СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Организация профориентационной работы с воспитанниками»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции по теме «Организация профориентационной работы с воспитанниками»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Организация профориентационной работы с воспитанниками»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с.Труслейка»


Терёхина Наталья Николаевна,

инструктор по труду

Выступление на конференции по теме «Организация профориентационной работы с воспитанниками»


Профессиональное самоопределение - это осознанный выбор личностью профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
Важнейшим средством профессионального самоопределения ребенка является профессиональная ориентация, то есть целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях.
Профессиональное самоопределение - это стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в социозащитном учреждении. У этих детей чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Это связано с тем, что в неблагополучных семьях образ жизни родителей не является положительным примером для детей. В таких семьях взрослые уклоняются от профессиональной деятельности, для них характерен низкий уровень ответственности, как за организацию собственной жизни, так и жизни своего ребенка. Поэтому дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях.

Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.
Профориентационная работа с воспитанниками осуществляется всеми специалистами: воспитателями, педагогами-психологами, воспитателями, социальными педагогами, инструкторами по труду, с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей.

Эта работа направлена на помощь ребенку в поиске своего места в жизни, в осознании им собственных способностей и возможностей, в определении себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
Основываясь на вышеизложенную концепцию профессионально ориентационной работы можно сформулировать основные задачи:

• воспитание чувства долга, отношения к труду как к важнейшей жизненной потребности, понимание личной и общественной необходимости труда, трудолюбия;

• развитие и изучение профессионально значимых физических, физиологических и психологических свойств и качеств ребенка, формирование профессиональной направленности с учетом личных психофизических особенностей воспитанника;

• ознакомление детей с профессиями, с самой проблемой сознательного выбора профессии, с потребностями развивающегося общества в кадрах;

• активизация у воспитанников познавательной деятельности; самопознание и самовоспитание в связи с задачей выбора профессии;

• создание условий для осуществления профессиональных проб по различным группам профессий.

Работа по профессиональной ориентации воспитанников, как и вся воспитательная работа в социально-реабилитационном центре, строится с учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои задачи. Работа по профессиональной ориентации воспитанников, как и вся воспитательная работа в социально-реабилитационном центре, строится с учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои задачи.

В дошкольном возрасте ставятся следующие задачи:

• познакомить воспитанников с различными профессиями сотрудников центра (повар, врач, воспитатель и т.д.);

• создать условия для выявления способностей детей к определенным видам деятельности и их развития;

• способствовать расширению уровня социального общения, познакомить с профессиями людей, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни в социуме (водитель, кондуктор, продавец);

• информировать о средствах и источниках существования человека, о роли труда в жизни личности и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда;

• создать условия для развития трудовых навыков, воспитывать трудолюбие.

Цель на данном этапе состоит, естественно, не в том, чтобы побудить детей к выбору какой-нибудь профессии, а в том, чтобы воспитать у них уважение к труду взрослых, создать первоначальный круг представлений о разнообразии видов труда.

Профориентационная деятельность носит информационный характер, используются такие формы работы, как беседа, встреча, экскурсия, игровая программа, конкурс, сюжетно-ролевая игра. А также - практический характер, где дошкольнику предоставляются возможности проявлять себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности, используются следующие формы работы: трудовые поручения, участие в выполнении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской.

Для младших школьников определены задачи:

• выявить и способствовать формированию разнообразных интересов, склонностей и способностей воспитанников;

• воспитывать у детей уважение к труду;

• содействовать расширению представления о многообразии профессий;

• способствовать формированию ответственного отношения к порученному делу, готовности к любому бытовому труду;

• побудить воспитанников к осознанию своего профессионального выбора и целей в жизни.

На этом этапе работы профориентационная деятельность приобретает диагностический характер (выясняются желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация психологической подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения), проводятся индивидуальные профессиональные консультации. Большее значение уделяется практической работе. На основе трудовой деятельности, игровых ситуаций, инструктивно-практических занятий организовываются для воспитанников пробы своих сил в различных профессиях 5 типов: «человек - природа», «человек - техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек - художественный образ».

Профориентационная работа со старшими школьниками строится через решение следующих задач:

• провести диагностическую работу с подростком с целью первичного выявления его профессиональных интересов;

• содействовать формированию осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток;

• помочь подростку прикоснуться к предполагаемой профессиональной деятельности.

На данном этапе работы большое значение имеет практическая деятельность, то есть ознакомление воспитанников с различными профессиями в процессе вовлечения их в трудовую деятельность по выбранной специальности, в реальные жизненные отношения в трудовом коллективе. Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.

Деятельность информационного характера осуществляется в виде индивидуальной консультационной помощи подростку в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также обучения юридической грамотности, формирования представлений о профессиональном росте, современных экономических условиях рыночной экономики.

Психологическая подготовка, основанная на диагностическом материале и личностно-ориентированном подходе, направлена на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных программ личностного роста. Профессиональное самоопределение – процесс длительный, результат динамического процесса, который нельзя ограничить каким-либо возрастным этапом. Чем раньше ребенок начинает осознавать мир профессий и искать свое место в нем, тем более высок результат его профессионального самоопределения.

Спортивно-познавательная игра

«По дорогам профессий»

Цель: Через игровые формы ознакомить обучающихся с многообразием

профессий.

Задачи:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!