СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Формирование метапредметных УУД на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Формирование метапредметных УУД на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Формирование метапредметных УУД на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 р.п. Мулловка МО «Мелекесский район» Ульяновской области»


Симунина Татьяна Ивановна,

учитель


Выступление на конференции «Формирование метапредметных УУД на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС»


Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» 
Именно поэтому перед школой остро встала  проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

- Личностный

- Регулятивный

- Познавательный

- Коммуникативный

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

В примерной программе основного общего образования изложены следующие требования к метапредметным результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию: - метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) • умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.) • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;

К метапредметным технологиям относятся:

1.Проектная деятельность.

Значимость проектной деятельности в современной действительности исключительна. Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации, это приводит к формированию личности, обладающей не только информационной культурой, но и обладающей активной гражданской позицией.

Во-вторых, технология основана на системно-деятельностном подходе к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся. В-третьих, выбирая проблему исследования ученик формирует возможность построения собственной траектории обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса

2.Интерактивная технология.

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?

Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). На обобщающих темах проведение урока-суда (суд над завистью, жадностью, вредными привычками, поступками правителей и истор. личностей, обязательно со стороной обвинения и защиты, что заставляет искать аргументы и грамотно их представлять), написание посланий, писем от первого лица на уроках истории, уроки путешествия, экскурсии с использованием ИКТ и костюмированными сценками.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала через эмоциональную включенность и активность каждого в процессе работы.

3.Личностно–ориентированные технологии обучения.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.

Задачи учителя при проведении личностно-ориентированного урока:

  • стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

  • оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно – неправильно»);

  • использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;

  • стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;

  • поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

4.Интегративная технология.

При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов обществоведческого цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, учатся делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Метапредметные результаты достигаются:

  • в урочной деятельности, например, в 5 классе на первых уроках изучения государств и народов привлекаем знания др. предметов (географии, ботаники и др.) для выявления причинно-следственных связей влияния климата, ландшафта на флору и фауну местности, а это в свою очередь на хозяйственную деятельность, религию, что определяет форму государственного устройства и значение роли коллектива и личности. Урочная деятельность готовит основу для применения знаний во внеурочной, я в дальнейшем и внешкольной деятельности.

  • во внеурочной деятельности - являются проектная, научно-исследовательская, участие в органах самоуправления и др.

Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществознание»?

Работа на уроках направлена на развитие  универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). На уроке развиваются не только предметные компетенции, но и надпредметные, – информационная, культурологическая. Учитель здесь выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса. Подобное положение на уроках истории особенно важно, когда неоднозначность и неоднородность исторического материала изначально подталкивает учителя и ученика к развитию самостоятельности мышления, самобытности выводов.

         Учитель должен использовать задания,  требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию.  Хорошим подспорьем в развитии УУД  являются  рабочие тетради. Они включают в себя целый ряд таких типов заданий, которые затруднительно включить в сам учебник.

Это, например:

 1) тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений;

2) заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;

3)задания на анализ цифровой информации; 4)задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых в рабочей тетради источников;

5) задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.  

        Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Следовательно, и построение урока должно быть соответствующим.

        Урок-дебаты, дискуссии - это наиболее интересная форма работы на современном этапе. На таком уроке  можно проследить не только за уровнем самостоятельной научно-поисковой работы учащихся, но и за умением использовать этот материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Чтобы дебаты прошли интересно необходимо найти такую тему, где нет  однозначной  оценки событий, что предполагает поиск доказательств, правоты своего мнения.

 Удачными могут получиться уроки-дебаты при изучении темы «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» в 5 классе. Данная форма работы стимулирует формирование всех видов УУД, в первую очередь  коммуникативных УУД, так как направлена на развитие способностей к согласованию действий с учетом позиций других. Это же можно продолжить на уроках с элементами ролевых игр.

На уроках практических занятий формируются умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа. На таком уроке ребята составляют план текста, формулируют определения, составляют схемы, заполняют таблицы, учатся извлекать информацию из текста. Развиваются творческие способности обучающихся: они пишут рассказы, сочинения, выступают в роли экскурсовода, рисуют, совершают воображаемые путешествия, инсценируют исторические события и т.д. Развиваются и коммуникативные способности, поскольку можно применять работу в парах, группах.

.

На уроках обобщения и контроля определяется  уровень усвоения материала. Достигается это сочетанием самостоятельной индивидуальной и групповой работ. Эффективен дифференцированный контроль, программированные задания (тесты, в том числе и компьютерные), познавательные задачи и др. Уровень сложности может быть задан любой, он зависит от цели, степени подготовленности детей и т.д

Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.

Разрабатывая план урока, учитель должен выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Например, при подготовке темы в 5 классе «Военные походы фараонов» можно предложить следующие виды деятельности школьников:

- рассказ на основе информации учебника, отрывка из египетской летописи,  карты и схемы;

- умение извлекать информацию из источника;

- описание объекта по схеме

- составление характеристики исторического деятеля.

Опережающее задание учащихся:

А) класс делиться на три группы пехотинцев, колесничих и наземных наемников.

Б) внутри группы распределяется выполнение следующих заданий

- нарисовать эмблему войска;

- подготовить сообщение о вооружении;

- подготовить рассказ с показом на карте об одном из направлений военных походов по жребию в Нубию, Сирию, Палестину, Ливию.

- Работа с картой («Чтение карты»), схемой

- Анализ исторического источника

- Чтение и обобщение фактов из литературного источника.

Работа может идти как в группах, так и индивидуально.

Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На уроках можно использовать следующие формы и методы:

- Составление вопросов к тексту, ответы на них

- Комментированное чтение текста

- Составление простого и сложного плана

- Составление сравнительных, хронологических таблиц

- Составление кластера

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу

- Составление логической схемы, цепочки

Главное – учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы)

Предметные технологии формирования УУД.

Технология проблемного диалога. Проблемно-диалоговое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В процессе обучения можно использовать как побуждающий диалог, так и подводящий диалог. «Классическая» постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и выхода из нее. Возможны три принципиально разных выхода:

  • учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;

  • ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему;

  • учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.

Классический путь «открытия» знаний на уроке заключается в организации выдвижения и проверки гипотезы.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать творчески. Этот метод выглядит следующим образом: учитель создает проблемную ситуацию, произносит специальные реплики на осознание противоречия учениками, формулировку проблемы учеником. Ученика побуждают выдвинуть гипотезу и проверить ее. Получение знания происходит методом проб и ошибок.

Подводящий диалог - система посильных для учеников вопросов и заданий, которая активно задействует и развивает логическое мышление. Учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. Это вызывает у учеников интерес к новому материалу, достигается полное понимание материала.

В отличие от традиционного обучения побуждающий диалог создает проблемную ситуацию, постановка специальных вопросов стимулирует учеников к осознанию противоречия и формулирования учебной проблемы. На уроке с использованием технологии проблемного диалога возможны разнообразные формы работы, не только фронтальной, как при проведении традиционного урока, но и групповой, парной, индивидуальной.

На уроках истории допустимо использование нескольких приемов:

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. Побуждение к осознанию репликой учителя: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?» Тема: «Страна на берегах Нила и её жители». Учащиеся, рассматривая изображение египетского фараона на иллюстрации, обращают внимание на двойную корону фараона. Высказывают предположения, почему она имеет такую форму, строят гипотезу о завоевании фараоном Нижнего Египта Тема: «Олигархическая Спарта». Учащиеся, прочитав отрывок в учебнике «о почитании спартанцами старших» из труда Плутарха, сравнивают методы воспитания детей и отношения к старшим, высказывают суждения о приемлемости для современного воспитания детей таких методов

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом, практическим заданием.

Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Пример: при изучении учащимися правления князя Владимира в 6 классе, учитель задает вопрос: « Почему о личности князя Владимира существует несколько мнений историков?»

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейскими представлениями учеников и научным фактом создается в 2 шага.

  1. шаг: учитель выявляет житейское представление ученика («На ошибку»)

  2. шаг: сообщением, экспериментом, расчетом, наглядностью учитель предъявляет научный факт. Например, что вы думали сначала? Что оказалось на самом деле? Тема: «Возникновение полиса». Отвечая на вопрос: как вы представляете греческий полис? все учащиеся вспомнили страховые медицинские полисы, опираясь на обыденные знания. Предположили, что именно о таких полисах будет идти речь на уроке. Поиск ответа на вопрос дает учащимся мотивацию на получение новой информации. Мотивация на изучение новой темы развивает познавательные универсальные учебные действия (поиск информации с использованием справочников, словарей, ресурсов Интернета, осуществлять сравнение и т.д.) Форма работы может быть как индивидуальная, так и парная. Формируются коммуникативные УУД (развивается сотрудничество, работа в группе, взаимный контроль, коммуникативная рефлексия и т.д.)

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием Пример, практическое задание: « Отметьте на контурной карте крупнейшие греческие колонии» в начале изучения темы «Великая греческая колонизация» вызывает у учащихся затруднения, связанные с невозможностью выполнить это задание. Вопрос «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?» побуждает учащихся к изучению нового материала, формулированию проблемы. «Что такое колонизация? Чем была вызвана колонизация? В каких направлениях она проходила?» Этот прием формирует регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД.

На этапе рефлексии формируются регулятивные действия: учащиеся умеют оценивать свою работу, анализируют эмоциональное состояние от деятельности; коммуникативные действия: учащиеся формулируют свое мнение. В рамках обучения большую роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Тема: «Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия». Развитие коммуникативных универсальных учебных действий осуществлялось на уроке следующим образом: при изучении новых терминов учащимся было дано задание парам: «Найти в тексте параграфа определение новых терминов,выписать их значение в рабочую тетрадь, проверить работу у соседа по парте, провести взаимопроверку, указать на допущенные ошибки». Развиваются познавательные универсальные учебные действия, учащиеся учатся находить нужную информацию, используя разные источники, давать определения понятиям, структурировать текст, выделять главное, учатся основам изучающего и поискового чтения.

Развитие регулятивных УУД осуществляется при помощи системы оценки знаний через самооценку, взаимооценку. Для этого можно использовать алгоритм самооценки или карту оценки.

Таким образом, в процессе обучения осуществляется тесная совместная деятельность учителя с учащимися, познавательная, коммуникативная, регулятивная деятельность учащихся, учитываются как коллективные, так и индивидуальные потребности. В конечном итоге достигается более высокий качественный результат обучения.

Технология оценивания. За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания. Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

 Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано со всеми новыми подходами в преподавании и обучении. Если дети предположительно являются активными учащимися, конструирующими собственное понимание, следовательно, как для учителя, так и для учеников необходимо знать сущность этого понимания для того, чтобы предпринять последующие шаги в обучении и поддержать их.

Зачастую оценку путают с отметкой, хотя на самом деле эти два близких понятия отличаются друг от друга. Отметка – это символ, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах, буквах или иным образом. Оценка – это результат процесса оценивания, деятельность или действие по оцениванию, качественная информация обратной связи.

Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формирующим, иначе оцениванием для обучения.

Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным, а иногда называется как оценивание обучения.

Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем  совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Особенность использования техник формирующего оценивания заключается в том, что это оценивание, которое  используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формирующее оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.

Компонентами формирующего оценивания являются:

  • знание и понимание учащимися целей обучения

  • эффективная обратная связь с учениками

  • активное участие учащихся в процессе собственного познания

  • знание и понимание учащимися критериев оценивания

  • возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)

  • корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.

Ученики должны научиться самооценке с тем, чтобы могли понимать цель своего учения и как достигать успеха.

Для самооценивания можно использовать:

  • различные формы выходных карт,

  • таблицы самооценки и взаимооценки,

  • вопросы для размышления и т.д.

Формирующее оценивание и преподавание неразделимы. Применение формирующего  оценивания является сущностью эффективного преподавания, оно может стать мощным инструментом для улучшения обучения. Формирующее оценивание – необходимая составляющая интерактивного преподавания, при котором:

  • внедряется культура совместного обсуждения в классе

  • развиваются навыки критического и творческого  мышления

  • формируется среда, поощряющая вопросы учащихся

  • поддерживается уверенность учеников в том, что каждый из них способен улучшить свои результаты

  • предоставляются  учащимся примеры того, что от них ожидают.

Таким образом, процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом.

Важным средством развития мышления и творчества учащегося является осознание им некоторых индивидуальных особенностей своей учебной деятельности через рефлексию и самооценивание. Использование техник формирующего оценивания позволяет привлекать к процессу оценивания самих учащихся, то есть осуществлять самооценивание, Рефлексия является важнейшим компонентом образовательного процесса, так как только рефлексия позволяет учащимся извлекать опыт из своей деятельности, активизировать внутренние ресурсы для решения поставленной задачи, лучше понимать себя. Анализируя свои достоинства и недостатки, ученики находят пути их устранения и учатся оценивать себя сами, что позволяет им увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности. именно самооценка учеников дает учителю много полезной информации, например о затруднениях учащихся, что позволяет вовремя скорректировать процесс работы

В  учебной деятельности самоконтроль определяется как способ учения, определяющий виды деятельности обучающихся, такие как: определение критериев оценки, проверка хода и результатов учебной деятельности, сопоставление своего действия или его результатов с эталоном.

Самооценка должна осуществляться на протяжении формирования и развития учебной деятельности учащихся. Самооценка, как один из компонентов деятельности связана не с выставлением себе оценок, а с процедурой оценивания. Более всего она связана с характеристикой процесса выполнения задания, его плюсами и минусами. При самооценке даётся содержательная и развёрнутая характеристика своих результатов самому себе, анализируются достоинства и недостатки, ищутся пути их устранения. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. На уроках не все учащиеся обладают навыками самооценки в учебной деятельности. Причина: контроль осуществляется учителем, а ученик освобождён от необходимости самостоятельно оценивать свою деятельность.

Самооценка

Оценочная деятельность складывается из следующих умений:

  • умение оценивать свои возможности;

  • умение действовать в новой ситуации;

  • умение отделить известное от неизвестного.

Оценка должна быть осмысленным действием ученика и направлена на отслеживание личных достижений каждого учащегося, чтобы была видна динамика собственного роста. Чтобы оценка  была развёрнутой и содержательной используется рецензирование ответов учащихся по плану.

Схема рецензии ответов учащихся.

  • Точность приводимых исторических данных (даты, имена, понятия и т.д.)

  • Полнота содержания

  • Последовательность, логичность ответа.

  • Наличие и обоснованность выводов.

  • Речь, стиль изложения.

  • Привлечение дополнительной информации (из художественной литературы, периодической печати).

В старших классах используется более развёрнутая схема рецензирования.

Схема рецензии ответа ученика по истории.

  • Правильность, глубина, последовательность и полнота раскрытия темы.

  • Доказательность, научность изложения исторического материала, наличие вывода.

  • Использование наглядности (карты, таблицы, схемы, картины и т.д.)

  • Использование различных исторических источников (текст учебника, художественная литература, периодическая печать, рассказ учителя)

  • Умение использовать в ответе знания, полученные на других предметах.

  • Умение связывать изученный материал с современностью.

  • Правильность использования и объяснения исторических терминов.

  • Качество устной речи (правильность, эмоциональность, логичность, содержательность, выразительность, отсутствие слов-паразитов).

Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы, но в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Применение самооценки требует кропотливой работы. Для детализации этого компонента необходимо выделить три составляющие:

1-ая составляющая самооценки связана с содержанием оценочной деятельности учителя, которая выступает основой для формирования самооценки у учеников.

2-ой составляющей процесса самооценки является развитие у школьников умения дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд.

Ученику необходимо раскрыть суть оценочной деятельности. Включение в процесс оценивания будет способствовать формированию у него критического отношения к полученным результатам, составлению верного представления об уровне своих возможностей, более точному соотношению оценки со стороны и самооценке.

3-ей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у школьников реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля.

Необходимо применять самооценку на уроках различного типа, а также на разных этапах отдельных уроков.

Заключение

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. 
2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. 
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. 
4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов. 
5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
        И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. И роль учителя истории в этом нельзя переоценить.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!