СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме Рабочие программы внеурочной деятельности факультативного курса «Краеведение» в 5,6,7,8-9 классах

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы по краеведению

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме Рабочие программы внеурочной деятельности факультативного курса «Краеведение» в 5,6,7,8-9 классах»

Гафнер Елена Андреевна

Учитель географии и биологии

Высшая квалификационная категория

МАОУ СОШ№1

г. Кунгур.

Рабочие программы внеурочной деятельности факультативного курса «Краеведение» в 5,6,7,8-9 классах

Мной разработан проект «Экологический вестник», в рамках которого я формирую свою педагогическую работу, направленную на экологическую, географическую и биологическую деятельность. Вся учебная и внеурочная деятельность направлена на строении научной и экологической грамотности обучающихся.

Все мои школьники вовлечены в работу этого проекта, который включает воспитательный и образовательный аспект, не только в виде уроков, но и всех мероприятий, которые организую и провожу, как с педагогами, так и с детьми. В рамках проекта принимаю активное участие во всех сферах педагогической деятельности. В 2020 году мной разработаны программы по «Краеведению».

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Краеведение — это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины.

Целью краеведческой работы является научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это малая Родина. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
Любовь к родному краю, желание видеть родной город или село  все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.

Углубленное знакомство ребят с историей родного края, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает им найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу усиливает чувство любви к своему народу, вызывает искренние, глубокие переживания, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания, возможно, окажутся полезными и нужными в будущем.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.  Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Краеведческое образование способствует духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.

Интерес к краеведческой работе проявляют и ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие стены школы.     Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины.     

Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения), участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе, возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда. Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Изучение родного края способствует формированию познавательного интереса. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории.

Основные направления деятельности по краеведению состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов, связанных с историей своей местности, в сборе информации об истории города и края, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике.

Учебное. Это организация и проведение краеведческих уроков. Проведение уроков осуществляется в 5—9 классах. Также в предметной области географии и биологии модульно вводится местный краеведческий материал.

Внеурочная краеведческая работа это и поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические занятия, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэры (живописные этюды с натуры).

Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.

Мной составлены рабочие программы по внеурочной деятельности по «Краеведению»:

для 5 класса в направлении «История города Кунгура»;

в 6 классе «Природа Пермского края»;

в 7 классе по теме «Животный и растительный мир Пермского края» ;

8-9 классов в направлении «Экология и здоровье человека на примере города Кунгура, Пермский край».

как элективный курс. Таким образом, краеведческая работа реализуется через внеклассную и внеурочную деятельность мероприятий в Интернет- проектах, научно-практических конференциях, конкурсах.

Список литературы:

1.Борисов Н. С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С.Борисов. – М.: Просвещение, 2012. – с.115-120.

2.Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. - 2017. № 5. - с. 4-7.

3. Кирюханцев К. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ.- М.: Просвещение, 2015. – с.23-31.

4.Лутовинов В. И. Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне ХХ1 века: прошлое или будущее России: Материалы межрегиональной научно- практической конференции. г.Волгоград, — Волгоград: Перемена, 2019.-с.78-80.

5. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М.: Просвещение, 2019. – с.123-124.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!