СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ГМО воспитателей. «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование технологии «Синквейн»

в речевом развитии дошкольников»

 

Слайд 1

Здравствуйте, я работаю воспитателем в детском саду № 10 на группе компенсирующей направленности. Тема моего выступления «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

    Решение формирования связной речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Я решила выяснить какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа?

Занимаясь самообразованием из интернет ресурсов я узнала о технологии синквейне она меня очень заинтересовала. И я стала её применять в работе с детьми. Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Слайд 2

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Слайд 3.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования синквейна вы видите на слайде.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Слайд 4

Я убедилась, что технология синквейн может легко интегрироваться с образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Применяя технологию синквейн в работе с детьми четкое соблюдение правил не обязательно. Правила вы видете на слайде.

Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

  1. строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
  2. строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. слова можно соединять союзами и предлогами.
  3. строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
  4. строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
  5. строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Слайд 5

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Слайд 6

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения).

Свою работу по обучению детей составлению синквейна я начинаю с самых простых, знакомых детям понятий. Например, всем известное понятие-цветок, спрашиваю у детей: Что делает цветок? (растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет).

Назовите несколько признаков к одному предмету (лимон).

Лимон какой? – жёлтый, кислый, сочный, ароматный.

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).

Слайд 7

Как вы думаете, можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать? (ответы)

Конечно, можно. Для этого мы вводим условные обозначения. Составить синквейн получается у всех. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Слайд 8

На слайде Вы видите алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать.

Дидактический синквейн я использовала в работе с дошкольниками, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляли в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.

 

 

Слайд 9

Конечно не всем детям нравилось составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому я учила детей составить синквейн и отвечать на вопросы, применяя методы и приемы: словесные, наглядные, практические в течение всего дня. Постепенно дети научились применять правила нерифмованных стихотворений.  Составление синквейна превратилось в увлекательную и познавательную игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн стала для них весёлым и занимательным занятием.

Мне самой было очень интересно наблюдать за детьми, ведь каждый раз дети проявляли разные эмоции при составлении синквейна. Ответы у детей полные, разнообразные, интересные.

Слайд 10

Синквейн, придуманные детьми: (вы видите на слайдах) (Артем. Х)

Что? Машина

Какая? Красивая, Быстрая

Что делает? Стоит, паркуется, Разгоняется

Предложение. Моя машина самая красивая

Ассоциация. Игрушка

Слайд 11

Синквейн «Школа» (Захар.)

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

Слайд 12

Предлагаю вам составить синквейн к слову «Педагог»

 

 

Какой он? (Современный, ответственный)

Что он делает? (воспитывает, объясняет, помогает)

Предложение о воспитателе, афоризм или пословица. (Много идей-мало времени)

Ассоциации, которые вызывает слово «воспитатель»? (Призвание).

Слайд 13

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

  • к одному слову-предмету по лексической теме
  • к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.
  • составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.
  • коррекция и совершенствование готового синквейна
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Предлагаю синквейн-загадку. Определите о ком идет речь?

1. ?

2. Серый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится этот зверек

5. Лес.

Слайд 14

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

В своей практике я использую и задания для совместной деятельности ребёнка и родителей: Я предложила родителям сделать копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.

Слайд 15

Предлагаю вам составить на этапе рефлексии нашей совместной деятельности синквейн о синквейне.

1. Что? Синквейн.

2. Какой он? Творческий, активизирующий.

3. Что он делает? Развивает, обогащает, уточняет.

4. Предложение. Синквейн помогает учиться.

5. Асоциации, которые вызывает это слово. Технология.

Слайд 16

Таким образом, на сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь в постановке правильности и осмысленности речи детей дошкольного возраста. Практика моей работы по обучению детей составления синквейна подтверждает эти слова.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ГМО воспитателей. «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников».»

  Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №10 Копейского городского округа Челябинской области.   Использование технологии «СИНКВЕЙН»  в  речевом развитии дошкольников Подготовила: Богданова Надежда Геннадьевна,  воспитатель г. Копейск 2019 г.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №10

Копейского городского округа Челябинской области.

Использование технологии «СИНКВЕЙН» в речевом развитии дошкольников

Подготовила:

Богданова Надежда Геннадьевна,

воспитатель

г. Копейск

2019 г.

  «Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»   Р. Эмерсон   Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО):  ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения;  способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;  творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;  может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;  проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;  способен к принятию собственных решений

«Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон

Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО):

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения;
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
  • может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений
Что такое «СИНКВЕЙН»? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами Актуальность и целесообразность использования синквейна :  открываются новые творческие интеллектуальные возможности;  способствует обогащению и актуализации словаря; носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)  используется для закрепления изученной темы;  является игровым приемом.

Что такое «СИНКВЕЙН»?

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять»

и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами

Актуальность и целесообразность использования синквейна :

  • открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
  • способствует обогащению и актуализации словаря;
  • носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
  • используется для закрепления изученной темы;
  • является игровым приемом.

Правила написания синквейна: Синквейн для дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить , что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна. 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. 4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме. 5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации). Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Правила написания синквейна:

Синквейн для дошкольниками как увлекательная игра.

Но нужно помнить , что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

  • 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.
  • 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
  • 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • 4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.
  • 5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

   Алгоритм составления синквейна     Модель синквейна  Предмет (тема) –слово-предмет Слова-признаки по теме. Слова- действия по теме. Предложение по теме. Ассоциация по теме: одно слово-предмет

Алгоритм составления синквейна

Модель синквейна

Предмет (тема) –слово-предмет

Слова-признаки по теме.

Слова- действия по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме: одно слово-предмет

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно : 1 этап – подготовительный (сентябрь-декабрь первого года обучения) Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время. Дидактические игры (настольно-печатные материалы).

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :

1 этап – подготовительный

(сентябрь-декабрь первого года обучения)

Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.

Дидактические игры (настольно-печатные материалы).

Условные обозначения слов для составления синквейна детьми:   Слово – живой предмет (кто?) Слово – неживой предмет (что?) Слово – определение (какая? какой? какое? какие?) Слово – действие (что делает? что делают?) Предложение Слово – ассоциация

Условные обозначения слов для составления синквейна детьми:

Слово – живой предмет (кто?)

Слово – неживой предмет (что?)

Слово – определение (какая? какой? какое? какие?)

Слово – действие (что делает? что делают?)

Предложение

Слово – ассоциация

2 этап – основной (январь – май первого года обучения). Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).  Алгоритм составления синквейна для дошкольников:

2 этап – основной (январь – май первого года обучения).

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Алгоритм составления синквейна для дошкольников:

 3 этап -практический (до конца второго года обучения).  Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам. Тема его может быть любой:  о природе;  о картине и литературном герое;  о маме или папе;  о настроении; … …

3 этап -практический

(до конца второго года обучения).

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Тема его может быть любой:

  • о природе;
  • о картине и литературном герое;
  • о маме или папе;
  • о настроении;
Дети сочиняют синквейны Машина Красивая, быстрая  Стоит, паркуется, , разгоняется Моя машина самая красивая.  Игрушка . 

Дети сочиняют синквейны

  • Машина
  • Красивая, быстрая 
  • Стоит, паркуется, , разгоняется
  • Моя машина самая красивая. 
  • Игрушка . 
 Школа Школа Светлая, большая  Учит, воспитывает, развивает  В школе получают новые знания. Задание

Школа

  • Школа
  • Светлая, большая 
  • Учит, воспитывает, развивает 
  • В школе получают новые знания.
  • Задание
Составить синквейн  по теме «Педагог» 1.Слово-предмет 2.Слова – признаки(2) 3. Слова-действия (3) 4. Предложение по теме 5. Синоним, ассоциация.

Составить синквейн по теме «Педагог»

1.Слово-предмет

2.Слова – признаки(2)

3. Слова-действия (3)

4. Предложение по теме

5. Синоним, ассоциация.

СИНКВЕЙН -ЗАГАДКА 1. ? 2. Cерый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится этот зверек 5. Лес.

СИНКВЕЙН -ЗАГАДКА

1. ?

2. Cерый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится этот зверек

5. Лес.

Педагогическая ценность Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело,  полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать! Обогащает словарный запас. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех. Активизирует и развивает мыслительную деятельность.

Педагогическая ценность

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело,

полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей,

ещё не умеющих читать!

  • Обогащает словарный запас.
  • Учит формулировать идею (ключевую фразу).
  • Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
  • Получается у всех.
  • Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
Синквейн о синквейне 1. Синквейн. 2. Творческий, активизирующий. 3. Развивает, обогащает, уточняет. 4. Синквейн помогает учиться. 5. Технология.

Синквейн о синквейне

1. Синквейн.

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

5. Технология.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!