СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Организация речевой зоны для детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции по теме «Организация речевой зоны для детей старшего дошкольного возраста»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Организация речевой зоны для детей старшего дошкольного возраста»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 «Сказочка» города Димитровграда Ульяновской области»

Бобкова Ирина Геннадьевна,

учитель-логопед


Выступление на конференции по теме «Организация речевой зоны для детей старшего дошкольного возраста»



Требования к оформлению:

  • Эстетичность, доступность.

  • Соответствие санитарно- гигиеническим требованиям и технике безопасности.

  • Соответствие возрасту, потребностям детей.

  • Соответствие требованиям программы «От рождения до школы».

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ – правильная организация предметно-развивающей среды. Предметно развивающая среда - есть комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

Критерии оснащения при подборе дидактического материала:

- наполняемость уголка;

- разнообразие материала;

- соответствие возрасту;

- доступность;

- системность;

- эстетика оформления;

- ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка) .

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Содержание речевого уголка:

1. Картотека артикуляционных упражнений.

2. Комплект зеркал.

3. Картотека дыхательных упражнений.

4. Картотека пальчиковых игр.

5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических) .

6. Предметы для поддувания.

7. Дидактические игры на обогащение словаря.

8. Дидактические игры на развитие СР.

9. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.

10. Дидактические игры на совершенствование ЗКР.

11. Картотека игр на развитие фонематического восприятия.

12. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)

13. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.

Цветовое отображение разделов речевого уголка:

• дыхание – голубой;

• ЗКР – оранжевый;

• лексика – жёлтый;

• грамматика – синий;

• мелкая моторика – красный.

Работу по развитию и обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность, будет наиболее интересна для ребенка, если параллельно использовать стихотворный текст.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.

Особый интерес для педагогов составляют двигательно-речевые средства. Они часто используются на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

Детям необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение.





Старший дошкольный возраст

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи; 
б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
в) упражнений дыхательной гимнастики; 
г) пальчиковой гимнастике; 
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7. Картинки:

а) с изображением явлений природы; 
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; 
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); 
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); 
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); 
ж) с изображением синонимов; 
з) с изображением животных во множественном числе; 
и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); 
к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

8.  Зеркало.

  Старшая группа

  • Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);

  • Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский;

  •  книги, рекомендованные программой;

  •  Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;

  • Энциклопедии («умные» книжки), словари;

  • «Толстые» книжки;

  • Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;

  • наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;

  • Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин);

  • Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему.

         Подготовительная группа

Количество книг в уголке не регламентировано.

  • книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):

  • 2-3 сказочных произведения;

  • стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;

  • издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;

  • весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;

  • книги, которые дети приносят из дома;

  • добавляются книги на школьную тематику;

  • портреты известных детских писателей, поэтов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!