СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление «Формы взаимодействия семьи и школы, способствующие формированию нравственных качеств личности учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Формы взаимодействия семьи и школы, способствующие формированию нравственных качеств личности учащихся»

Просмотр содержимого документа
«Выступление «Формы взаимодействия семьи и школы, способствующие формированию нравственных качеств личности учащихся»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Волжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Василия Михайловича Репринцева»














Выступление на ШМО



«Формы взаимодействия семьи и школы, способствующие формированию нравственных качеств личности учащихся»













Подготовила: учитель начальных классов В. А. Сапрыкина


















Волжанец 2021
















«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.

Родители – пример ему».

Песталоцци

Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Семья, - как говорил русский философ И.А. Ильин, - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.

Первые уроки нравственности дети получают в семье.
Именно семья является первым важным социальным институтом на пути нравственного становления личности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком воплощенными во всем образе жизни семьи и, даже еще им не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Роль семьи в современных условиях возросла многократно: от нее во многом зависит сохранение идеалов, цели в жизни. Важно уберечь детей от злобности, нетерпимости, утраты здравого смысла, сформировать у них правильное отношение высоконравственной системы ценностей. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности, доброта, терпимость, честность, порядочность, умение сострадать другим людям, трудолюбие, бережное отношение к природе – вот те главные ценности, которые закладываются в раннем детстве.

Но, несмотря на то, что семья является главной средой формирования личности, она не может создать условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой личности. Так же и школа, с какими бы то ни было, талантливыми воспитателями, не может, изолированно от семьи, дать качественное развитие личности. Не зря предки наши называли семью "малой церковью". Здесь зарождается зерно духовности, здесь пробиваются ростки уважения к старшему поколению, традициям и устоям.

Взаимодействие школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями.

При этом использую комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Значительное место отводится просвещению родителей. Используются разные формы и методы работы с родителями. Родительские собрания проводятся в разнообразных формах: это тренинг, родительский семинар, семейный клуб, вечер вопросов и ответов, круглый стол.

Темы родительских собраний:

« Особенности адаптации ребёнка к школе», « Значение режима дня в жизни школьника», “Гиперактивный ребенок”, “Воспитание сознательной дисциплины”, «Как научить ребёнка учиться», «Традиции семьи и их значение в воспитании», «Как научить ребёнка быть нравственным», « Вот и стали мы на год взрослей», «Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями», «Как научить ребёнка быть самостоятельным», «Поощрение и наказание детей» «Первые уроки школьной отметки» « Как научить своего ребёнка жить в мире людей» и т.д.

На родительских собраниях не только подводятся итоги успеваемости и поведения детей, но и разбираются различные педагогические ситуации, проводятся психологические игры- тренинги.

Всё многообразие духовного богатства нашего народа как нельзя лучше усваивается детьми в процессе проведения фольклорных праздников: «Масленица», «Пришла Коляда- отворяй ворота», «Пасха». Именно на этих мероприятиях возрастает интерес к русской национальной культуре, происходит духовно-нравственное развитие личности.

Формирование духовно-нравственных качеств происходит и на классных часах. Тематика классных часов разнообразна: « Я и мои друзья», «День Знаний», «К вам пришли гости», «Весёлый мир природы», «Поведение на улице, в общественных местах».

Традиционными стали мероприятия: «Милая, любимая, родная» (День Матери), «8 марта», «День защитника Отечества», Военно- патриотическая игра «Зарница», « Прощай… класс», «Осенний калейдоскоп».

Мероприятия стали традиционными, но формы проведения каждый год разные. На празднование «Дня Матери» приглашаютя не только наши мамы, но и бабушки.

Активная жизненная позиция родителей рождает у ребенка чувство гордости за своих родителей, желание рассказать о своей семье, побуждает детей к творчеству. Они охотно пишут сочинения о своих домашних животных, семейных праздниках, о впечатлениях и чувствах, о книгах, которые прочитали, о людских пороках.


В результате взаимодействия семьи и школы у ребят повышается интерес к истории и культуре родного края, расширяется их культурный кругозор. Они приобретают возможность реализовать свои творческие способности, становятся более активными, участвуют в общешкольных мероприятиях, что способствует сплочению детского коллектива. Однако необходимо помнить, что духовность невозможно воспитать определённым количеством проведённых мероприятий. Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим и непрерывным.


Формы работы классного руководителя с семьей учащегося

   В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)

Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.

Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии  с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.

Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.

   Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

   Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

   Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.

   Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

   Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе.

   Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.

   Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

      Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

   Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.

   Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

.

Родословная воспитания семейных ценностей:
- привлечение семей к осознанию ценностей семейного воспитания;
- пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;
- привлечение учащихся к познанию истории родного края, его героического прошлого, истории своей семьи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!