СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Активные технологии обучения преподавания истории и обществознания в основной школе»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Активные технологии обучения преподавания истории и обществознания в основной школе»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Активные технологии обучения преподавания истории и обществознания в основной школе»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Вечерняя (сменная) школа № 7"


Иванюкова Ирина Николаевна,

учитель истории и обществознания


Выступление на конференции «Активные технологии обучения преподавания истории и обществознания в основной школе»


Активное обучение  - представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как дидактических, так и организационно-управленческих средств, широкое использование ими различных средств и методов активизации.

  Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным. Чтобы успешно осуществлять такое обучение,  учителям необходимо выработать систему новых установок. В частности, известный американский психолог К. Роджерс особо выделяет: открытость своим мыслям и переживаниям, способность их адекватно выражать в общении с другими; принятие ученика как личности, уверенность в его творческом потенциале, педагогический оптимизм, видение педагогом внутреннего мира ученика. Ученик для учителя должен быть не объектом, которым он управляет, а полноправным субъектом учения. Это значит, что педагог организует учебную деятельность не традиционно, а как процесс решения проблем разного уровня. Важным становится самостоятельный поиск ученика, а это зависит от того, насколько ученик овладевает методологией решения изучаемых проблем.

   Отличие активного и пассивного метода обучения можно проиллюстрировать следующим образом.

   Пассивный метод характеризуется доминированием воздействия учителя на обучающихся, центральная роль принадлежит учителю – транслятору знаний; в процессе обучения отсутствует общее обсуждение ключевых вопросов темы занятия.

   При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с учителем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

  Отличительные особенности активных форм проведения занятий:

 -  целенаправленная активация мышления, когда учащийся вынужден быть активным, независимо от его желания;

  - достаточно длительное время активности обучаемых (в течении всего занятия);

 - самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации эмоциональности обучаемых;

 - взаимодействие обучаемых строится преподавателем посредством прямых и обратных связей.

  Использование активных методов в процессе проведения уроков, выявление технологических процессов, операций и приемов организации обучения и составляют основу активной технологии обучения в школе.

   В основе ФГОС лежит деятельностный подход, а деятельность включает прежде всего, личный мотив, самостоятельную постановку целей, выбор содержания и методов работы и т.д., что возможно только при субъектной позиции человека (и учителя, и ученика) в работе и учебе.

   Для формирования субъектной позиции ученика в обучении образовательный процесс строится таким образом, чтобы ученик переходил от прямого управления его учебной деятельностью со стороны учителя к самоуправлению, от внешнего контроля к самоконтролю, от внешней оценки к самооценке. Такая логика организации обучения, воспитания, развития приводит к изменению позиции и ученика (он становится активным и заинтересованным участником учебного процесса), и учителя (он из урокодателя, отстраненного транслятора знаний становится педагогом мотиватором и помощником ученика, создающим условия и стимулирующим его личностный рост, познавательную активность и самостоятельность).

  Учителю с субъектной позицией на основе стандартов нужно проявить недюжинную волю, чтобы отказаться (сначала хотя бы частично) от монологического объяснения нового материала на всех уроках, а подумать, изобрести, создать проблемную ситуацию на уроке, чем вызвать интерес и желание детей, самим сформулировать цель, самим освоить хоть часть материала. Учителю субъекту нельзя бояться предоставить детям самостоятельность в поиске решения(М.М.Поташник, М.В.Левит «Освоение ФГОС: методические материалы для учителя»).

  Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемное обучение.

Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

Используя проблемный метод, стараюсь учитывать готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе.

Например, урок в 11 классе на тему: Германское нашествие. Трагическое начало.

  Цель: Раскрыть причины неудач Красной армии в начальный период войны.     Проблема: Верно ли предположение о том, что поражение Красной армии впервые месяцы войны явились следствием предварительного развития страны?

Ход беседы:

 1.В каком состоянии находились вооруженные силы СССР в конце 30-х годов?

 2.Содействовал ли политический режим и экономический потенциал СССР   в   данный   период   укреплению   обороноспособности   страны   или препятствовал?

 З.Что представлял собой командный состав Красной Армии в конце войны?

 4. Какова была сущность военной доктрины СССР?

 5.Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для Советского руководства? Обоснуйте свое мнение.

 6. Почему Сталин не прислушивался к предупреждениям советских разведчиков?

     В конце беседы подвожу итоги и совместно с классом записываем причины неудач.

     Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию?

     Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

Например: Западные историки считают, что именно СССР – виновник войны, т.к. подписал Рапалльский договор с Германией. Почему?

  Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется.

Например, при изучении темы «Правоотношения и правонарушения», 10 класс, можно предложить учащимся следующее сообщение:

 «Преступность в России анализирует Главное организационно-аналитическое управление Генеральной прокуратуры страны. Итоги первого полугодия неутешительны: прирост составил 5,2%. С учетом того, что рост правонарушений продолжается и даже растет, есть смысл разобраться в явлении более глубоко. 44,4% всех зафиксированных случаев преступности в России за первое полугодие – это хищение чужого имущества. Здесь динамика неравномерна: число краж подскочило на 8,7%. Красть стали больше, но меньше стали грабить (на 10,1%) и отбирать имущество методом разбоя (-5,6% динамики). Еще немного интересной статистики: рецидивистами совершается свыше половины всех преступлений, а каждый третий случай нарушения закона отмечен пометкой «отягчающее обстоятельство – под действием алкоголя».

Вопросы к тексту:

 В чем заключается проблема?

 Как государство ее решает?

 Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

 На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации.

 И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.

   Технологию проблемного изучения можно использовать  для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями (более модное название технологии – кейс-технология).

Метод разбора деловой корреспонденции.

   Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

 Например, по теме «Семейное право» в курсе обществознания в 10 классе можно рассмотреть такой случай:

 «В отдел социальной защиты одного из районов г. Казани обратились жильцы дома, которые просят принять меры в отношении своих соседей.

 Супруги, имеющие троих детей (двое – несовершеннолетние), злоупотребляют алкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь, отбирают родители»

Вопросы к тексту:

 1. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.

 2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае.

 3. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы?

4. С какого возраста ребенок сам может обратиться в соответствующие органы за помощью?

 5. Предложите Ваш вариант оказания помощи семье специалистом социальной службы

 Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Семейное право.

Метод ситуационного анализа.

 Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

    Например, по теме «Германия под властью фашизма» в курсе всеобщей истории можно рассмотреть причины прихода к власти партии НСДАП (Национал-социалистическая рабочая партия), анализируя текст учебника.

 «Кризис 1929-1933 гг. в Германии носил особо острый и глубокий характер. Производство сократилось почти на 40%, реальная заработная плата – 50%. Число безработных превысило 9 млн.человек, отсутствовало социальное страхование. Мелкие и средние предприниматели обанкротились. Кредитно-финансовую систему потряс целый ряд банкротств крупных банков. Германия продолжала выплачивать репарации странам – победителям.

  Экономический кризис разрушил политический фундамент Веймарской республики, который основывался на коалиции политических партий. Вину за бедствия немцы возлагали на республиканский режим, прежде всего на СДПГ. Население все больше склонялась к принятию политических и государственных тоталитарных теорий национал-социализма. До начала кризиса идеология нацистов не пользовалась популярностью. Однако по мере углубления кризиса поведение массового избирателя стало меняться.

  Нацисты обращались к различным слоям общества, обещая рабочим полную занятость, средним слоям – создание «здорового среднего сословия» и освобождение от процентного рабства, малоземельным крестьянам – земли на Востоке. Предлагали полностью пересмотреть решения Версальского договора, ущемляющего национальные интересы немцев».

Выборы в рейхстаг (май 1928 ноябрь 1932) (% поданных голосов)

Партии

20.05.1928

14.09.1930

31.07.1932

06.11.1932

КПГ

11

13

15

17

СДПГ

30

25

22

20

Центристы и др.

40

25

20

15

НСДАП

2,6

18

37

33

Вопросы к тексту:

1.Предложите, какие мотивы побудили  «среднего» немца на выборах в рейхстаг в 1932 г. отдать свой голос НСДАП.

2. Какую роль в росте популярности НСДАП сыграл мировой экономический кризис 1929-1932 гг.?

3. Как вы считаете, существовала ли в Германии альтернатива фашизму? Сформулируйте причины, которые помешали демократическим силам в этой стране предотвратить приход нацистской партии к власти? В ответе используйте материалы таблицы 13.  

4. Вопрос – «неожиданность»: За какую политическую партию вы бы проголосовали в сложившейся экономической и политической ситуации?    

Рефлексия. Я предлагаю вам составить синквейн по теме нашего урока со словом фашизм.

 Синквейн – это в переводе с английского пять строк:

Порядок написания синквейна:

первая строка – ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

вторая строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие;

третья строка – три глагола, выражающие действие понятия;

четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию;

пятая строка – одно слово (обычно существительное), через которые выражаются ассоциации, связанные данным понятием.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!