либо из окружения замечает, что требования усилились, а особенно если эти требования затрагивают уже и его интересы, ущемляя их, то такую ситуацию народ описал формулировкой – аппетит приходит во время еды. Вспомните какая ситуация из жизни подходит к смыслу этой пословицы? Когда вам окружающие ее говорили. Какое поведение сопутствовало применению этой пословицы? Кому она была адресована? [41]

Готовь сени летом, а телегу зимой. Эту поговорку следует понимать, как рекомендацию не лениться. Каждому человеку свойственно думать, что от того что какое-то действие он сделает не сегодня, а завтра, то ничего не изменится. В итоге накапливается много дел и кое-какие из них можно не выполнить. Чтоб выполнять все намеченное, надо когда есть свободное время подумать, может можно выполнить что-то из того что намечено не на сегодня, чтоб в тот момент надо сделать большое по затратам времени дело, не надо было волноваться что кроме него есть еще и другие дела, которые так же надо срочно завершить. Человек может сосредоточиться на сложном деле и сделать его качественно и вовремя. А все, что было намечено кроме значительного по объему дела, тоже сделано. В итоге не приходится ничем жертвовать. А дополнительным бонусом будет довольство окружающих нашей работой. Какое поведение сопутствовало применению этой пословицы? Кому она была адресована? [36]

Кашу маслом не испортишь. Эта пословица также относится к тем пословицам, которые призваны бороться с ленью. Когда человек делает какое-то дело, то, как он его сделал, может, не понравится окружающим, исполнитель останется без вознаграждения. Если есть время, то можно сделать несколько вариантов, один из которых окажется более привлекательным и понравится и исполнитель получит свое вознаграждение. Голод не тетка. Эту поговорку следует понимать следующим образом: когда человек захотел вещь, то он может попросить ее у других даже если ему доступно получить ее без посторонней помощи. Когда окружающие видят, что человек может справиться и без их помощи, возникает желание научить человека самостоятельно заполучать то, что ему надо. Ведь именно самостоятельность главный атрибут взросления человека, и чем больше Мы можем, тем более весомо наше мнение при принятии решений. Чтоб привить в человеке самостоятельность, ему ту вещь, которую он хочет, не дают. Чем больше желание, тем больше вероятность, что для заполучения вещи человек сделает сам необходимые действия. Свойство человека все-таки прикладывать усилия, когда вещь действительно нужна, уложено народом в поговорку: «голод не тетка». [36]

Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Эту поговорку следует понимать, что когда человеку что-то нужно, он должен приложить некоторые усилия, чтоб этого добиться. Например, чтоб получить игрушку, которая положена на верхнюю полку, ребенку надо поднести табуретку, залезть на нее взять игрушку – приложить физические усилия. Позвать старшего члена семьи, сказать, что он хочет – приложить умственные усилия. В любом случае для получения игрушки выполнен труд. Рыбка в этой поговорке является образом всего того что стало необходимо. Вот и получилась в итоге поговорка – «Без труда не добьешься того что нужно (не вытащишь рыбку из пруда)».

Медведь на ухо наступил. В выражении нашли своё отражение такие качества медведя, как неуклюжесть и глуповатость, его большие размеры. Существует также оборот с названием другого крупного животного: слон на ухо наступил. Возможно, выражение связано с охотой на медведей, во время которой в схватке со зверем человек нередко получал различные повреждения [39].

Материал для дидактической игры. Воспитатель говорит начало, а дети продолжают. Первый этап:

1. Один в поле -------------------- (не воин).

2. Одна ласточка -----------------(весны не делает).

3. От горшка ----------------------(два вершка).

4. Отольются кошке-------------(Мышкины слезы) [1].

Второй этап заменить в пословице неправильное слово:

1. Аппетит проходит во время еды.

2. Город не тетка.

3. Готовь сени летом, а телегу зимой.

4. Машу маслом не испортишь [1]

Или игры, в которых по определенным словам надо составить пословицу:

1. Пруд, труд, вынимать, рыбка.

2. Медведь, наступить, ухо [1].

Заключительный этап – ответить на вопрос пословицей или поговоркой:

1. Без чего не вытянешь и рыбку из пруда?

2. Когда приходит аппетит?

Дидактическая игра «Бусы».

На магнитной доске педагог маркером рисует произвольную линию, ставит на неё большой магнит с надписью, например: «дружба». Дети вспоминают пословицу о дружбе, называют ее, ставя один маленький магнит – бусинку на линию. Чем больше «бусинок», тем лучше. Игра продолжается.

- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

- Старый друг лучше новых двух.

«Ум»: - Красна птица пером, а человек умом.

- Встречают по одежке, провожают по уму [1].

Материал для занятия по изображению сюжета поговорки и или пословицы. Дети, на занятии было рассказано о многих известных пословицах и оговорках. Перед вами находится листок бумаги и карандаши. Нарисуйте ту ситуацию, при которой можно применить одну из пословиц, о которой было рассказано. Когда рисунок будет готов, расскажите что на нем изображено, какая пословица или поговорка уместна. Те дети, которые нарисуют то, что не совпадает с сюжетом самой пословицы, но подходит по смыслу к ней – справятся с заданием и получат вознаграждение (конфету). Нарисовавшие сюжет пословицы напрямую не справятся с заданием и вознаграждения не получат [18].

Заключительный этап. Воспитатель просматривает сделанные рисунки, оценивает выступление ребенка перед группой. Если ребенок дал объяснение нарисованной пословице не прямое переносное, то ребенок считается справившимся с заданием и получает вознаграждение. Для того чтобы наиболее полно оценить справился ребенок или нет ему выставляется оценка. Бал 1– на рисунке присутствует изображение совпадающие со смыслом пословицы, например, изобразил ребенок пословицу, без труда не вытащишь рыбку из пруда с помощью нарисованной снасти, удочки. Бал 2 человека на берегу трудится над чем-то, но не нарисовано снастей рыбы. Бал 3 выставляется, если нарисован рыбак, копающий червей, но не изображено пруда, рыбок удочек. Бал 4 выставляется, если человек, рвет что либо, а потом ест. Бал 5 выставляется, если нарисована другая деятельность, за которую получает деньги и покупает рыбу у продавщицы, или нарисован магазин, где люди за эквивалент своего труда – деньги покупают продукты. Дети, получившие оценки от 3до 5 – справились с заданием [18].

Домашнее задание (родителям). Когда родители приходят за детьми, даете им задание рассказать о тех пословицах, которые они знают. Кода происходит какое-то событие, требующее объяснения, объяснить, употребляя пословицу, подходящую под событие [38].




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!