СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Физкультура помогает мыслить»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции по теме «Физкультура помогает мыслить»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Физкультура помогает мыслить»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»


Жандаров Дмитрий Сергеевич,

педагог дополнительного образования



Выступление на конференции по теме «Физкультура помогает мыслить»

- На тренировку? А уроки выучил? ... – грозно вопрошает родитель сына, укладывающего спортивную сумку.

И, если домашнее задание не выполнено, ни о каком спортзале не может быть и речи.

А вот школьник опаздывает на дополнительные занятия музыкой, живописью или иностранным языком, не всегда интересуются, выполнено ли домашнее задание. В лучшем случае промелькнет мысль: «Возвратится – сделает».

Знакомая картина, не правда ли?

Вот и передо мной зачастую встает этот вопрос: отпускать сына на тренировку, если он еще не успел сделать все домашние уроки? И, подумав, а также вспомнив, что дали занятия спортом мне лично, отпускаю. Ибо убежден: спорт не пустая трата времени. Мозг, отдохнувший во время занятий физическими упражнениями, насытивший кислородом, более работоспособен. И жизнь подтверждает правильность моего убеждения: тренируясь, сын вот уже три года учиться в основном на «отлично». Чего, к сожалению, не могу сказать о тех его одноклассниках, которые далеки то спорта, с неохотой посещают уроки физической культуры.

Может единичный случай не показателен? Тогда давайте обратимся к более многочисленным фактам. И, пожалуй, начать лучше с исторических примеров.

О том, что движение способствует мышлению, известно было в глубокой древности. Аристотель, например, создал школу так называемых перипатетиков (гулящих), в которой проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками. Когда тело разогрето прогулкой. Мысль становится живее, утверждали перипатетики. Ж.-Ж. Руссо также считал, что ходьба и физические упражнения способствуют игре мозга и работе мысли.

Физическая культура была в большом почете у древних греков и римлян, и такие выдающие деятели древности, как Сократ, Платон, Демосфен, Цезарь и другие, регулярно посещали гимнастические залы. Платон, к примеру, образно называл «хромым» того человека, у которого душа и тело развиты неодинаково.

Несколько подробно хотелось бы рассказать о спортивной судьбе автора знаменитой теоремы, математика и философа Пифагора, который был олимпийским чемпионом по кулачному бою. В основанной им в Кротоне математической школе он не только преподавал своим ученикам алгебру и философию, но и обучал основам бокса и фехтования на мячах. Предание гласит, что Пифагор погиб, защищая свою школу от фанатичных аристократов, ремесленников и торговцев. Он погиб в бою, где на каждого его ученика приходилось чуть ли не сотне врагов.

Другой выдающийся ученый более поздней эпохи – Исаак Ньютон с гордостью заявлял: «Насколько мне позволяют мои занятия, я занимаюсь физическими упражнения». И он устав от напряженной физической работы, по нескольку раз в день проделывал гимнастические комплексы.

«При усидчивой умственной работе без движения сущее горе. Не походи я, не поработай руками и ногами в течение хоть одного дня, вечером я уже не куда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна». Эти слова принадлежат Льву Толстому. С юных лет до глубокой старости великий писатель занимался физической культурой. В его комнате висели кольца, трапеция, на яснополянском дворе был турник. Он посещал курсы гимнастики и фехтования. Достаточно напомнить, что Лев Николаевич в 65 лет научился ездить на велосипеде, в 75 хорошо катался на коньках, соревновался с молодежью и добивался побед. В 60-летнем возрасте за 6 дней он прошел 200 км от Москвы до Тулы.

Хорошо известно, какое место занимали занятия физическими упражнениями в жизни выдающегося мыслителя нашей эпохи – Владимира Ильича Ленина. Он хорошо катался на коньках и лыжах, плавал, ездил на велосипеде, ежедневно занимался гимнастикой. Физическая закалка помогла ему вынести суровые испытания, неизбежные в жизни революционера- подпольщика, способствовала выздоровлению после тяжелого ранения, поддерживала его огромную работоспособность. Именно Ленину принадлежат слова: «Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт – гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, - разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно!».

Удивительный пример того, как можно удачно сочетать «голову с руками» (т.е. умственный и физический труд) подал нам академик И. П. Павлов. Гимнастика, лыжи, велосипед, плавание, городки – вот неполный перечень спортивных увлечений великого ученого, лауреата Нобелевской премии. « Не может ум хорошо работать, если физически себя не закаливать», - любил повторять Иван Петрович своим ученикам. Любопытно, что один из них – академик П. К. Анохин, уже в наши дни тоже говорил своим ученикам: « наш мозг постоянно требует своих гантелей, перекладин, брусьев и других гимнастических снарядов».

Интересно и другое: оказывается, среди лауреатов Нобелевской премии немало не только известных спортсменов, но есть даже олимпийские чемпионы!

Все эти факты подтверждают вывод основоположника отечественной физической культуры П. Ф. Лесгафта о том, что между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь и что умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического.

Физическая нагрузка стимулирует мыслительную деятельность. Вот, к примеру, высказывания известного ученого – математика, одного из старейших советских альпинистов Б. Н. Делоне: «Мною подмечено интересная закономерность: какой бы утомительный переход я не совершил в воскресенье, на следующий день я чувствую необыкновенный прилив творческой энергии и сил. В последующие дни работоспособность постепенно падает, достигая минимума в пятницу и субботу. Очередные 30-40 километров похода пешком или на лыжах в любую погоду снова поднимают работоспособность на целую неделю».

В свое время на кафедре физического воспитания МГУ провели следующие интересные наблюдения: исследуемые должны были произвести несложные арифметические действия, подобрать слова по ассоциации с заданными, проверить правильность математических начислений. Эту работу выполняли в одном случае за столом, а в другом – во время спокойной прогулки или в сочетании с неторопливым вращением педалей велосипеда (на велоэргометре). И в большинстве случаев умеренная, привычная физическая деятельность повышала работоспособность.

Наблюдения показывают, что мыслительная деятельность успешнее всего сочетается с ходьбой, прогулками на лыжах, с легким физическим трудом. В этом случае физическая работа складывается из привычных двигательных действий невысокой интенсивности.

Исследования детей ясельного возраста показали, что ребята, которых не ограничивают в движении, обладают большим запасом слов и употребляют их более осмысленно, чем те дети, которых обстоятельства вынуждают быть менее подвижными. А главное, процесс формирования понятий идет у них и лучше, и легче. Выходит, завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя малоподвижность имеют прямую связь.

Регулярные занятия физическими упражнениями улучшают психофизические качества организма, повышают умственную работоспособность, укрепляют центральную нервную систему и здоровье в целом. С одной стороны, они способствуют развитию психических функций, а с другой – обеспечивает устойчивость умственной работоспособности. О значении физических упражнений для умственной деятельности хорошо сказал К. Д. Ушинский: «Если педагог осознал вполне, что механическая основа памяти коренится в нервной системе, то поймет также значение нормального состояния нервов для … нормального состояния памяти. Он поймет тогда почему, например, гимнастика, прогулки на свежем воздухе и вообще все, что укрепляет нервы, имеет большее значения для… памяти, чем всевозможные мнемонические подставки».

В основе снижения умственной работоспособности школьников, как известно, лежит ухудшение кровоснабжения мозга и утомления нервных клеток. Бороться с этим успешно можно при помощи физических упражнений, основу которых составляют разнообразные движения головой – наклоны, повороты, вращения. Полезны также комбинированные упражнения, когда движения головой сочетаются с движениями руками. Такие упражнения рекомендуются проделывать при умственной работе каждые 1,2-2 часа, по 2-3 мин.

При большом умственном напряжении (например, во время подготовке к экзаменам) нужны более сильные воздействия на кровеносные сосуды, расположенные внутри черепа. С этой целью специалисты рекомендуют применять такие физические упражнения, как подъем ног лежа на спине, всевозможные стойки вниз головой (на локтях, на лопатках, на голове, на руках). Однако у школьников имеются заболевания сердечнососудистой системы, то заниматься этими упражнениями без разрешения врача ни в коем случае нельзя.

Улучшают кровообращение мозга также все упражнения, связанные с быстрыми изменениями положениями головы – «рубка дров», имитация бесшажного лыжного хода, попеременные рывково - тормозные наклоны туловища вперед-назад или в стороны, всевозможные кувырки, перевороты, массаж головы и шеи, дыхательные упражнения. Такими видами упражнений целесообразно заниматься каждые три часа напряженного умственного труда.

Поэтому взамен возбуждающих препаратов, крепкого кофе и чая, которыми, к сожалению, еще злоупотребляет часть старшеклассников, предложите своим детям комплекс физических упражнений. И объясните им, что гимнастические упражнения – более надежное средство для повышения умственной работоспособности, чем всевозможные искусственные стимуляторы, порой не безразличные для здоровья. Несколько минут затраченных на выполнение (через каждые 2 часа) проводимых ниже упражнений, позволят школьникам высокопроизводительно трудиться в течении всего дня.

  1. Стойка ноги вместе. Сцепив пальцы, положить ладони на голову. Не расцепляя пальцев, вытянув руки вверх, поворачивая ладони к верху и одновременно поднимаясь на носки. Возвратиться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

  2. Руки на поясе. Присесть, колени врозь. Встать в исходное положение. Повторить 8-10 раз.

  3. Стойка ноги врозь. Наклониться вперед до горизонтального положения, руки в стороны, голову приподнять (смотреть вперед). Возвратиться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.

  4. Кисти сжать в кулак. Круги руками вперед, вверх, назад, вниз. Повторить 5-6 раз и столько же в обратном направлении.

  5. Стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклониться влево. Наклониться вправо. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.

  6. Вытянуть руки перед грудью. Взмахнуть правой ногой влево, достать носком левую ладонь и возвратится в исходное положение. То же левой ногой. Повторить 6-7 раз каждой ногой.

  7. Руки на поясе. Прыжки на месте ноги вместе. Сделать 50-60 прыжков.

  8. Ходьба с постепенным замедлением темпа в течении 1 мин.

Однако хочется еще раз напомнить: все , что связано с воздействием на мозг, требует особой осторожности, особенно в отношении дозировок. Вот почему без консультации со специалистом – школьным врачом или учителем физической культуры – приступать к «гимнастике ума» не рекомендуется.

Знания не сделают здоровее вашего ребенка, проводящего все время за компьютером и книгой. И тот, кто отдает лучшие годы своей жизни для того, чтобы овладеть премудростями наук, должен найти время для того, чтобы в совершенстве овладеть двигательными навыками.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!