СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Опыт реализации проекта «Применение личностно-ориентированных технологий на занятиях по обществознанию в системе СПО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Опыт реализации проекта «Применение личностно-ориентированных технологий на занятиях по обществознанию в системе СПО»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Димитровградский технический колледж»


Терехина Елена николаевна,

преподаватель обществознания


Выступление на конференции по теме «Опыт реализации проекта «Применение личностно-ориентированных технологий на занятиях по обществознанию в системе СПО»

В настоящее время система среднего профессионального образования переживает преобразования.

Согласно п.3 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в РФ», «…получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования…». [1]

В педагогической практике произошла переоценка основных функций и способов деятельности преподавателей и обучающихся: смена пассивных методов обучения на активные и интерактивные методы работы на уроке. Активные и интерактивные методы используются в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. В программах общеобразовательного цикла большое внимание уделяется результатам освоения: формирование у обучающихся универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и предметных результатов.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий и методов активного и интерактивного обучения.

На мой взгляд, внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в системе профессионального образования. Задачами интерактивных форм обучения являются: поддержка активности обучающихся; пробуждение у них интереса к учебной деятельности; эффективное усвоение учебного материала; установление взаимодействия между обучающимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, формирование своего мнения; формирование жизненных и профессиональных навыков; сочетание теории и практики в обучении

В условиях реализации требований ФГОС СОО и ФГОС СПО наиболее актуальными становятся технологии: Информационно – коммуникационная технология, Проектная технология, Технология развития критического мышления, Технология развивающего обучения,  Кейс – технология, Технологии уровневой дифференциации,  Здоровьесберегающие технологии.

В своей практике я использую технологии на уроках - практикумах. Хочу поделиться своим опытом. Приведу пример своего урока-практикума по обществознанию на тему: «Общение как вид деятельности». На уроке обучающиеся выполняют ряд упражнений, самостоятельно делают выводы, заполняют анкету, составляют памятку хорошего собеседника. Благодаря этому занятию развиваются следующие способности обучающихся: интеллектуальные - наблюдательность, способность излагать свои мысли; коммуникативные - способность работать в коллективе, умение выслушать собеседника; познавательные; репродуктивные; способность мыслить, анализировать. Формируется такая общая компетенция, как способность к анализу.

Рассмотрим приемы применения технологии развития критического мышления на практических занятиях.

Для формирования умения систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения использую стратегию «Фишбон». «Fish bone» – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних - обучающиеся отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних - обучающиеся по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Например, тема урока: «Глобальные проблемы человечества». В ходе работы с дополнительными источниками информации (научные статьи, статистические данные и т.д.) заполняется схема «Фишбон».



п ричины

П ути решения


п роблема


факты








Для формирования умения работать с понятием я использую Синквейн. Синквейн - стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме. С помощью синквейна обучающимся удаётся возможность выражать свои мысли и чувства. Этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет мне проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы.

Правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки: 1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное); 2-я строка - описание темы (два прилагательных); 3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме); 4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме); 5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное). Например, по теме: Выборы в демократическом государстве» у обучающихся получился такой синквейн:

  1. Выборы.

  2. Демократические, свободные.

  3. Определяют, обязывают, направляют.

  4. Выборы – право человека.

  5. Демократия

    1. Избиратель

    2. Грамотный, ответственный

3.Голосует, агитирует, выдвигает.

4. Он определяет будущее страны.

5. Народовластие.

Для формирования умения планировать собственную учебную деятельность использую приѐм «Кластер». Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие». Иначе этот вид деятельности называют «схемой размышления».

Например, при изучении темы: Молодежь как социальная группа. В ходе урока составляется кластер. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. 

Следует обратить внимание обучающихся на то, что кластер можно составлять как в свободном виде, когда набрасываются все возникающие идеи и устанавливаются взаимосвязи между ними (простой кластер), так и усложнить эту процедуру, т.е. выделить сначала категории, а затем располагать предлагаемые идеи по выделенным категориям (сложный кластер).

Простой кластер отражает первоначальные представления обучаемых о теме (или проблеме), а также может служить вызовом для воспроизведения старых знаний и активизировать обучаемых дальнейшего изучения темы. Сложный кластер лучше применять как полноценное средство размышления и резюмирования изученного.

В зависимости от цели я организую индивидуальную самостоятельную работу обучающихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Ис пользование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.





Молодёжь






проблема


















Кейс-технология - технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность технологии заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии произошло от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай.

На уроках я использую следующие методы кейс-технологии, активизирующие учебный процесс:

•  метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)

•   метод инцидента;

•   метод ситуационно-ролевых игр;

•   метод разбора деловой корреспонденции;

На своих уроках применяю приемы использования ИКТ: объяснение новых тем, которые сопровождаются видеороликами, видеофильмами; создание презентаций, самостоятельная проверка выполненных работ с помощью правильных ответов на слайдах; тестирование; интеллектуальные тренинги.

Использование Здоровьесберегающих технологий дает мне возможность формировать у обучающихся представления о культуре здорового и безопасного образа жизни. Например, заостряю внимание студентов на отравляющем влиянии алкоголя и курения на организм человека - так на уроках обществознания при изучении темы «Правонарушение и юридическая ответственность» обязательно рассматривается статья 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения».

Выполняя практические задания, обучающиеся самостоятельно анализируют различные предложенные ситуации, самостоятельно делают выводы, получают не готовую информацию, а информацию которую самостоятельно находят и апробируют сами на практике.

Мой опыт говорит о том, что дети надолго запоминают не только сам нестандартный урок, но и знания полученные ими на этом занятии.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии на уроках-практикумах, мне удалось способствовать всестороннему развитию личности обучающихся, научить их ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы, повысить мотивацию к учебной деятельности. Считаю, и мой опыт доказывает, что позитивная мотивация к учебе у обучающихся может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия: мне интересно то, чему меня учат; мне интересен тот, кто меня учит; мне интересно как меня учат. Применение в практике преподавания дисциплин гуманитарного цикла интерактивных методов обучения, способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся и эффективности урока, что ведет к повышению качества образовательного процесса. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с большим желанием.







Список литературы

1. Федерального закона «Об образовании в РФ

2. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.

3. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

4. Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.

5. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!