СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на Едином методическом дне «Ранняя профориентация – психологический подход».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на Едином методическом дне «Ранняя профориентация – психологический подход».»

Слайд 1. Ранняя профориентация - психологический подход

В ФГОС дошкольного образования  определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Слайд 2. Определение ранней профориентации (зачитать со слайда).

Необходимость профориентации детей с дошкольного возраста отмечали отечественные и зарубежные исследователи психологии профессионального развития, такие как Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов, А.К. Маркова и другие.

В рамках преемственности детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования и в работе по профориентации. Внедрение программ и циклов занятий в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста, ориентированных на решение задач ранней профориентации, направлено: на успешное самоопределение личности каждого ребёнка и его профессиональное развития в будущем.

РЕЗУЛЬТАТЫ (зачитать со слайда).


Слайд 3. Действительно, осознавая в полной мере индивидуальные и возрастные особенности ребенка, можно создать психологические и педагогические условия его полноценного развития. Уже в трехлетнем возрасте ребенок проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности к реализации себя в той или иной деятельности. И мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области, а значит помочь ему с самоопределением, в том числе профессиональном.

В настоящее время в психологии сложилось несколько периодизаций профессионального развития и реализации личности.



(Обратить внимапние слушателей на слайд: «Отечественные исследователи психологии формирования и развития профориентации ..»)


В зарубежной психологии в качестве классического варианта рассматривается периодизация Д.Сьюпера, у него нас интересует первая стадия динамики профзрелости: «стадия пробуждения» (от 0 до 14 лет), в которой выделяется фаза фантазии (4-10 лет), где доминируют детские потребности, профессиональные роли проигрываются в фантазии. Профессионально значимые предпочтения и способности, согласно его работе, формируются с 11 до 14 лет.

Альтернативу его видению профессионального пути предложил Р. Хейвигхерс, которого интересовали не столько потребности и способности человека, сколько приобретение им установок и трудовых навыков, позволяющие быть полноценным работником. В данной периодизации наше внимание нацелено на первый этап – это идентификация с работником (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируют себя со своими работающими родителями, и намерение работать в будущем становится частью их Я-концепции.


Слайд 4. «Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов…».


Слайд 5. Современные образовательные технологии.

Как мы видим, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.


Слайды 6 - 7. Диагностика.

В ходе работы по ранней профориентации мы можем продиагностировать начальные, ожидаемые и итоговые ее результаты, используя как психологические так и педагогические методик и обследования детей дошкольного возраста.

Какие то из них вы увидите на слайдах, а часть я представлю устно..!


Из опыта работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста): Программа «Первые шаги в мире профессий», автор: воспитатель Давыдова Елена Анатольевна, детский сал «Лукоморье», г. Нефтеюганск, 2020.

Направление

Показатели

Установка ребенка

Сфера интересов

Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей.

С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т.п.).

С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс.

С интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы.

Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности .

•Мне это интересно

Сфера представлений

Способен рассказать:

-о профессии и месте работы родителей ;

-о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий ;

-о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат)

об общественной значимости труда;

-о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека:

• Я знаю

Сфера опыта и нравственных установок

Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности.

Гордится профессией своих родителей .

Способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание ценности результатов труда, сферы использования результатов труда).

Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений .

Сформирован:

-опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности (например: завинтить гайку, собрать простейший механизм и т.п.)

-опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности;

-опыт конструирования, изготовления макетов, моделей;

-опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека;

-опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму;

-опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда;

опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру;

-опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца;

опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности.

• Я пробовал и привык трудиться и создавать

•Мои родители меня поддержат


Как определить способности ребенка?

Можно ли еще в детстве определить профессиональное будущее? Оказывается, каждый из нас изначально обладает своим видом интеллекта. Американский клинический психолог Говард Гарднер утверждает, что есть как минимум восемь типов (отмечая что определить, какой тип интеллекта у ребенка, лучше всего смогут его родители).

Лингвистический тип


Логико-математический тип


Визуально-пространственный тип


Телесно-кинестетический тип


Музыкальный тип


Натуралистический тип


Экзистенциональный тип


Межличностный тип


Сформировать психологическую готовность ребенка как личности в осуществление им выбора будущей профессии, должен помочь раскрыть педагог, исходя из собственных интересов воспитанника, способностей и мотивов, а также в зависимости от его психологических особенностей темперамента и характера, условий воспитания ребенка и привития ему ценности труда. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную развивающую предметно-пространственную среду в которой в последующем и будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания детей.


НАШ ОПЫТ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!